
Чтобы предынвестиционная проверка была максимально полезной и эффективной, необходимо учесть риски, присущие этой отрасли
Российское животноводство является одной из приоритетных отраслей российской экономики. Животноводы не только обеспечивают продовольственную безопасность страны, но и постоянно наращивают свое присутствие на мировом рынке. Неудивительно, что животноводческие предприятия являются объектами инвестиционного интереса.
Предприятия животноводства отличаются от иных видов производств большим количеством нюансов, связанных с тем, что продукцией, материальным расходом или основным средством (а часто всем сразу) такого предприятия являются живые организмы, свойства которых непрерывно изменяются в процессе самого производства и возможности учета фактических показателей ограничены. Вместо них используются нормативные, например, такие как живой вес и балансовая стоимость животных на выращивании и откорме почти по большей части являются расчетными по нормативам, а не фактическими показателями. Чтобы предынвестиционная проверка была максимально полезной и эффективной, необходимо учесть риски, присущие этой отрасли.
Наиболее интересные риски (и способы их проверки), с которыми может столкнуться покупатель, планирующий инвестиции в животноводство:
«Несущественные» продажи «дружественным» или связанным сторонам
Обычно такие продажи детально анализируются консультантом в том случае, если их уровень существенности превышает порог, который может повлиять на инвестиционное решение. Таким образом, большинство подобных продаж не анализируется, так как не являются существенными. Почему это может быть ошибочно? Приведем такой пример. Компания-производитель инкубационного яйца продает связанной стороне яйцо по номенклатуре столового по цене в три-пять раз ниже цены инкубационного. Руководство компании объясняет, что не каждое яйцо подходит для инкубации, поэтому приходится избавляться от такого яйца, реализуя его в качестве столового. Стоимость таких продаж может не превышать порог существенности, но в количественном выражении продажи могут быть значительными. В нашей практике был пример, когда в результате разовых сделок по продаже инкубационного яйца как столового упущенная выгода составляла десятую долю от продаж за год. Потенциальному инвестору при подготовке к сделке необходимо принять во внимание такие продажи, особенно если планируется поддерживающая инвестиция или сделка на партнерских началах: это позволит исключить злоупотребления текущего собственника и вывод средств после совершения сделки.
Накапливание затрат в составе запасов с целью завышения доходности
Животные на откорме учитываются в составе запасов. Одинаковое количество голов животных может иметь разную стоимость в связи с их удорожанием с каждым месяцем откорма. Если стоимость животных в составе запасов выросла, то можно сделать вывод, что возраст животных увеличился в процессе естественного цикла выращивания. Эту гипотезу стоит проверить более детально, так как компании могут занижать себестоимость, накапливая затраты в составе запасов для демонстрации высокой доходности перед потенциальным инвестором.
По нашему опыту, выявить факт манипулирования данными не всегда легко, так как анализировать возраст каждого животного довольно затруднительно, а учет затрат в составе запасов часто ведется в компаниях котловым способом с применением различных счетов бухгалтерского учета, где с одного счета затраты перекидываются на другой, а затем обратно. Таким образом постоянно генерируются обороты внутри бухгалтерских счетов запасов и создается видимость их ликвидности.
Простой способ выявить факт манипулирования в данных — сравнивать между разными периодами соотношения трех показателей: количества голов; живого веса в килограммах; суммы накопленных затрат в составе запасов. Если в каком-то периоде отношение первого и второго показателей будет аналогичным, а третий показатель будет существенно отличаться, то можно говорить о манипулировании финансовыми данными с целью демонстрации высокой доходности.
В нашей практике был случай, когда себестоимость в один из периодов проверки была снижена на 25% за счет необоснованного накапливания затрат в составе запасов.
Накапливание затрат в составе внеоборотных активов
Для улучшения показателей отчетности компании могут относить часть операционных затрат в состав необоротных активов. К примеру, на одном из наших недавних проектов предприятие по выращиванию КРС раздувало показатель НЗС, аргументируя это тем, что оно начало строительство новых мест содержания на территории животноводческого комплекса, и относит в стоимость НЗС труд работников и затраты на строительные материалы. Чтобы проверить, почему часть операционных затрат капитализируется, нам потребовалось тщательно проанализировать, какие виды затрат были отнесены в состав НЗС, а покупателю потребовался выезд на место строящейся площадки для инспекции стройплощадки. В результате был выявлен факт необоснованного накапливания операционных затрат в составе НЗС с целью завышения показателя EBITDA в проверяемом периоде, так как стоимость затрат, отнесенных на этот проект, была несопоставима с этапом текущего строительства.
Сомнительные дебиторы
Как правило, перед планируемой сделкой консультант фокусируется на проверке просроченной дебиторской задолженности, которая находится без движения более одного года. Остальные дебиторы признаются текущими и не исследуются детально. Что в таком случае можно упустить?
Если планируемая сделка вынужденная, например, бизнес выкупается за долги, то продавец может использовать свой последний год «у руля» для того, чтобы вывести часть свободных средств в подконтрольные себе компании под видом операционных закупок со 100% авансированием или операционных продаж со 100% пост-оплатой. Как правило, это фирмы однодневки, различные ИП и КФХ. По нашему опыту, в рамках проверки для выявления рисков потребуется изучить не только срок возникновения, но и надежность всех существенных дебиторов, включая текущих, например, через сервисы проверки контрагентов.
Перечисленные зоны риска — лишь часть того, с чем мы сталкиваемся при проведении финансового due diligence в сфере животноводства. Опыт Группы SRG, насчитывающий более 50 предынвестиционных проверок сельхозкомпаний в интересах банков и инвесторов, показывает, что проведение квалифицированной предпродажной экспертизы является залогом продуктивных переговоров и формирования уверенной позиции в отношении цены в рамках планируемой сделки M&A.
Автор — заместитель директора направления «Оценка и финансовый консалтинг» Группы SRG.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.