Глазами иностранцев: заводу CLAAS в Краснодаре уже 10 лет

В CLAAS ожидают, что российский рынок комбайнов просядет на 10%
В CLAAS ожидают, что российский рынок комбайнов просядет на 10%
Журнал «Агротехника и технологии»

Журнал «Агротехника и технологии»

О производстве сельхозтехники в России говорит Ян-Хендрик Мор, член правления группы компаний CLAAS, руководитель направления по сбыту и сервису

Изменения политико-экономической ситуации в России, сопровождающиеся нестабильностью курса валют, спровоцировали кризисные ситуации для многих иностранных инвесторов, открывших в нашей стране производственные площадки. В связи с этим некоторые известные компании объявили о намерениях покинуть Россию или заморозить производство. Одним из самых ярких примеров стал концерн General Motors. В связи с этим журнал «» решил расспросить иностранных инвесторов, создавших в России производственные площадки в сфере сельхозмашиностроения, об их планах и перспективах развития. Посеяны ли такими деструктивными примерами сомнения в их дальнейшей деятельности? С какими трудностями сталкиваются они сейчас? И какими были их первые впечатления, надежды и объективные трудности в период принятия решения о создании заводов в нашей стране.

Решение работать в России было принято 25 лет назад, сразу же после падения железного занавеса. Дело в том, что — международное предприятие, поэтому мы начинаем производство техники там, где объем пашни составляет не менее 120 млн га, то есть в странах с большим потенциалом. В этой связи производственный завод, построенный в Краснодаре 10 лет назад, не только стал основой сотрудничества с российскими аграриями, но и гарантией развития нашей компании в целом. По этой же причине в октябре 2015 года стартует вторая очередь завода — будет реализован полный технологический цикл по производству комбайнов.

Решение о постройке завода, признаюсь, было для нас очень дискуссионным и острым. Возможно, это самое сложное решение, которое когда-либо принималось в истории компании . Мы опасались скачков цен, экономической нестабильности, непривычных для нас особенностей российской экономики. Но страх — плохой советчик. Поэтому перспектива окунуться в неизведанное нас, все же, не отпугнула. Наша компания, история которой насчитывает 102 года существования, пережила не одну мировую войну и массу финансовых кризисов. И если бы мы каждый раз при принятии решения ориентировались на оценки рейтинговых агентств, то вряд ли бы выжили.

Действительно трудным моментом для компании, ведущей бизнес в России, является поиск квалифицированного персонала. Безусловно, такое крупное промышленное предприятие, как , требовало квалифицированного персонала в большом объеме (250 человек). Сотрудников пришлось набирать во всей стране: помимо местных жителей у нас работают инженерно-технические специалисты и рабочие из Санкт-Петербурга, Воронежа, Череповца, Саранска, Рязани и многих других городов. И это несмотря на то, что потребность в высококвалифицированном рабочем персонале — монтажниках, сварщиках и др. — в России ничуть не ниже, чем в инженерно-техническом составе.

Столкнувшись с этой трудностью, мы стали готовить специалистов сами: не только обучает действующий персонал, но и реализует программы обучения молодых специалистов совместно с сельхозвузами (КубГАУ, МГАУ им. Горячкина) и техническими колледжами (Армавирский Индустриально-строительный техникум, Тихорецкий Индустриальный техникум). Самых успешных учеников отправляем для дальнейшей стажировки в Германию, а затем трудоустраиваем на наш краснодарский завод.

Вторая сложность, с которой сталкивается любое строящееся в России предприятие, — это отсутствие инфраструктуры, особенно в сельской местности. Нам относительно повезло: городская и краевая краснодарская администрации оказали нам значительную поддержку при решении этой проблемы. И сегодня за исключением мелочей вопросы инфраструктуры успешно решены.

Также немаловажной задачей для нас был и остается поиск сырья для нашего производства. К сожалению, по причине отсутствия сырья нужного качества мы не можем производить в России все комплектующие. Помимо этого, трудно добиться от наших российских поставщиков-партнеров изготовления комплектующих, отвечающих требованиям качества нашего производства, но мы работаем над этой проблемой и уже добились определенных успехов.

Я уверен, что для того, чтобы добиться успеха и преодолеть сложности, связанные с ведением бизнеса в России, важно работать именно с российским персоналом и российскими партнерами, которые знают все нюансы рынка. Именно по этой причине генеральным подрядчиком нашего нового предприятия (второй очереди завода ) была выбрана российская строительная компания НПФ «Металлимпресс» из Нижнего Новгорода.
Конечно, есть сложности, преодолеть которые невозможно: нестабильность экономики и несоответствие ситуации нашим ожиданиям, которые были в начале проекта. Например, объем рынка комбайнов в России не достигает уровня 5 тыс. единиц в год, а мы, придя в Россию, ожидали увидеть вдвое большие объемы. Иными словами, наши ожидания не оправдались как минимум на 50%. Но мы смотрим в будущее с оптимизмом.

Компания хотела бы видеть себя в равноправном положении по отношению к нашим конкурентам. Инвестируя в Россию и запуская мощности полного производственного цикла, мы готовы вывести локализацию на уровень более 50%. В этом случае мы становимся российским предприятием, производящим российскую технику, и имеем право называться отечественным производителем. Соответственно, мы должны иметь возможность претендовать на доступ к программам государственного субсидирования покупателя и хотим, чтобы на нашу продукцию также распространялись условия субсидированного кредитования, в том числе программы «Росагролизинга».

Что же касается остальных законодательных моментов, то лучше ничего не менять, поскольку нам в России нужна стабильность. Тем более что в области экономики, машиностроения и сертификации новые законопроекты, поправки и распоряжения выходят в последнее время слишком часто: мы не успеваем адаптироваться.

Кроме того, прежде чем создавать новые законы, нужно вывести из употребления устаревшие, разработанные еще в середине ХХ века: они зачастую входят в противоречие с современными нормами, но, тем не менее, должны соблюдаться. Например, это законы в области транспортной безопасности (ежедневная проверка ходовой части транспортных средств) и другие. Но наиболее наболевшими для нас являются вопросы сертификационной политики, где также необходимо соблюдать устаревшие, несоответствующие действительности и современному прогрессу нормативы.

В настоящий момент локализация производства в России составляет 25-30%, но поскольку сейчас мы завершаем строительство предприятия полного производственного цикла в Краснодаре, глубина локализации увеличится и составит более 50%.
На комбайне можно двигаться только вперед, а значит, и мы не будем давать задний ход.
Совокупный объем инвестиций в проект новой линии завода, которую мы открываем в октябре, составил около 120 млн евро (по нынешнему курсу около 7 млрд руб.). В сфере сельхозмашиностроения нет ни одного зарубежного предприятия, которое бы инвестировало в российское производство в таком объеме. Реализация проекта позволит создать дополнительно около 500 рабочих мест и увеличить производственную мощность предприятия вдвое — до 2 тыс. комбайнов в год. Впрочем, сколько машин мы произведем в следующем году, зависит от рынка.

И хотя прогнозы продаж сейчас неутешительны: по нашим ожиданиям, рынок просядет еще на 10%, надеется сохранить в России свои рекордные показатели предыдущих лет. Это важно, поскольку российский рынок является для нас самым важным в Восточной Европе. Увеличение производства машин в Краснодаре позволит не только удовлетворять потребности внутреннего российского рынка, но и экспортировать технику в рамках таможенного союза в страны СНГ, например, в Казахстан.

Загрузка...
Агротехника и технологии

«Агротехника и технологии»