Цены растут из-за дорогой логистики

Для стабилизации цен на продукты питания необходимо снижать логистические издержки, но планы по развитию инфраструктуры пока только сокращаются

Проблема более высокого уровня цен на продукты питания в регионах Сибири, Дальнего Востока и Севера связана, прежде всего, с проблемами логистики. Однако их ускоренного решения в ближайшей перспективе не предполагается.

Цены на продукты питания в регионах сильно различаются, причем в регионах с низким уровнем доходов цены могут быть выше среднероссийских. Так, по данным , в 14 регионах стоимость минимального набора продуктов питания превышает среднероссийский уровень более чем на 20% (см. рисунок). Например, если в среднем по стране такой набор стоит 4363,8 руб., то в Ханты-Мансийском автономном округе — 5284,6 руб., а в Чукотском — 10992,8 руб.

01.jpg

В декабре 2020 года Минпромторг предложил зафиксировать цены на продукты питания на разных уровнях для разных регионов. По словам замглавы ведомства Виктора Евтухова, «для регионов Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера будут введены поправочные коэффициенты». Введение таких коэффициентов он объяснил «достаточно дорогой логистикой».

При этом по уровню жизни некоторые из этих регионов, наоборот, отстают от среднероссийского уровня. Так, в Архангельской области (без Ненецкого автономного округа) цены на 23,9% выше среднероссийского уровня, а среднедушевые денежные доходы — на 5% ниже (данные третьего квартала 2020 года). В Еврейской автономном округе цены на 29,7% выше, а среднедушевые доходы — на 24,9% ниже. В Приморском крае среднедушевые доходы на 1% выше среднероссийского уровня, однако цены на продукты питания выше на 34,2%. В Хабаровском крае разница в доходах и ценах составляет 9,9% и 38,5% соответственно.

Аналогичная ситуация наблюдается и по отдельным видам товаров. Так, в девяти регионах страны цены на сахар-песок более чем на 20% превышают среднероссийский уровень. Наиболее значительно — в Чукотском автономном округе (на 81%), Магаданской области (35,1%) и Камчатском крае (33,5%). 

Эффект «достаточно дорогой логистики», о которой говорил замглавы Минпромторга Евтухов, можно оценить на примере продуктов, которые в России не производятся, а только импортируются, например, бананов. Соответственно, различия в ценах на бананы будут обусловлены в первую очередь логистическими издержками. В Дальневосточном федеральном округе стоимость бананов на 51,1% превышает средний уровень по стране, а в отдельных регионах ДФО — и того больше: в республике Саха (Якутия) — в 2,2 раза, в Магаданской области — в 2,6 раза, в Чукотском округе — в 5,2 раза. Похожая ситуация наблюдается и в ряде регионов Сибири: в Иркутской области бананы на 30,4% дороже, чем в среднем по стране, в республике Тыва — на 26,1%, в Красноярском крае — на 21,4%.

Подавляющее большинство регионов, где уровень цен сильно превышает среднероссийский, — это регионы, удаленные от Москвы и основных сельскохозяйственных территорий. Напротив, в центральных регионах, с развитым сельским хозяйством и логистической инфраструктурой, цены зачастую ниже среднероссийского уровня. Например, в Воронежской и Курской областях в ноябре 2020 года минимальный набор продуктов питания был на 16,6% дешевле, чем в среднем по стране, в Саратовской области — на 15,7%, в Татарстане — на 13,9%, в Волгоградской области — на 12,8%, 

Высокие логистические издержки для отдельных регионов во многом связаны с недостаточной логистической инфраструктурой. По данным Всемирного банка, по уровню развития логистики Россия сейчас занимает 75 место в мире — недопустимый показатель для такой огромной территории. В этой ситуации бремя высоких издержек на транспортировку сырья и продукции в конечном итоге несут потребители.

Для стабилизации цен необходимо снижать логистические издержки. Однако активного развития инфраструктуры, судя по всему, ожидать не стоит. В обновленном плане деятельности Министерства транспорта на 2019-2024 годы ряд целевых показателей ухудшен по сравнению с предыдущей версией (см. таблицу). В частности, сокращены плановые показатели по строительству и реконструкции федеральных автодорог (примерно на ¼ на 2021-2022 годы). При этом планы создания и реконструкции региональных и местных дорог увеличены, однако в целом объемы строительства и реконструкции региональных и местных дорог в отдельные годы будут в 2-10 раз меньше, чем для федеральных. В результате, если сейчас около 45% региональных и местных дорог не соответствует нормативным требованиям, то к 2024 году это значение, по плану, должно улучшиться лишь до 51%. В новой версии плана также снижены целевые показатели по вводу мощностей узловых грузовых транспортно-логистических центров, которые являются критически важными элементами логистической инфраструктуры.

Ограничение цен на продовольствие приведет к искажениям рынка и условий работы производителей продуктов питания. Решение же проблемы высоких цен на продовольствие, особенно в северных, сибирских и дальневосточных регионах страны, требует долгосрочных стратегически важных шагов, прежде всего по совершенствованию логистики. Для этого планы по развитию транспортной инфраструктуры должны быть пересмотрены в сторону повышения целевых показателей, а не наоборот.

02.jpg

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Загрузка...