Сила искусства. Выставка «Искусство труда» призвана возродить интерес к рабочим специальностям

Журнал «Агротехника и технологии»

Журнал «Агротехника и технологии»

Выставка «Искусство труда» прошла с 13 по 27 января в Москве в Новой Третьяковке в рамках пятого фестиваля современного искусства «Время, вперёд!». Главная идея организаторов — показать через мастерство художников человека труда и многообразие профессий, а также напомнить молодому поколению о значимости рабочих специальностей. Главным идеологом мероприятия стал президент ассоциации «Росспецмаш» и совладелец завода Ростсельмаш Константин Бабкин

В этом году гостям выставочного пространства представили около 200 произведений живописи, графики, скульптуры, а также инсталляции. Участниками экспозиции стали как начинающие, так и опытные художники из разных городов России от Москвы до Новосибирска.

Художник и завод

Как рассказала Татьяна Авдеева, куратор фестиваля «Время, вперёд!» и выставки «Искусство труда», идея этих мероприятий заключается в том, чтобы возродить тему труда в искусстве. Среди задач, по её словам, — показать обществу красоту созидательного труда, ценность каждой профессии, и продемонстрировать тот уровень, на котором находится современная промышленность и аграрная сфера страны. 

«Идея возникла у человека, который неразрывно связан с промышленностью и АПК: Константина Бабкина, совладельца завода . В 2018 году он понял, что тема человека труда незаслуженно пропала с экранов кино, из искусства», — рассказывает Авдеева.

В этом году сектор АПК на выставке представляли: «Воронежсельмаш», «Ромакс» (ныне Koblik group), , «Краснокамский ремонтно-механический завод» (КРМЗ), Klever, и многие другие. Как полагает Татьяна Авдеева, всех заводов-партнёров привлекает сам факт присутствия художников на их предприятии. «Ведь именно рабочий, техника, атрибуты труда становятся центром внимания искусства. В наше время это непривычно как для художников, так и для заводчан», — считает она.

В частности, как рассказала Алла Демидова, начальник рекламного отдела

фирмы , идея участия компании в проекте появилась два года назад, когда на выставке «Агросалон» она увидела стенд фестиваля современного искусства «Время, вперёд!». Представленные там картины и скульптуры сразу привлекли внимание — настолько органично они смотрелись на выставке техники для сельского хозяйства. Небольшая экспозиция показывала и полотно с комбайнёром за штурвалом ростсельмашевского комбайна, убирающего урожай, и портрет свинарки с милым розовым поросёнком на руках, и натюрморт с караваем хлеба и стаканом молока. «Я увидела там то, чего давно нет на выставках современного искусства и, тем более, в арт-галереях — изображения человека труда», — отмечает Алла Демидова.  

С её точки зрения, фестиваль показывает искусство, которое про всех нас — людей, помогающих земледельцам выращивать урожаи, тех, кто сам трудится в сельском хозяйстве и людей многих других профессий. Про их ежедневные победы, проблемы, радости. И это искусство — реалистическое, близкое и понятное большинству зрителей, в отличие от абстрактного, элитаристского и более свойственного мегаполисам, подчёркивает Демидова. «Работы, которые художники представляют в рамках фестиваля, вдохновляют, делают жизнь красивой и заставляют задуматься о её смысле. И, кроме того, показывают, как много профессий в современном обществе, и какие они разные», — отмечает она.

Компании сразу же захотелось включиться в это позитивное движение, чтобы отразить в живописи работу предприятий и труд сотрудников. «Руководители производственных площадок поддержали идею, и в 2023 году мы пригласили художников приехать на наш завод по выпуску химических средств защиты растений «Август-Вурнары» в Чувашии и на уборку урожая в агрофирму «Август-Камское Устье» в Татарстане», — рассказывает Алла Демидова. 

По её словам, не ставил перед собой каких-либо глобальных целей и задач. И уж тем более никакой коммерческой составляющей в участии компании в выставке не было (разве что планировалось покупкой картин поощрить художников на развитие темы человека труда в современной живописи). Больше всего компании хотелось показать сотрудникам завода и агрохолдинга, что каждодневный заводской пейзаж, привычный производственный процесс в цехе или сезонное выполнение полевых работ могут быть совсем по-иному восприняты и преображены фантазией художника. И, конечно, была надежда на то, что картины, родившиеся в результате пленэров, увидят не только сотрудники «Августа», но и более широкая аудитория. «К моей большой радости, это произошло — четыре произведения вышли в полуфинал фестиваля и были представлены на выставке «Искусство труда» в Западном крыле Новой Третьяковки», — довольна Демидова. 


Анастасия Люлина «Девушка и петух»

Как отмечает директор «Краснокамского ремонтно-механического завода» Дмитрий Теплов, КРМЗ входит в Ассоциацию производителей специализированной техники «» и участвует в конкурсе-фестивале «Время, вперёд!» с 2018 года. «Нам очень близка мысль о том, что искусство способно переосмысливать сюжеты повседневного труда на заводах, даря людям вдохновение и интерес к рабочим профессиям и индустрии в целом. На предприятии за эти 5 лет были написаны картины, несущие позитивный заряд, вызывающие желание быть причастным к созданию чего-то большого и ценного. Эти же эмоции я, как член жюри, искал и в произведениях участников конкурса в 2023 году», — поделился Дмитрий Теплов.

По его словам, в этом году выставка в Новой Третьяковке произвела впечатление масштабом и разнообразием подходов и интерпретаций сюжетов из жизни предприятий сельского хозяйства. Специалист отмечает интересные образы людей труда, изображённые художниками — реалистичные и символичные, эмоциональные и сосредоточенные, которые можно бесконечно разглядывать. Всё это разнообразие, полагает директор КРМЗ, дало очень полную картину сегодняшней жизни российской индустрии, насколько она технологична и наполнена человеческими историями одновременно. 

Комбайн как арт-объект

Как сообщила Татьяна Авдеева, сотрудничая с предприятием, художники всегда находят сюжеты сами. Они могут выбрать портретный сюжет, попросив рабочего позировать, или избрать центром своего внимания машину, или же изобразить сам завод или поле. При этом многим из них нравится видеть сельскохозяйственную технику в действии. «Например, в этом году мы выезжали на День Донского поля и творили под открытым небом, а не в цехах. Могу сказать, что художников вдохновляют масштабы того, что создаёт человек, и то, во имя чего он это создаёт», — поделилась Авдеева.


Екатерина Вахрушева «День Донского поля»

Так, Дмитрий Теплов рассказал, что первой художницей на КРМЗ была Любовь Малышева. Для неё это был эксперимент: она раньше писала только пейзажи, но захотела попробовать себя в новом жанре. «Мы вместе обсудили концепцию, и Малышева написала три картины, посвящённые сборочному цеху, сварочному участку и участку механической обработки. В работах были использованы яркие, сочные цвета. Теперь эти произведения украшают проходную завода. Сама же Любовь Малышева в последние годы стала знаковым художником в Пермском крае», — подчёркивает он.

Помимо неё, продолжает Теплов, в 2019 году атмосферой «Краснокамского ремонтно-механического завода» вдохновились ещё четыре молодых художника из Перми. Написанная тогда картина Марины Кудриной «Слава на практике» украшает теперь офис предприятия. С годами количество желающих изобразить тему труда только увеличивалось: в 2022 году в рамках конкурса на КРМЗ работали сразу 8 художников, а ещё 14 пришли на отдельно организованный заводской пленэр. 

Взаимодействие с живописцами, по словам директора, выстроено следующим образом. Сначала для них проводят экскурсию по предприятию, затем участники пленэра выбирают места для своих будущих работ, фотографируют их или делают наброски. В полноценные картины эскизы превращаются уже в мастерских.

«Выбор локации на заводе зависит исключительно от художников. Одного интересует игра света, другого — интересные элементы, а третий ищет характерных персонажей. Процесс творчества очень индивидуальный», — делится Дмитрий Теплов.

При этом он добавляет, что сотрудники завода всегда трепетно относятся к художникам, ведь чаще всего процесс зарождения картины скрыт в мастерских, а тут он происходит у всех на глазах «Работники в этот момент чувствуют себя причастными к магии творчества и очень ценят такие моменты», — уверяет директор КРМЗ. 

В свою очередь, начальник рекламного отдела фирмы Алла Демидова рассказала о схожем регламенте сотрудничества с мастерами искусства. По её словам, перед каждым пленэром специалисты предприятий проводили для художников экскурсию по производству: рассказывали о выпускаемой на заводе продукции, выращиваемых в агрохолдинге сельхозкультурах, о подразделениях и людях, которые там работают. Интересно, отмечает Демидова, что вниманию живописцев были представлены совершенно разные предприятия — чувашский завод, которому уже 93 года, с богатыми традициями и семейными династиями и заводским музеем, и совсем «юная» татарстанская агрофирма, созданная несколько лет назад. И гости своим профессиональным взглядом сразу находили наиболее интересные для них локации. 

«На заводе художники сначала вдохновились научно-производственным центром, в котором множество высокоточных приборов, химической посуды с разноцветными реактивами и симпатичные сотрудницы в белых халатах. Потом надолго застряли в цехе по производству полимерной тары: выдув коэксных канистр — это действительно занимательное зрелище. Затем начали делать наброски с огромных химических реакторов с трубопроводами разного цвета, а закончили этюдами с видами зданий цехов», — рассказывает она.

Но самыми яркими впечатлениями, конечно же, делятся непосредственные участники творческого процесса. «Фестиваль проводится пятый год, и всё это время мы очень надеялись, что он придёт к нам в Чувашию, — сказала после пленэра в посёлке Вурнары художница Наталья Смирнова, заведующая кафедрой изобразительного искусства и дизайна Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. — Вурнарский завод смесевых препаратов стал первым предприятием в республике, которое пригласило художников, чтобы они рисовали производственный труд, отображали радость созидания. Как только мы увидели на сайте приглашение от Вурнарского завода, сразу же подали заявку на участие в фестивале. Для меня этот опыт пленэра на предприятии — вдохновляющий. Всё моё детство я была погружена в жизнь электроаппаратного завода, где мой отец проработал 58 лет. И то, что случилось в 1990-е годы, для нас было личной трагедией. Поэтому приезд на завод в Вурнары и успокоил, и одновременно вселил надежду. Это замечательно, что у нас так много профессионалов!». 

А в агрофирме «Август-Камское Устье» художники наблюдали впечатлившую их картину жатвы озимой пшеницы — на поле работали одновременно 13 мощных комбайнов. Художница из Казани Гульчачак Ахметсалихова описала увиденное так: «Нашествие комбайнов произвело сильное впечатление. Испытываешь такую гордость за нашу страну! Вот они — настоящие мужчины, которые выращивают хлеб. Нельзя смотреть на них без восхищения! Сегодня своими глазами вижу, какой это труд». 

Современные стили и формы

В этом году в число победителей вошли две картины, основанные на сюжетах из агропрома: «Девушка и петух» Анастасии Люлиной и «Геометрия механизма. 21 век» Светланы Мельниковой. 

«Они очень разные. В первой женский образ буквально превращается в символ рассвета и новой жизни, эта картина воспевает связь сельской жизни с природой. Вторая — об эстетике современного высокотехнологичного сельскохозяйственного машиностроения, о гармонии механизмов, в ней есть энергия и красота индустрии», — описывает творения художниц Дмитрий Теплов.  

Кроме того, он выделяет картину Ильи Глазунова «Засыпающий исполин», хотя она не про АПК — на полотне изображён карьерный самосвал. «Он настоящее воплощение мощи горнодобывающего производства!», — восхищается Теплов.


Светлана Мельникова «Геометрия механизма. Рoстсельмаш 21 век»

В целом среди произведений, представленных на выставке, Татьяна Авдеева выделяет картину Никиты Пояркова «Пленэр на заводе ». «Мне нравится колористика и то, как проработаны дальний, средний и передний планы. Одновременно Поярков подчёркивает и то, каким трудом является мастерство художника, и то, какой вдохновляющий и красивой может быть техника. Масштаб комбайнов и их внутренностей на заднем плане сложный и завораживающий», — объясняет она. 

В свою очередь, Алла Демидова выделяет акварельный триптих художницы из Набережных Челнов Татьяны Низамовой «. Август». В его центральной части изображён реальный человек — комбайнёр агрофирмы «Август-Агро» Шамиль Нуруллин.  Как сообщила Демидова, с 18 лет он работает на родной земле, за рулём сельхозтехники уже 42 года. Очень скромный, немногословный, трудолюбивый, на таких и держится наше село. «То, что его портрет был представлен на выставке в Новой Третьяковке, очень удивило и порадовало и его самого, и коллег, да и всех сотрудников нашей компании. Понимаете, обычные люди отвыкли от такого внимания к себе», — добавляет она.


Татьяна Низамова «Аvgust. Aвгуст»

Однако изобразить жизнь рабочих — задача сложная. Тут впору задаться вопросом, а существует ли некая корреляция с наследием советской эпохи с её соцреализмом и идейными плакатами? Или художники, наоборот, стараются отгородиться от этого направления?

«Проводя фестиваль «Время, вперёд!» мы не стараемся возрождать искусство эпохи раннего СССР. Мы лишь обращаемся к теме, которая в то время была госзаказом (по этой причине художники приукрашивали реальность). Сегодня соцреализм и наш фестиваль связывает только общая тема. В остальном это неискажённые реалии, настоящие действующие предприятия, современные стили и формы», — поясняет Татьяна Авдеева.

Как полагает Алла Демидова, пытаться избежать соцреализма — это всё равно, что отречься от своих родителей или предать забвению историю своей страны. «Соцреализм — художественный метод, в рамках которого выдающимися творцами было создано огромное количество великих произведений искусства. Он продолжал традицию русской реалистической живописи, которой мы так гордимся. И это было искусство для народа», — подчёркивает она.

Не случайно в то время получили распространение идейные плакаты, продолжает Демидова. Ведь на заре советской власти и даже долгое время спустя обращаться к практически неграмотным крестьянам (а они составляли к 1917 году 80% всего населения Российской империи), можно было не иначе как на выразительном языке плаката. И разве современная инфографика не наследует его ясную визуализацию и понятность, рассуждает она? Другое дело, что уже на излёте соцреализма советские традиции стали превращаться в ритуалы, искусство перестало «цеплять», стало неубедительным…  

«Соцреализм всегда работал с Героем, будь то герой войны, или герой труда, или выдающийся деятель науки или культуры. В какой ещё стране мира вы видели такое? Аналогии найдутся разве что в Древней Греции или Древнем Риме, в которых царил культ героев. И это, между прочим, тоже идеология», — замечает Алла Демидова.

Она убеждена, что соцреализма нужно не избегать, а взять от него всё лучшее, что было им создано. По словам Демидовой, главное, что отличало искусство того периода, — это осознание созидательной сущности художника и изображаемого им человека труда, а также понимание важности социального смысла труда. А, кроме того, позитивный взгляд, которого нам так не хватает сегодня.  

Мягкая сила

Искусство и культура — это мягкая сила, говорит Татьяна Авдеева. За счёт этого работы участников фестиваля «Время, вперёд!» влияют на зрителя. Те, кто посетили выставку и те, кто даже просто заходили на сайт фестиваля, вдохновились темой труда и узнали о ней больше. 

«Наши партнёрские статьи, лекционные и экскурсионные программы по выставке погружают человека в индустриальный мир, вовлекая его туда безвозвратно. Поэтому мы проводим экскурсии для школьников и студентов. Но хотелось бы ещё большего — сотрудничать с Минобрнауки РФ, приводить большие группы школьников и студентов», — делится Авдеева.

По её словам, сегодня мало кто выбирает профессию комбайнёра, сталевара или ткачихи. Многие хотят работать в офисе, быть экономистами или менеджерами. Тем не менее, подчёркивает куратор фестиваля, именно на рабочих профессиях строится наше общество. 

Среди специальностей, которые будут наиболее востребованы в сельском хозяйстве в ближайшем будущем, Татьяна Авдеева выделяет, например, комбайнёра. Раньше условия труда для них оставляли желать лучшего. Но сегодня эта работа приносит удовольствие. «Я сидела в кабинах современных комбайнов. Поражает то, насколько они удобные. Да и сама профессия меняется, но мало кто об этом знает. А мы показываем», — говорит она. 


Татьяна Низамова «Aвгуст»

Дмитрий Теплов уверен, что потенциал фестиваля «Время, вперёд» ещё не раскрыт. По его мнению, к участию можно привлечь ещё больше предприятий, расширить жанровое разнообразие произведений искусства. Например, предложить режиссёрам снять художественные фильмы в индустриальной тематике. Сейчас эта идея обсуждается в ассоциации «», и Теплов надеется, что удастся найти партнёров. 

«На российском агропромышленном форуме мы обсуждали, как изменить образ современного машиностроения в глазах людей, сделать отрасль привлекательной для молодёжи. Кино как массовое искусство как раз может стать инструментом в достижении этой цели», — уверен он. 

Одновременно директор завода обращает внимание, что сегодня в АПК идёт модернизация, отрасль становится всё более высокотехнологичной на всех уровнях: от агрономии и генетики до механизации. А, стало быть, на всех уровнях нужны кадры, способные к освоению новых технологий в этих сферах. 

С точки зрения Теплова, в перспективе востребованы будут специальности, связанные с технологиями, способными повышать эффективность процессов в АПК за счёт применения современного оборудования и цифровых технологий вплоть до анализа данных. Называя профессии, он выделяет агрономов, зоотехников, ветеринаров, инженеров. Отдельно, по мнению специалиста, будут в цене специалисты с навыками совместной системной работы. «Это опять же позволяет качественно менять целые направления в жизнедеятельности агрохозяйств. Например, при использовании техники KRMZ Innovation в заготовке кормов необходимо работать системно: от планирования «зелёного конвейера» агрономом и далее к подготовке машинного парка и плану полевых работ от механизаторского звена», — объясняет директор КРМЗ. 

Между тем, отмечает Дмитрий Теплов, развитие технологий в АПК опережает образование в этой сфере, поэтому производителям современной сельхозтехники и другого оборудования необходимо включаться в сотрудничество с образовательными учреждениями, которые готовят специалистов для сельского хозяйства, на всех уровнях: от школ до вузов. Может помочь и межвузовское сотрудничество, поскольку компетенции агровузов в разных регионах России отличаются. 

Например, по его словам, в Пермском крае развито изучение современных способов кормозаготовки, есть научная база и специалисты. Они могут по запросу работать с агровузами, удалённо или в рамках выездных элективных курсов. А учёные из других регионов могут аналогично предлагать свои компетенции студентам Пермского края.

Тема труда на подъёме

Ассоциация «Росспецмаш» объединяет производителей техники для разных отраслей промышленности.

Мы все любим свою работу, стремимся создавать совершенные машины и верим, что в нашей деятельности есть эстетика, есть своя красота.

Между тем, в последнее десятилетие ни в кино, ни в художественных галереях не представлена тема человека труда. Искусство перестало отображать то, что волнует обычного рабочего на производстве, рассказывать о трудностях, которые он преодолевает, и победах, которые совершают коллективы заводов. Наш повседневный труд остаётся невидимым для деятелей культуры и искусства.

Мы посчитали, что это неправильно и решили изменить положение вещей. Обратились с инициативой к руководству МГАХИ имени В. И. Сурикова и в Союз художников России. Оказалось, художникам по-прежнему интересна тема труда, как это было и в советское, и в дореволюционное время.

Ректор МГАХИ имени В. И. Сурикова Анатолий Любавин и президент Союза художников Андрей Ковальчук поддержали наше предложение о посещении заводов художниками и проведении фестиваля современного искусства.

Начались поездки художников в цеха, в поля. Итогом стали прекрасные, эмоциональные работы, которые позволяют оценить масштаб и ценность того, что создаёт человек, вдохновиться повседневным трудом на заводах, увидев в нём красоту, заставляют переосмыслить отношение к рабочим профессиям и индустрии в целом.

Фестиваль успешно проходит уже пятый год, постоянно расширяясь, привлекая всё больше участников и приобретая новых почитателей.


«Можно также создать Центры компетенций, которые объединят учёных, производителей сельхозтехники, специалистов-агроконсультантов. Такие центры будут целенаправленно работать на продвижение определённых актуальных знаний и навыков по всем российским агровузам», — предлагает Дмитрий Теплов.

По наблюдениям Аллы Демидовой, острый дефицит кадров во всех отраслях производства, особенно рабочих специальностей, в большой мере связан с тем, что в последние десятилетия престиж рабочих профессий упал до недопустимого уровня. В результате выросло поколение, у которого другие приоритеты, для которого рабочий труд стал предметом иронии, если даже не насмешек. «Молодёжь не стремится идти на завод или в агрофирму. У неё иные идеалы, пропагандируемые СМИ. Посмотрите, что произошло: герои труда практически исчезли из новостных программ на телевидении, кинофильмов и литературы. С конца 1980-х годов тема созидательного труда вообще игнорировалась современными художниками», — возмущается она.

По мнению Татьяны Авдеевой, для повышения интереса к аграрным специальностям нужна всесторонняя проработка этой сферы. В частности, важно доносить до людей ценность и красоту созидательного труда. Знакомить, объяснять, вовлекать. Делать так, чтобы они становились сопричастными. 

«Людей нужно вдохновлять на труд, в том числе, искусством. Нужно создавать произведения искусства, главные герои которых — люди труда, а в центре внимания — их деятельность», — соглашается Алла Демидова.

Загрузка...
Агротехника и технологии

«Агротехника и технологии»