Премьер-лига сдает позиции -Агроинвестор
Добро пожаловать на "Агроинвестор 2.0". Старую версию сайта можно найти по этой ссылке. Об ошибках и пожеланиях можно сообщить здесь.
Не более 5МБ
Спасибо! Вы подписаны на нашу рассылку!

Премьер-лига сдает позиции
Татьяна Кулистикова
Агроинвестор
ноябрь 2013
В рейтинге 200 крупнейших российских компаний осталось 13 агрохолдингов

Производители сельхозяйственных и продовольственных товаров, вошедшие в очередной рейтинг журнала Forbes, который анализирует «Агроинвестор», зарабатывают на мясном и масложировом бизнесах. Эти рынки третий год рас­тут быстрее других. Лидеры — «Содружество» и «Юг Руси». «Продимекс», «Агро-Белогорье», «Агрико», «Комос Групп» и «Эксима» больше не входят в число крупнейших.

Российский Forbes, восемь лет публиковавший рейтинг двухсот крупнейших непубличных компаний России, в этом году пополнил его публичными негосударственными. Их в списке 56, причем девять — в первой десятке. Из-за этого изменения закономерно подорожал «входной билет» — выручка компании на 200 месте сразу выросла до 23,3 млрд руб. (в прошлом году — 12,2 млрд руб.). Общая выручка агрокомпаний рейтинга составила 511,6 млрд руб. — на 12,5% больше, чем годом ранее. Выручка всех двухсот участников увеличилась с 10,2 трлн руб. до 22,9 трлн руб. То есть на агро-отрасль пришлось 2,23%, что вдвое ниже результата прошлогоднего рейтинга (4,5%) и меньше, чем вклад АПК в ВВП страны (3,1%). 2012 год, по итогам которого Forbes оценивает выручку компаний, был не самым удачным для сельского хозяйства. Производство агропродукции, по данным Росстата, в объемном выражении снизилось на 4,8% к 2011 году, но выросло на 2,4% в стоимостном. Растениеводство сократилось на 11,7% и на 4% в деньгах, животноводство — выросло на 2,8% и 9,4%. Самый существенный рост в натуральном выражении — 13,1% — показало мясное птицеводство, свиноводство прибавило 5,4%. Но почти все агрокомпании, вошедшие в рейтинг, росли быстрее рынков, на которых работают.

Не хватило на билет

Если в прошлом году в рейтинг вошли 15 компаний, связанных с АПК (имеющих сельхозпроизводство и перерабатывающие активы), то в этом их осталось 13. В первую сотню попали лишь две, «Содружество» (76 строка) и «Юг Руси» (84-я), хотя год назад из ста крупнейших было шесть участников агросектора. Все вошедшие в этот рейтинг агро­компании потеряли свои позиции по отношению к предыдущему, обращает внимание аналитик инвесткомпании «Русс Инвест» Мария Шишкина. «Исключение — «Астон», поднявшийся со 168 на 120 строку, — добавляет она. — Впрочем, его выручка за 2010 и 2011 годы была оценочной, поэтому такой существенный рост (142%) можно поставить под сомнение». Forbes включил «Астон» в пятерку самых быстрорастущих компаний России. Несмотря на снижение позиций в рейтинге, почти все представленные в нем агрокомпании увеличили выручку. Только у «Продо» (164 место) она снизилась почти на 15% — до 30 млрд руб. Правда, за последние три года в рейтинге даются оценочные данные. На 14,1% — до 34,1 млрд руб. — сократила выручку «Рус­агро» (149 место). То, что в рейтинге стало меньше агрохолдингов, Шишкина связывает не только с удорожанием «входного билета» из-за изменения методики подсчета, но и с последствиями вступления в ВТО. Четыре выбывшие из рейтинга компании («Агрико», «Агро-Белогорье», «Комос Групп» и «Эксима») занимаются свиноводством, которое серьезно пострадало от снижения таможенных пошлин и падения цен на свинину. При этом «Эксима» и «Агрико» были в рейтинге с 2005 и с 2006 годов, пусть и далеко не на самых сильных позициях. В прошлом году «Эксима» занимала 177 строку, «Агрико» была 131-й с 21,5 млрд руб. «Комос Групп», занимавшая в прошлом рейтинге 169 место, в 2012 году получила 20,9 млрд руб. выручки (по МСФО, данные годового финансового отчета с сайта компании), что не позволяет ей войти в рейтинг крупнейших. Выручка «Агро-Белогорья» (120 мес­то в предыдущем рейтинге) по итогам 2011 года была оценочной — 23,6 млрд руб. То есть в 2012-м даже без ее роста холдинг мог попасть в конец списка нынешнего рейтинга. «Forbes обращался к нам с просьбой раскрыть выручку, но руководство компании отказалось без объяснения причин», — сказал руководитель пресс-службы компании Игорь Жулькин. Впрочем, это не аргумент: выручку тех, кто не предоставляет журналу данных, Forbes подсчитывает самостоятельно (как — см. врез). Отсутствие «Агро-Белогорья» в рейтинге означает однозначное падение выручки компании в прошлом году. Кроме компаний со свиноводческими активами, из рейтинга выпал входивший в него восемь лет подряд «Продимекс» (лучший результат — 54 мес­то в рейтинге-2011), в прошлом году занимавший 69 строчку с оценочной выручкой 39,7 млрд руб. Цены на сахар, производство и торговля которым — основное направление деятельности компании, в 2012 году снизились более чем на 20% по сравнению с 2011-м, напоминает партнер практики «Агропромышленный комплекс» консалтинговой группы «НЭО Центр» Анастасия Залуцкая, поэтому выручка «Продимекса» закономерно снизилась. По данным «СПАРК-Интерфакс», она рухнула сразу на 30,8% до 22,2 млрд руб., а в 2011 году составляла 32,1 млрд руб. Получить комментарии компании «Агроинвес­тору» не удалось.

Динамично росли

В рейтинге Forbes агроотрасль, как и ранее, представляют только компании масложирового сектора, зерновые трейдеры, производители и переработчики мяса. У некоторых есть растениеводческие активы и внушительный (более 100 тыс. га) земельный банк. Но растениеводство — не основной бизнес для участников рейтинга. Крупные молочные компании в нем также отсутствуют. «Мясной и масложировой сектора характеризуются наиболее выраженными темпами роста, здесь сконцентрированы самые большие в АПК капиталы. Одновременно ключевые игроки демонстрируют самые высокие финансовые показатели в абсолютном выражении», — поясняет аналитик «Финам Менеджмента» Максим Клягин. Снижение рентабельности свиноводства не помешало крупнейшему в стране производителю свинины, «Мираторгу» (105 место), стать одним из лидеров роста агрокомпаний рейтинга. Холдинг увеличил выручку на 24,9%, прибавив почти 10 млрд руб. Это результат стратегии развития компании, говорит вице-президент по финансам «Мираторга» Вадим Котенко. Он подтверждает, что цифры в рейтинге корректны. «Мы выпускаем продукцию глубокой переработки, т. е. с большей добавленной стоимостью, расширяем ассортимент, становимся ближе к конечному потребителю, что позволяет увеличивать рентабельность и выручку», — комментирует он.

А вот выручка группы «Черкизово» (103 место) увеличилась на 14%, или почти на 6 млрд руб. — в основном благодаря органическому росту, главным драйвером которого стало птицеводство. «В долларовом выражении рост выручки от продаж [птицепродукции] был еще значительнее — более 20%, — комментирует член правления группы Александр Костиков. — Правда, свинина до падения цены тоже давала серьезную прибавку в выручке. Но свиноводческий дивизион компании в 2012 году находился на инвестиционной фазе, и объемы производства за прошлый год выросли не очень значительно».

Компания «Приосколье» (130 место) стала второй после «Астона» по темпам роста, увеличив выручку на 55,4%. Вероятно, он стал возможен благодаря запуску в конце 2011 года под Тамбовом «Инжавинской птицефабрики» мощностью 100 тыс. т мяса бройлера в год, предполагает Залуцкая. Однако выручка «Приосколья» третий год дается оценочно, напоминает Шишкина, поэтому нельзя с полной уверенностью утверждать, что у компании был такой рост. Останкинский мясоперерабатывающий комбинат (ОМПК) за год увеличил выручку на 15,7%. Правда, использованные в рейтинге показатели не включают агроактивы (свинокомплексы в Московской и Смоленской областях), поясняет Михаил Попов — председатель совета директоров группы «Останкино», в которую входит ОМПК. С точки зрения учета и анализа компания эти активы не консолидирует, говорит он. В 2012 году ОМПК на 9% увеличил физический объем продаж колбасных изделий, также повысилась стоимость продукции, отсюда и рост выручки, объясняет Попов. У ростовской группы «Агроком» (186 место) тоже есть мясное направление: «Ростовский колбасный завод — «ТАВР», «Морозовский мясокомбинат» и «Мясокомбинат Новороссийский», а так же свинокомплекс «Батайское». Комментировать результаты Forbes в «Агрокоме» не стали — на письменный запрос «Агроинвес­тора» дирекция по коммуникациям не ответила. Масложировые компании-лидеры в рейтинге прежние — «Содружество» и «Астон», зарабатывающие еще и на зерновом трейдинге. На их росте сказался урожайный 2011 год, по итогам которого был хороший экспорт зерна — 30 млн т с июля-2011 по июнь-2012, говорит Шишкина.

Как самостоятельная компания в рейтинг (196 место) вернулся холдинг «Солнечные продукты». В прошлый раз Forbes включал его в составе группы «Букет». Выручка «Солнечных продуктов» за год увеличилась на 10%, до 24,2 млрд руб. Директор по корпоративным отношениям компании Василий Борматин объясняет рост окончанием реконструкции и модернизации Саратовского жирового комбината и Аткарского МЭЗа. «Мы увеличили объем производства и продаж маргарина, майонеза и подсолнечного масла», — комментирует он.

Выручка — не главное

Компании, которые сейчас в конце рейтинга, на следующий год рискуют в него не попасть. Кроме того, не исключен переход на более низкие позиции участников, большая часть бизнеса которых связана с производством свинины, рассуждает Шишкина из «Русс Инвеста». «Думаю, по итогам 2013 года последствия вступления страны в ВТО будут более заметными для агросектора: в свиноводстве негативные тенденции начались с августа 2012-го, и это не так существенно повлияло на выручку компаний, — говорит она. — К тому же может сказаться снижение господдержки, в то время как отрасль, наоборот, нуждается в дополнительных дотациях».Конъюнктура в ключевых секторах АПК благоприятная. Поэтому к заметным изменениям в следующем рейтинге могут привести, скорее, какие-то внутрикорпоративные причины, говорит Клягин. «Полагаю, лидеры рейтинга не изменятся — их показатели не настолько волатильны. Вероятна коррекция в нижних строках: предположим, в премьер-лигу войдут игроки второго эшелона из мясной и масличной индустрии, а также из зернового сектора», — считает он. Борматин из «Солнечных продуктов» воздерживается от прогнозов: сезон переработки масличных начался недавно, и пока не время строить сценарии. «Надеемся на лучшее, на рост выручки, но оценивать перспективы по году рано, — рассуждает он. — Мы можем конкурировать в рейтинге с другими масложировыми предприятиями благодаря отлаженной системе поставок сырья, развитой логистике и парт­нерским отношениям с клиентами».ОМПК находится в зоне риска: Росстат показывает снижение потребления колбасных изделий на 4% за 9 месяцев 2013 года. Но компания продолжает увеличивать отгрузки продукции, уверяет Попов. Падение рынка — следствие ухудшения экономической конъюнктуры: Минэкономразвития признает, что страна вошла в период стагнации, а по итогам года ждет роста на уровне всего 1,5−1,8% (см. статью на стр. 16). «По­этому, хотя мы и ожидаем роста выручки в 2013 году, его темпы, по всей вероятности, будут ниже, чем в преды­дущие периоды», — признает Попов. На 2014 год компания планирует увеличение выпуска продукции за счет ввода мощностей на своей новой производственной площадке в Гагарине (Смоленская область), инвестиции в которую составляют 1,5 млрд руб., производственная мощность — 3 тыс. т/мес. мясных полуфабрикатов. «Значит, компания будет выглядеть привлекательно по показателю выручки: в 2014 году мы ориентируемся на ее рост 5−10%", — говорит Попов. По его словам, «Останкино» работает без привлечения кредитов. Однако финансовая устойчивость и качество роста «остаются за скобками» рейтинга Forbes, сожалеет он. Вадим Котенко из «Мираторга» соглашается, что выручка — не тот показатель, на который стоит безоговорочно ориентироваться при определении компании-лидера. «Для понимания объемов бизнеса консолидированной выручки недостаточно, — уверен топ-менеджер. — Мы делаем акцент не столько на ее росте, сколько на повышении эффективности: рентабельности по EBITDA, по чистой прибыли. По этим показателям мы впереди конкурентов». По итогам 2013 года «Мираторг» рассчитывает увеличить выручку до 56 млрд руб. Источники роста прежние: возросла загрузка мощностей по убою и переработке свинины, недавно запущены 13 новых линий по производству продукции в потребительской упаковке, что должно повысить продажи в рознице."Черкизово» по итогам 2013 года планирует увеличить выручку примерно на 12% — в основном за счет органического роста. «Благодаря вложенным за предыдущие годы инвестициям мы увеличили производство свинины более чем в полтора раза. Но из-за очень низкой цены в первые шесть месяцев и особенно — первом квартале 2013 года прирост выручки будет меньшим, чем мог бы, — комментирует Костиков. — Рост птицеводческого производства будет не таким существенным, как в прошлом году. Но в целом он тоже стабилен». Конечно, на всех рынках, где работает «Черкизово», высокая конкуренция, однако одним из преимуществ компании Костиков считает ее представленность во всех основных сегментах мясного сектора: производстве мяса бройлера, свинины и переработке. Также планируется выход на рынок индейки. 

Как считают
Российский Forbes (октябрь 2012 года) включил в рейтинг компании, в капитале которых государство и иностранные совладельцы участвуют не более чем на 50%. Компании ранжированы по выручке, полученной в 2012 году. Предпочтение отдавалось данным по стандартам МСФО. Журнал не включал в список банки, страховые, лизинговые, инвестиционные и другие финансовые компании из-за существенных отличий в их бизнесе и бухгалтерском учете. Кроме того, в рейтинге не учтены компании, управляющие активами, но есть предприятия, которыми они управляют. За основу оценки выручки приняты сведения, предоставленные журналу компаниями. Также Forbes использовал данные с сервера раскрытия информации Федеральной службы по финансовым рынкам, информацию Росстата и ФНС, представленную в «СПАРК-Интерфакс». Сведения о выручке сверялись с данными о внешнеэкономической деятельности и оценками отраслевых аналитиков. В выборку «Агроинвестора» включены компании, производящие и перерабатывающие сельхозпродукцию, экспортирующие и импортирующие ее, производящие продовольственные товары.
Статьи по теме
Рекомендации
Показать еще