Импортозамещение снизу. Малые предприятия готовы взяться за производство запчастей для сельхозтехники

Журнал «Агротехника и технологии»

Журнал «Агротехника и технологии»

Дефицит иностранных запчастей могут компенсировать небольшие региональные предприятия. По крайней мере, частично. К такому мнению склоняются участники рынка, отмечая, что в краткосрочной перспективе выпуск деталей на таких производствах станет наиболее вероятным вариантом развития событий. О том, способны ли небольшие предприятия справиться с этой непростой задачей, и какие шаги предпринимают аграрии, чтобы решить проблему нехватки запчастей, с журналом «Агротехника и технологии» поделились эксперты и участники рынка

Как замечает председатель правления ассоциации дилеров сельскохозяйственной техники «АСХОД» Александр Алтынов, в ряде случаев дефицит иностранных запчастей вполне могут компенсировать небольшие региональные предприятия. Такой вариант развития событий вполне логичен и с точки зрения самих аграриев, и с точки зрения дилеров европейской и американской техники, оставшихся без централизованных поставок. Более того, есть сведения, что некоторые дилеры уже начали собирать информацию о российских предприятиях, готовых заместить выпавший ассортимент. Вопрос в другом: насколько такие заказы интересны заводам?

«Российские заводы, выпускающие несложные мелкие детали, привыкли работать «на хорошей марже» и им вряд ли будут интересны редкие заказы. Под это надо закупать металл, производить расчёты, выделять производственные линии, что может оказаться дороже единичного заказа. Даже если заказчики скооперируются, дальнейших поставок от партнёров никто не гарантирует», — рассуждает Александр Алтынов.

Это с одной стороны. С другой, мало кто из заказчиков согласится вести работу, которую, по идее, должны вести отделы продаж самих заводов: искать по рынку заказы, формировать их в схожие категории и разрабатывать техническую документацию, рассказывает эксперт.

Тем не менее, прецеденты такой работы есть. Например, в компании «» (поставщик и официальный дилер сельскохозтехники) уже около полугода существует специально выделенное направление, которое занимается вопросами закупки аналогов иностранных запчастей. «У нас есть чертежи, размеры, марки металлов и других материалов, с которыми наши специалисты едут на производства, где получают информацию о том, выполнима ли задача, в каких объёмах и сколько это будет стоить. Какие-то простые вещи типа прокладок нам уже удалось заменить аналогами. А вот с гидравликой всё намного сложнее», — рассказали «» в компании.

В «ЭкоНиве» также отмечают, что если их интерес по ассортименту запасных частей будет совпадать с интересами других участников рынка, то, возможно, компания будет поставлять запчасти и им. 

Тем не менее, говорить о сформированной тенденции рано, тем более что и запросы основных клиентов не всегда получается удовлетворить  - заводам не интересны разовые заказы. «Из сложившейся ситуации может быть два выхода, — полагают в «ЭкоНиве». — Либо поиск более гибких производств (благо в России их огромное количество), либо кооперация заказчиков, чтобы объёмы стали заводам интересны».

Однако далеко не все эксперты уверены в возможности реализации вышеописанных схем. «Никаких частных агрегаторов, аккумулирующих запросы отрасли, на российском рынке нет, и в ближайшее время они вряд ли появятся, — сомневается независимый эксперт в области сельхозмашиностроения Андрей Горгодзе. — Аграрии крайне неохотно кооперируются и предпочитают решать свои проблемы в одиночку».


Впрочем, мелким фермерам решить вопросы гораздо проще. Ведь на местных заводах можно заказать только несложные изделия, которые как раз и востребованы в небольших хозяйствах. «Я сам обращался на одно из таких производств и размещал заказ на диски для сеялки , которых в России не было», — рассказывает руководитель фермерского хозяйства Никита Токмаков, добавляя, что, так или иначе, проблемы с запчастями есть у всех производителей сельхозтехники, и тенденция к увеличению заказов запчастей на местных производствах существует.

Это подтверждает и директор смоленского предприятия «ТЕКССАР» (производство комплектующих для сельхозтехники) Сергей Тимашков. По его мнению, обращение аграриев на местные производства — наиболее вероятный вариант развития ситуации в трёх-пятилетнем горизонте. По крайней мере, до тех пор, пока проблемная техника не будет заменена. «К нам стали чаще обращаться наши старые клиенты. Причём, это и фермеры, имеющие два комбайна, и крупнейшие холдинги. Объёмы заказов увеличились на порядок», — рассказывает он, добавляя, что среди его клиентов нет только тех, у кого техника находится на сервисном обслуживании. 

Этому есть логичное объяснение, комментирует Александр Алтынов. Оригинальные техника или запчасти перед выходом на рынок проходят период испытаний, в течение которого многократно дорабатываются, причём, доработка идёт с пониманием логики всего производственного процесса. Механически скопировать такую деталь, конечно, можно, но никто не гарантирует, что копия будет работать как оригинал.  

Поэтому замена оригинальных запчастей на неоригинальные вряд ли оформится в долговременную тенденцию, считает Александр Алтынов. К тому же, небольшому предприятию нет особого смысла экономить на запчастях к одной-двум единицам техники. Легче, пусть и дороже, купить оригинальные запчасти. Смысл в экономии возникает только при заинтересованности крупных игроков, которые действительно получат выгоду от замены запчастей на сотни единиц техники в своём парке, объясняет он.

Только прямое общение

Тем не менее, «локальное импортозамещение» не скоро сойдёт на нет. Более того, спрос на запчасти отечественных производителей будет только возрастать. И косвенное подтверждение тому — увеличение количества заказов аграриями на маркетплейсах. Но, несмотря на это, участники рынка не возлагают слишком большие надежды на такие платформы. «У нас есть два государственных ресурса, на которых размещается информация от отечественных производителей, но я, не первый год работающий в отрасли, не сумел разобраться в процедуре оформления», — делится Александр Алтынов. К тому же, в отрасли о существовании таких сервисов знают далеко не все. «Наверное, биржа импортозамещения и появилась, но мне об этом ничего не известно», — говорит Сергей Тимашков. 

В свою очередь, в пресс-службе Минпромторга отмечают, что их запущенным совместно с Фондом развития промышленности и Агентством по технологическому разви-тию на базе электронной торговой площадки Газпромбанка в апреле 2022 года «Сервисом импортозамещения» к концу января 2023 года воспользовались более 3,8 тыс. заказчиков, а общее количество поставщиков достигло почти 38 тыс.  «Количество ценовых запросов на продукцию российского происхождения превысило 180 тыс., а число предложений российской продукции достигло 415 тыс. позиций и продолжает увеличиваться. Общее же количество сделок с момента запуска сервиса составило около 52 тыс. на общую сумму почти 40 млрд руб.», — сообщили «» в ведомстве. 


Растущий интерес аграриев к закупкам в интернете отмечают и в аграрном маркетплейсе «Поле.рф». «Согласно данным нашей платформы, за последний год спрос на запчасти вырос в 5,5 раз, а спрос на покупку в лизинг — в 7. Мы чётко прослеживаем два тренда: продление срока эксплуатации сельхозтехники и постепенное нарастание тренда на закупку запчастей и сельхозтехники на маркетплейсах», — комментирует генеральный директор «Поле.рф» Евгений Белов. 

Другое дело, что интерес этот касается, прежде всего, белорусской техники. По словам Евгения Белова, в последнее время одним из наиболее популярных брендов в запчастях для сельхозтехники стали тракторы «Беларус», а из деталей больше всего востребованы передние мосты для МТЗ и запчасти к ним. Также хорошим спросом пользуется продукция Ярославского моторного завода, добавляет Белов.

Тем не менее, в том, что через маркетплейс или подобные агрегаторы можно решить вопрос с поиском запчастей, уверены далеко не все аграрии. «Понимая потребность таких же фермеров, мы сами сделали приложение-агрегатор с контактами поставщиков запчастей на сельхозтехнику «АГРОКОМПАС». И столкнулись с тем, что аграриям необходимо самим выходить на конкретных людей, вести диалог, предлагать решения. Просто на странице интернет-магазина сложно подобрать какое-то готовое предложение. Оно вообще может не подходить. Чаще нужны индивидуальные решения», — заключает Никита Токмаков.

Детали производства 

Поиск производств, способных выполнить заказы, сопряжён и с другими трудностями, говорит Андрей Горгодзе. Текущая ситуация в корне отличается от недавней, уже ставшей для всех привычной, когда технику было легче купить, чем чинить или разрабатывать, так что вести диалог с заводами на понятном для них языке в ряде случаев некому. «Проблема в том, что большая часть специалистов по снабжению не являются «технарями», они менеджеры, и производственного опыта, как и опыта размещения заказов на заводах у них нет», — объясняет эксперт.

Но если этот вопрос решить, то замена запчастей потребует гораздо меньше времени. Так, по словам эксперта, на одном из российских предприятий, зависевшем от украинских поставок, их замена потребовала всего около семи месяцев. «Не проблема даже если нет чертежей, по которым сделана деталь, и точных характеристик металла: когда она попадает в руки квалифицированного инженера, включается основанная на многолетнем знании логика, что позволяет понять, каким образом её наилучшим образом сделать. А советская школа как раз тем и отличалась, что давала универсальные, а не узкоспециализированные знания», — отмечает Андрей Горгодзе.

Однако есть вопросы технологического характера — в скором времени отечественное сельхозмашиностроение может столкнуться с острым дефицитом станков (эту проблему журнал «» подробно разбирал в статьях «Мимо станкостроения» и «С завода по запчасти», №6, 2022 год). «Российские станки практически не выпускаются, поэтому большинство из них давно исчерпали свой ресурс. А единственная альтернатива — иностранные станки, которые теперь поставляются в ограниченном объёме, да и, во всяком случае, слишком дороги для небольших региональных предприятий», — сетует директор «БДТ-АГРО» (производство навесной сельхозтехники) Сергей Стругов. 

На этот счёт в отрасли есть и полярные мнения. «Не вижу никаких проблем делать на российских предприятиях запчасти или комплектующие даже для узкоспециализированной техники, типа картофелеуборочной. Мы сами производим много таких специфических комплектующих», — отмечает Сергей Тимашков.

По его словам, чтобы изготовить сложную деталь, требуется от трёх до пяти месяцев. При этом документации со стороны заказчика может быть минимум, и тогда приходится собирать информацию или самим проводить экспертизу материалов. Конечно, первый образец получается гораздо дороже уже налаженного серийного производства, ведь надо наладить линию, настроить оборудование и прочее, но зато последующие образцы будут дешевле, заключает специалист.

Загрузка...
Агротехника и технологии

«Агротехника и технологии»