Восемь месяцев без «ножек Буша»

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

Ввоз птицы из США возобновлен. Как он влияет на рынок?

В конце сентября — начале октября в Россию должны были прибыть первые суда с американскими окороками и привезти, по оценке экспертов, до 50 тыс. т. Сколько США импортируют до конца года, эксперты и участники рынка не берутся предположить. Но тренд уже ясен, говорят они: цены на американские окорока после снятия запрета беспрецедентно высокие — более $1,7/кг, отечественная птица под влиянием увеличившегося предложения дешевеет, а под конец года ее цена может обвалиться на 20-25%.

После введения временного ограничения на импорт мяса птицы из США эксперты опасались, что отсутствие на рынке этих объемов (квота США на 2010 год — 600 тыс. т, или 77% всего импорта) приведет к дефициту продукции, которую они поставляли, и росту внутренних цен: американская птица в этом году должна была обеспечить 17% потребления куриного мяса россиянами. За время, в течение которого действовал фактический запрет, импорт птицы, по оценке Института конъюнктуры аграрного рынка (), сократился на 60%. По данным , сокращение ввоза (из всех стран) в январе-августе составило более 300 тыс. т, а все поставки мяса птицы из-за рубежа за этот период союз оценивает в 290 тыс. т.

Объемы сохранились

После того, как импорт из США остановился, участники рынка не исключали, что острая нехватка замороженных частей станет заметной уже в конце февраля, а емкость внутреннего рынка за несколько месяцев сократится на двузначную цифру. Но, по словам аналитика ИКАРа Дарьи Лимаревой, этого не произошло. С учетом произведенного в стране и поставленного по импорту мяса птицы емкость рынка за 7 месяцев года сократилась всего на 3%, приводит она пример. В январе-июле 2009 года производство было 1,34 млн т, а импорт — 430 тыс. т (всего — 1,77 млн т), а за тот же период нынешнего произведено 1,54 млн т, импорт — 170 тыс. т (1,71 млн т), сравнивает Лимарева. Таким образом, сокращение емкости рынка за первые семь месяцев — всего порядка 60 тыс. т, резюмирует она.

Объемы не попавшей на рынок американской продукции смогли восполнить российские птицеводы и частично производители из других стран-поставщиков, в числе которых Бразилия и ЕС, объясняет Лимарева. К тому же с 2009 года запасы мяса птицы оставались у отечественных производителей — по данным , примерно 100 тыс. т. На момент остановки импорта в России были и складские остатки американских окороков: в ноябре 2009 года их ввезли 92 тыс. т, в декабре — 130 тыс. т (). Общие запасы мяса птицы у оптовиков, рассказывал «Российской газете» президент Мясного союза России Мушег Мамиконян, 1 января 2010 года на 230% превышали остатки на туже дату 2009-го. Поэтому запасов американской птицы хватило до мая. А у отечественных птицефабрик, по оценке , в сентябре хранилось до 80 тыс. т ранее произведенного мяса.

Дефицит — 200 тыс. т?

Хотя объемы рынка в 2010 году заметно не сократились, на нем, по словам председателя исполкома Сергея Юшина, в период отсутствия поставок из США «ощутимо не хватало» разделанной птицы. Самый существенный дефицит был в сегменте темного мяса, прежде всего окороков. Их дефицит за 8 месяцев Юшин оценивает минимум в 200 тыс. т: в год российские фабрики производят около 600 тыс. т окороков, а импортными поставками до 2010 года закрывалось примерно 800 тыс. т. К тому же основной продукт отечественных предприятий — тушки, а разделка развита недостаточно, разводит руками вице-президент «» Александр Никитин.

Из США как раз и поставлялся монопродукт — почти весь объем приходился на окорок, рассказывает вице-президент Международной программы развития птицеводства (UIPDP) Альберт Давлеев. По его данным, в сегменте куриных окороков российская промышленность смогла обеспечить прямое замещение импорта только на 100 тыс. т (из объема в 750 тыс. т, поставленных в Россию из США в 2009 году). Таким образом, российскими производителями не было закрыто примерно 650 тыс. т, подытоживает Давлеев.

Именно благодаря ограничению импорта для отечественных фабрик открылась ниша окороков, и они активно наращивают разделку, утверждают опрошенные производители. До 47% выпускаемого куриного мяса продается в тушках, признает президент Владимир Фисинин. Но это около 800 тыс. т/год, а остальное — разделанные части, указывает он. Российское производство «ножных частей» птицы уже сейчас приблизительно равно объему импорта американского окорока — порядка 650 тыс. т, доказывает Дмитрий Авельцов, гендиректор «Ставропольского бройлера» (принадлежит холдингу «Интеррос»).

У Давлеева из UIPDP свои доводы. Сегмент окороков, рассказывает он, составляет примерно 50% объема потребления птицы в России, оценивающегося в 3,3 млн т/год. По его словам, основные потребители американского бройлера не переработчики, как принято считать, а «малообеспеченные слои населения». На мясокомбинаты, уверяет Давлеев, поступало максимум 20-25% птицы из США, причем не окороков, а мяса механической обвалки и бескостного (бедра, грудка). На окорок приходилась «совсем незначительная часть», 75-80% объема этого продукта предназначалось рознице, говорит Давлеев. Американская птица реализовывалась в основном конечному потребителю, подтверждает Никитин: «Окорока — на кости, и использовать их в промышленности затруднительно».

Бразилия на замену

В 2010 году свои доли на нашем рынке увеличили другие поставщики: в мае правительство позволило импортерам перераспределить 25% квот США (150 тыс. т) на другие страны. После ввода в действие этого постановления с Россией начали работать в основном ЕС и Бразилия, однако выбрать предложенные объемы не смог никто, говорит Лимарева. По данным ИКАРа, даже Бразилия смогла за 7 месяцев ввезти всего 52,5 тыс. т мяса птицы. Она и другие эксперты связывают нехватку объемов с дефицитом предложения у мировых поставщиков и высокими ценами на их окорока, особенно в сравнении с американскими. Окорок из США в 2009 году стоил $1,1-1,2/кг (без таможенных платежей), бразильский и европейский — $1,5-1,7/кг, сравнивает Давлеев. Недостающие товарные партии российские импортеры пытались искать в Турции, Таиланде, Мексике, вспоминает он, но оказалось, что эти страны могут предложить куриный окорок «в микроскопических количествах и по непроходной цене» - $2/кг. В результате многие импортеры, получившие право закупить товар в других государствах, привозили его партиями по 1-2 контейнера (22-54 т), причем приобретали птицу «у огромного количества разномастных производителей со всей Европы — начиная от Финляндии и заканчивая Испанией», описывает Давлеев. По его словам, не было ни одной европейской страны, которая бы не поставила нам куриный окорок, «один российский импортер даже привез контейнер из Турции». Кстати, министр сельского хозяйства этой страны Зафер Чаглаян в феврале 2010 года заявил, что Турция станет крупнейшим экспортером куриного мяса в Россию и за год поставит 0,5 млн т. Но предложить сколько-нибудь заметные объемы его страна так и не смогла.

По данным Юшина, основную массу окорока в период действия запрета привезли из Бразилии. Но цена была высокой — $1,7-1,9/кг. Бразильские птицеводы, как и отечественные, производят в основном цельную тушку, объясняет он. Но поскольку российский рынок генерировал внешний спрос исключительно на окорока, они начали разделывать птицу. Продавая окорок по цене, близкой к $2/кг, бразильские компании могли дешево реализовывать оставшуюся после разделки грудку. Но как только Россия возобновила выдачу разрешений на ввоз американской продукции, Бразилия снизила объемы разделки, говорит Юшин. По прогнозам местных поставщиков, после восстановления импорта из США цены на окорок снизятся, а российские импортеры сократят его закупки, так как могут приобретать американское мясо на 15% дешевле — по $1,6/кг.

Окорок дороже тушки

Прекращение поставок американских окороков вызвало заметный рост внутренних цен на мясо птицы. Отыграть нехватку предложения и нивелировать падение емкости рынка участники рынка смогли, только подняв цены, указывает Никитин из «». С января по август российские куриные окорока подорожали больше чем на 20%, следует из данных ИКАРа (см. таблицу «Птица на взлете»). А еще рынок отреагировал изменением соотношения цен на разные части тушки, обращает внимание президент Ассоциации российских операторов рынка мяса птицы Андрей Терехин. По его словам, с мая-июня отмечался резкий рост цен на куриный окорок — до 50% в оптовом звене, а белое мясо, наоборот, дешевело. Грудка в опте опускалась до 75-80 руб./кг. «Получалось, что цена на окорок выше цены целой тушки на 20%. Это неестественно, ведь должно быть наоборот», — недоумевает Терехин. То, что окорока стали дороже тушки, напротив, хорошо, не сомневается Фисинин: «В тушке — два окорока и грудка».

В условиях дефицита темного мяса цены на американские окорока, оставшиеся на складах российских компаний, выросли в среднем на треть. Если в последние три года, по данным UIPDP, они держались на уровне 45-65 руб./кг (у импортеров), то с ноября прошлого года начали расти и к началу 2010-го составляли 60-62 руб./кг. В конце апреля — начале мая, когда запасы окороков из США были почти исчерпаны, их предлагали оптовикам за 97-99 руб./кг, говорит Давлеев.

В первом полугодии на рынке складывалась «уникальная ситуация», когда цена тушки была на 17,5% ниже импортного окорока, приводит цифры мониторинга, который проводила его компания, Авельцов из «Ставропольского бройлера». «С апреля до середины июля импортный окорок на оптовом рынке стоил 94 руб./кг, а пиковая цена на тушку не превышала 80 руб./кг», — рассказывает он. В этот период, продолжает Авельцов, отечественные производители, специализирующиеся на замороженном мясе, начали предлагать больше разделки, поскольку окорок стал максимально интересным для них товарным сегментом. В Росптицесоюзе не смогли оценить, на сколько увеличилась разделка птицы отечественными фабриками за период действия запрета. Но ее объемы явно выросли, согласен с Авельцовым Фисинин: все современные предприятия отрасли имеют возможность увеличить разделку тушек, так как строились и реконструировались в комплексе с перерабатывающими заводами.

Испугались обвала

У Фисинина вызывает обеспокоенность наличие разрешений на поставку в Россию до конца года 519 тыс. т импортного мяса птицы. «[Массовый] ввоз может привести к дестабилизации рынка и окажет крайне отрицательное влияние на дальнейшее развитие птицеводства», — говорит он. Нынешние объемы импорта считает избыточными и предлагает в 2011 году сократить квоту на ввоз птицы до 350 тыс. т (сейчас утверждена в размере 660 тыс. т), а в 2012-м — до 200 тыс. т (550 тыс. т).

По информации опрошенных «Агроинвестором» экспертов и участников рынка, первые партии американской птицы должны были прибыть в Россию в конце сентября — октябре — в общей сложности 20-50 тыс. т. «После того, как правительство разрешило перевести квоты на 150 тыс. т в другие страны, у импортеров оставалось лицензий на 450 тыс. т», — напоминает Терехин. Однако он не ждет, что этот объем выберут до конца: американские производители устанавливают беспрецедентно высокие цены на окорока. «Как только забрезжило открытие российского рынка, они взлетели до $1,6-1,7/кг», — рассказывает Никитин. При этом американские производители подняли цены именно для России, утверждает гендиректор московского мясокомбината Михаил Попов: в Южную Африку, например, окорока продаются по $1/кг. Цены на американский куриный окорок превзошли даже максимальные уровни европейских и бразильских поставщиков, добавляет Юшин из .

После того, как подтвердилась информация о возобновлении поставок окороков из США в Россию, цены на отечественную птицу — причем не только окорока — начали снижаться, констатирует Попов. Он ожидает, что понижательный тренд, скорее всего, сохранится до конца 2010 года. Как только открыли США, птица быстро подешевела сразу на 10%, недоволен Алексей Верхотуров, гендиректор компании (семь птицефабрик). В августе средняя оптовая цена на импортный окорок упала до 90,5 руб./кг против максимума в 99,1 руб./кг до отмены фактического запрета (), а отечественный окорок продавался за 94,4 руб./кг — на том же уровне, что в июле-августе (94,5 руб./кг). В начале сентября, по данным «Ставропольского бройлера», российский и импортный окорока в опте стоили примерно одинаково — на уровне 95 руб./кг.

Но в октябре-ноябре из США, как это обычно бывает в конце года, доставят большие партии мяса, и вот тогда рынок может рухнуть, боятся отечественные птицеводы. «Мы ожидаем падения цены в декабре-январе, если судить по прошлому году, примерно на 20-25%», — говорит Верхотуров. У Авельцова тоже аналогии с концом прошлого года, когда крупные партии, вброшенные на внутренний рынок, снизили цену окорока на 25% — с 82 руб./кг до 66 руб./кг. Верхотуров тоже уверен, что в этом году сценарий повторится: импортеры бройлера связаны контрактами и будут заинтересованы быстрее продать свои партии, для чего придется демпинговать. Если бы импорт ввозился в Россию ежемесячно равными частями по 50-60 тыс. т, то на рынок эти объемы не повлияли бы, считает Верхотуров.

Как это было

С 1 января 2010 года в России вступили в силу санитарные нормы, предполагающие снижение содержания хлора в растворах для промобработки тушек птицы после убоя. Постановление Роспотребнадзора «О производстве и обороте мяса птицы» требует, чтобы мясо птицы обрабатывалось не содержащими хлора растворами или водой со слабым хлорным составом — максимум 50 мг / куб. м (ранее допускалось 200 мг / куб. м). По утверждению надзорного ведомства, большинство российских предприятий вместо хлорсодержащих растворов теперь используют холодный воздух с распылением уксусной и молочной кислот.
Эти нормы должны были начать действовать 1 января 2009 года, однако момент введения отложили на год, в том числе для того, чтобы американские производители успели изменить технологии. Однако, утверждали в Роспотребнадзоре, компании США не спешили принимать новые условия работы на российском рынке. С начала 2010 года их продукция автоматически оказалась под фактическим запретом на ввоз в Россию. Сразу после введения временных ограничений на поставки продукции 87 американских предприятий начались переговоры, которые, однако, в течение полугода были безрезультатными. В июне в США приехал с визитом президент Дмитрий Медведев и обсудил проблему с Бараком Обамой. Тогда же было заявлено, что американские производители готовы использовать для обеззараживания мяса птицы вместо хлорсодержащих растворов другие вещества. Они представили российским службам список из 12 препаратов (перечень не раскрывается). 16 августа Россельхознадзор объявил о снятии временного запрета для 68 компаний из США. В сентябре их список увеличился до 80.

Не хотят перестраиваться

Отсутствие американских окороков обострило проблему российского птицеводства — несоответствие структуры производства сложившейся в стране структуре потребления, говорит Сергей Юшин из Национальной мясной ассоциации. Потребитель предпочитает темное мясо, но мы не производим его в достаточном объеме, объясняет он. «Потребляем не то, что производим, — соглашается Андрей Терехин из Ассоциации российских операторов рынка мяса птицы. — В 2009 году потреблялось 60% темного мяса и 40% белого, а производятся целые тушки, в которых 55% белого мяса и только 45% — темного». Эксперт добавляет, что в тех же США потребление белого мяса обеспечивает фастфуд. Российский производитель ориентирован на работу с розницей, поставляя туда охлажденное мясо. Это другая ценовая категория, нежели замороженные тушки или окорока, объясняет Терехин, а интереса заполнять другие ниши у птицефабрик нет. Работать с замороженным мясом им не всегда выгодно: придется вкладываться в морозильные установки.
Нехватка темного мяса и потребности переработчиков всегда компенсировал импорт. Производители птицы продолжают ориентироваться на охлажденное мясо. «Наша политика — получать охлажденную птицу как более здоровый продукт», — настаивает Владимир Фисинин из Росптицесоюза. Из-за отсутствия на прилавках магазинов дешевых куриных окороков часть потребителей действительно перешла на белое мясо, которое стало дешевле, отмечает Юшин. Но все равно птицеводам нужно двигаться в сторону переработки и разделки, уверен он, а для этого — производить птицу весом 2-2,5 кг, а не 1-1,3 кг, как сейчас. «Такая большая птица пользовалась бы повышенным спросом мясопереработчиков, — говорит эксперт. — И нужно увеличивать мощности по заморозке, поскольку не хватает замороженной российской птицы. Но пока, к сожалению, наши производители пытаются идти по пути ограничения импорта».

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»