Сергей Пластинин -Агроинвестор
Добро пожаловать на "Агроинвестор 2.0". Старую версию сайта можно найти по этой ссылке. Об ошибках и пожеланиях можно сообщить здесь.
Не более 5МБ
Спасибо! Вы подписаны на нашу рассылку!

Сергей Пластинин
Антон Осипов
Агроинвестор
февраль 2009
«Решил заняться тем, что было хорошо знакомо»
Фото: Личный архив

У совладельца «Вимм-Билль-Данна» Сергея Пластинина много проектов, кроме пищевого: от земли под девелопмент вблизи Большого Сити до выпуска противогазов и пошива одежды, которая продается в бутиках, носящих имя его дочери. Больше трех лет он еще и сельхозпроизводитель: ему принадлежит холдинг «Развитие регионов», у которого более 100 тыс. га земли под Рязанью. В интервью «Агроинвестору» Пластинин рассказал, что хочет войти в топ-5 крупнейших производителей молока-сырья, купить 250 тыс. га в нескольких регионах, а свой аграрный бизнес он оценил в $500 млн.

— Почему вы создали свой агрохолдинг?

— С 2003 года у меня появилась возможность инвестировать свободные средства. Было много интересных предложений. [Кроме других проектов — см. врез «Какие еще бизнесы есть у Пластинина» — «АИ"], я решил заняться тем, что было мне хорошо знакомо — сельским хозяйством.

— Как вам предложили этот проект?

— Скорее, это я предложил свои инвестиции — рязанскому бизнесмену Юрию Сандину. Это мой давний знакомый из деловых кругов, но раньше совместных проектов у нас не было. Юрий хорошо знает регион и давно работает в агропроме. У него тогда было небольшое хозяйство. А Рязань привлекла меня тем, что это ближайшая к Москве черноземная область. Сейчас Юрий оперативно управляет холдингом, в который уже входят двадцать сельхозпредприятий и два элеватора. Мы работаем на 101,7 тыс. га, из которых 87 тыс. га — сельхозугодья (в том числе 80 тыс. га — пашня). Мы, кстати, отличаемся от многих агрохолдингов, начинавших с создания земельного банка, а сейчас его осваивающих: развиваемся органически, присоединяя хозяйства одно за другим.

— Сколько всего партнеров в бизнесе?

— Трое. Кроме меня и Сандина, есть еще один финансовый инвестор.

— Какая доля принадлежит лично вам?

— Мне принадлежат 50% холдинга.

— У вас есть другие совместные проекты?

— Нет.

— А почему вы не занялись развитием сель- ского хозяйства внутри ВБД?

— В ВБД уже есть агрохолдинг, его активы сосредоточены на Кубани. Изначально у компании был замысел полностью обеспечивать себя молоком. Но было решено, что это все-таки непрофильный бизнес.

— Сколько средств вы вложили в «Развитие регионов»?

— За 2005−2007 годы в действующее производство — растениеводство и молочное животноводство — было вложено $15,5 млн. Всего с учетом денег, полученных по нацпроекту, наш инвестплан рассчитан на 6,9 млрд руб., из них 5,3 млрд руб. уже вложены. 3,9 млрд руб. этой суммы приходятся на заемные средства и еще 1,4 млрд руб. реинвестированы компанией в развитие свиноводства и две мегафермы [из собственной прибыли]. Сбербанк и РСХБ открыли нам пяти- и восьмилетние кредитные линии с субсидируемой ставкой. Все средства освоим до конца 2009 года, а в 2010-м холдинг должен заработать на полную мощность. Больше я не планирую вкладывать в него собственные средства.

— Изменилась ли инвестпрограмма компании вследствие кризиса?

— Она не изменилась. Как можно скорректировать программу, когда все объекты минимум наполовину построены? На первую мегаферму в июле 2008 года из Канады завезено 1550 коров голштино-фризской породы с годовым надоем 7−9 тыс. л. В ноябре появилось потомство, соответственно, тогда же мы получили первое молоко. К концу 2009 года закончим вторую мегаферму на 2000 коров. Проектная мощность каждой — 18 тыс. т/год молока.

— Как планируете развивать свиноводческое направление?

— Построена первая очередь племзавода на 840 маток, возводятся два репродуктора на 5020 маток каждый и две откормочные площадки. На последних единовременно содержатся по 37 тыс. голов. Мощность на выходе — по 125 тыс. товарных свиней в год с каждой площадки. С декабря 2007-го по май 2008 года завезли на предприятие из Ирландии 905 чистопородных маток, 64 хряка и начали производить свинину.

— Мясо продаете комбинатам или сетевым магазинам?

— Пока большая часть свинины реализуется на заводы по 82 руб./кг живого веса и 150 руб./кг, если это мясо на кости. Делаем и первые поставки в магазины, ведь всего в паре сотен километров от наших хозяйств Москва, крупнейший потребитель мяса. Благодаря работе в ВБД я лично знаком с руководством столичных сетей. Поэтому наша основная идея — снабжать охлажденной свининой главным образом московские торговые сети. Еще на этапе проектирования свинокомплекса наши менеджеры работали в тесном контакте с их представителями, чтобы понять, какой им нужен продукт.

— И какой же?

— Мы будем производить мясо в полутушах и четвертинах. Оно должно быть в потребительской упаковке (вакуум и модифицированная атмосфера). Натуральные полуфабрикаты планируем делать в той же упаковке, фасуя его по 5−7 кг для мясных цехов гипермаркетов и по 0,2−0,5 кг — для продажи в торговых залах. Свинину станем брендировать, сейчас выбираем название для торговой марки. Для переработки мяса, на которое потребительский спрос минимален (такого как обрезь), в перспективе хотим создать небольшое производство колбас.

— Вам потребуется цех убоя.

— Да, и он сейчас строится. Рассчитан на 50 тыс. кг мяса в полутушах за смену. Мы нашли голландскую технологию, по которой в цехе убоя можно полностью перерабатывать отходы. Например, из органических будем делать корм для животных.

— У вас большое стадо коров. Значит, будет не только молоко, но и говядина?

— КРС — молочный. На мясо пускать его будем разве что по мере выбраковки, но это не более чем побочный продукт.

— Вы говорите, что агрохолдинг построит две фермы на 2 тыс. коров каждая. Но дойное стадо у вас уже сейчас 7 тыс., а всего КРС — 14 тыс. Это наследство ранее купленных хозяйств?

— Да, каждое имело свои фермы. Это старые помещения, но мы и ими активно занимаемся. Отремонтировали, закупили дойное и холодильное оборудование, сделали выбраковку, наладили искусственное осеменение, внедряем программу племенного учета. В итоге поголовье не сократилось, а возросло. До конца 2009 года планируем увеличить дойное стадо с 7 до 11 тыс. Нам также удалось значительно повысить надои. Раньше они составляли 2,5−3 тыс. л/год, а теперь — 4,7−5 тыс. л/год.

— В презентации компании сказано, что к 2010 году она хочет войти в «пятерку основных национальных игроков» рынка молока. Как это произойдет?

— С запуском двух мегакомплексов мы станем одним из крупных игроков в центральной России. Предполагаем и дальше присоединять хозяйства. Правда, учитывая нынешнюю экономическую ситуацию, не уверен, что будем строить мегафермы с нуля.

— На ваш взгляд, как будут меняться цены на молоко после введения техрегламента?

— Теоретически его введение должно увеличить цену на сырье в местах большого потребления молока, то есть вокруг крупных городов. Но еще со времен СССР большое количество молока производится далеко от центров потребления. Так, у ВБД есть завод «Карасукское молоко» в г. Карасук. Предприятие специализируется на продукции, которую можно перевозить на дальние расстояния: сухое обезжиренное молоко и масло. Таких заводов в России немало. Если на «молочный напиток» спрос упадет, там, где молоко сушат, цена на цельное сырье тоже снизится.

Есть еще один фактор, но его трудно прогнозировать. Многие российские хозяйства не могут реализовать урожай: мировая цена на зерно сильно упала, да еще уродилось оно в основном фуражным. А кредиты банкам надо возвращать. Уже есть примеры, когда хозяйства начинают резать коров. На мясокомбинате реально получить около $1,5 тыс за каждую. Если в хозяйстве 2 тыс. коров, то это уже $3 млн живых денег — можно вернуть долги. Пока данное явление не носит массового характера, но мы опасаемся такого исхода.

— Получается, закупочная цена молока для хозяйств вроде вашего, расположенных рядом с городами, вырастет в любом случае?

— Сырого — да, если не упадет потребление населением конечных молочных продуктов.

— Почему холдинг не сконцентрировался на чем-то одном, а занялся сразу молоком, свининой и зерном?

— Изначально была идея специализироваться на молоке и свинине. Для контроля цепочки добавленной стоимости мы планировали выстроить интегрированный холдинг: земля-корма-силос-молоко плюс мясо. Но оказалось, что мы достаточно эффективно управляем растениеводством и можем заниматься не только кормами. В 2008 году удалось получить 43 ц/га пшеницы, что существенно выше средних по Рязанской области 31,4 ц/га.

— Какой был урожай в 2008 году?

— 93 тыс. т пшеницы и 74 тыс. т ячменя. Почти вся пшеница продовольственная 3 класса, ячмень — пивоваренный. В такой ситуации нам невыгодно пускать зерно на корм скоту. Мы решили его продавать, а на рынке докупать сырье более низкого качества.

— Свой комбикормовый завод полностью покроет нужды хозяйства?

— Да, планируем построить его к осени 2009 года как раз с таким расчетом. Мощность — 290 тыс. т/год. На первых порах станем продавать часть комбикорма, пока поголовье не выйдет на расчетные показатели.

— Сколько из 102 тыс. га земли у холдинга в собственности?

— Около 25%. Примерно столько же — паи в оформлении, остальное на стадии приобретения. Мы предпочитаем покупать землю, но оформление — долгий процесс. Порой невозможно даже найти владельцев пая.

— Собираетесь покупать новые угодья?

— Да, в 2008 году приобрели 36 тыс. га, но с осени у нас уже не было сделок. Ранее собирались приобрести в 2009 году еще 70 тыс. га под Рязанью, достигли предварительных договоренностей. Но в ситуации кризиса необходимо еще раз продумать стратегию. Так что торопиться не будем.

— В стратегии холдинга написано, что к 2009 году земельный банк увеличится до 250 тыс. га, причем не только в Рязанской области.

— Могу сказать одно: компания не собирается останавливаться в развитии. Если экономическая ситуация не ухудшится, в течение 2009 года приобретем новые земли. Развиваться холдинг будет на юг, где есть плодородные почвы. В первую очередь нас интересует Тамбовская область плюс, может быть, еще и Липецкая.

— Планируете ли вы продажу «Развития регионов»?

— В сентябре 2008 года предполагали сделать private placement. Хотели выручить порядка $50−70 млн примерно за 15% акций. А летом 2009-го планировали IPO, подготовкой которого занимался «Ренессанс капитал». До кризиса мы оценивали агрохолдинг в $400−500 млн. Но теперь отказались от планов IPO и private placement, тем более что острой необходимости в деньгах пока нет: компания прибыльна, у нее есть акционеры, готовые в случае необходимости вложить [собственные] средства.

— То есть вы планировали выручить на IPO порядка $100 млн?

— Совершенно верно. Мы, кстати, считаем, что и сейчас стоимость нашего бизнеса сильно не изменилась. Просто другой стала ситуация на рынке: инвесторы настроены на покупку активов с существенной уценкой.

Сергей Пластинин
Совладелец компании «Развитие регионов»
Родился в 1968 г. в пос. Шипицыно Котласского
района Архангельской обл. Окончил математическую школу-интернат в Санкт-Петербурге и учился в Московском институте электронной техники. В 1992 г. возглавил молодежное экспериментальное объединение «ИССА» — одну из первых компаний группы «Вимм-Билль-Данн». До 1999 г. руководил разными компаниями, входившими в этот холдинг. С 1998 по 1999 г. был замдиректора Лианозовского молочного комбината (Москва) и замдиректора производственно-коммерческой группы ЗАО «Вимм-Билль-Данн». В 1999 г. поступил в Московскую государственную академию прикладной биотехнологии для защиты кандидатской диссертации. С 2001 по 2006 г. — председатель правления ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты питания». С 2000 г. — также председатель совета Российского союза предприятий молочной отрасли.
Отец троих детей. Хобби — экстремальные зимние виды спорта.
«Развитие регионов»
Управляющая компания агрохолдинга, в который входят компании «Молочный продукт» и «АгроАвангард». Основана в 2004 г. Работает на 101,7 тыс. га земли в Рязанской обл. Поголовье КРС — 14 тыс., в том числе более 7 тыс. дойного стада. Производство молока в 2008 г. — 27,7 тыс. т. Строит комплекс на 150 тыс. свиней. Владеет двумя элеваторами общей мощностью хранения 200 тыс. т. В холдинге работает 2 тыс. сотрудников. Оборот в 2008 г., по собственной предварительной оценке, — 1,3 млрд руб., EBITDA —
870 млн руб., чистая прибыль — 650 млн руб.
В свиноводстве по-другому
«Меня, привыкшего к молочному бизнесу, «Развитие Регионов» обогатило новыми знаниями, — говорит Пластинин. — Например,
я привык к тому, что построенная молочная ферма полностью заполняется нетелями, они дают потомство и их начинают доить. А вот на свинокомплексах, как я с удивлением узнал, все работает не так. Туда завозят совсем немного свиноматок и хряков. Размножаясь, они постепенно заполняют весь комплекс. Причем не только прародители, но и их потомство являются высокопородными животными и не идут на мясо».
Статьи по теме
Рекомендации
Показать еще