«Южный» как часть «Системы». Зачем АФК купила тепличный комбинат?

Доля рынка «Южного» увеличится до 8%
Доля рынка «Южного» увеличится до 8%
Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

Конкурентное преимущество агрокомбината «Южный» — удачное расположение и раскрученный бренд. Однако предприятие старое, и новому владельцу придется вложить до 15 млрд руб. в его модернизацию

в конце прошлого года купила у ВТБ 100% агрокомбината (Карачаево-Черкесия) — крупнейшего в России и Европе тепличного комплекса площадью 144 га. Покупателем стала группа «Степь», которая объединяет сельхозпредприятия «Системы» в Краснодарском крае. Сумма сделки не раскрывается.

Конкурентные преимущества

был построен в 1980 году, в последние годы им владело правительство столицы и управлял Банк Москвы. Осенью 2012-го акции комбината выставлялись на продажу за 6,6 млрд руб., но аукцион не состоялся из-за отсутствия участников. Около двух лет назад вместе с гостиничным и ломбардным бизнесами банк передал предприятие ВТБ. Согласно отчету «Южного» за 2014 год, стоимость его чистых активов составляла около 1,9 млрд руб. Сделка стала успешной для ВТБ, который реализовал непрофильный актив группы, сообщала пресс-служба банка.

Поскольку предприятие старое и требует полной модернизации, вряд ли его покупка стала очень затратной для «Системы», думает президент Сергей Королев. Сделка могла обойтись в 2-4 млрд руб., что очень неплохо с учетом сильно возросших экономических рисков, полагает аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов.

Из-за девальвации рубля тепличный бизнес стал конкурентоспособным, к тому же у крупнейшего в России и Европе комбината есть преимущества внутри страны: существует бренд, работают квалифицированные специалисты, налажены каналы реализации продукции, комментирует вице-президент инвесткомпании «» Иван Николаев. По информации «Южного», комбинат продает продукцию в Москве через торгово-распределительный центр, покупатели — крупные сетевые магазины: «Ашан», Мetro Сash & Сarry, «Перекресток», «Атак», Billa и др. В 2014 году через крупных ритейлеров было реализовано 62% продукции.

Также ценность этого актива заключается в месте его расположения, продолжает Королев. Мягкие климатические условия Карачаево-Черкесии и практически максимальное для России число солнечных дней в году (более 325) создают дополнительные конкурентные преимущества с точки зрения минимизации операционных расходов на газ и электричество, а также позволяют значительно снизить инвестиции в систему отопления и досветки. Лукашов говорит, что еще одно достоинство агрокомбината — расположение на берегу реки Кубань, это позволяет ему не испытывать традиционной для многих теплиц проблемы с водоснабжением, а вот его слабая сторона в том, что ему много лет и он работает по устаревшим технологиям. По итогам 2014 года износ теплиц комбината, построенных 30-35 лет назад, составлял 80%, из оборота было выведено 12 га, говорится в годовом отчете «Южного».

В разное время комбинат выращивал до 20 видов продукции, в том числе розы, рассказывает гендиректор «Степи» Константин Аверин, видеоролики с участием которого размещены на сайте «Южного». Однако многие позиции показали экономическую неэффективность, поэтому предприятие выбрало узкую специализацию — огурцы и томаты. «В стране еще достаточно высокая доля импорта этих овощей, и мы считаем, что нужно приложить усилия для удовлетворения существующего спроса, мы будем вести линию на замещение импорта», — комментирует Аверин.

Королев считает такую стратегию правильной: огурец и томат — основные овощи, которые Россия импортирует зимой, к тому же они самые популярные в рационе потребителей. «Эти агрокультуры дают высокие урожаи на гидропонике и позволяют окупить вложенные инвестиции гораздо быстрее, чем, например, выращивание перца или баклажанов. Поэтому в ближайшие четыре-пять лет эти тенденции, скорее всего, сохранятся», — предполагает эксперт.

В 2015 году производство тепличных овощей в России превысило 680 тыс. т, начиная с 2012-го, оно увеличивалось примерно на 6% в год, оценивает Королев. «Это очень высокие темпы, в среднем в два раза выше, чем по сельскому хозяйству в целом, не говоря уже обо всей экономике, — подсчитывает эксперт. — Доля „Южного“ с его объемом производства около 35 тыс. т овощей в год сейчас составляет примерно 5,2% от общероссийского». Если окажется, что «Система» не сильно переплатила за актив, то известный бренд и большая доля рынка агрокомбината должны способствовать достаточно быстрой окупаемости инвестиций «Системы», полагает аналитик «» Анатолий Вакуленко.

При этом, если говорить о возможной синергии между тепличным и растениеводческими активами компании, то ее фактически нет, отмечает Николаев: речь может идти разве что об общекорпоративном управлении, единой бухгалтерии. Также не исключено проявление эффекта масштаба в закупках средств производства, привлечении финансирования — у компании будет большая переговорная сила по сравнению с мелкими производителями. Однако и управлять таким бизнесом станет сложнее, хотя это решаемые вопросы, добавляет Николаев.

Выгодная инвестиция

Королев считает сделку «Системы» знаковой для отрасли. С 2000 года агропромышленный комплекс шел по пути замещения импорта с последующим выходом продукции на экспорт. Сначала это было зерно, затем масличные агрокультуры, с 2006-го начался рост по мясу птицы и свинине. Сейчас пришло время овощей и фруктов: это две оставшиеся наиболее зависимые от импорта подотрасли сельского хозяйства, напоминает эксперт. Так, по данным союза, в 2015 году ввоз тепличных огурцов и томатов превысил 660 тыс. т, их производство внутри страны было всего примерно на 20 тыс. т больше. Годом ранее в Россию поставили свыше 1 млн т продукции, тогда доля импорта в потреблении превышала 62%. Ввоз одних только яблок в 2014 году составил около 1,1 млн т, а их валовой сбор был на уровне 1,7 млн т. «Есть ниша рынка, которую можно и нужно заполнять собственной продукцией», — комментирует Королев.

Покупка «Системой» агрокомбината говорит о тенденции проявления импортозамещения, соглашается Николаев. «В моем понимании, это хорошая, правильная инвестиция, притом сделанная вовремя, — оценивает он. — Сейчас производить овощи внутри страны дешевле, чем ввозить их из-за рубежа, поскольку затраты на ГСМ, труд, электроэнергию у нас рублевые, плюс, поскольку комплекс работает, новому владельцу не нужно начинать строительство с нуля, закупать необходимое оборудование, подводить коммуникации».

Возведение нового предприятия очень капиталоемко и потребовало бы до двух лет, и это при высоких рисках: часть оборудования приобретается за валюту, а цены на овощи при возможном укреплении рубля могут снизиться, обращает внимание замначальника Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Дарья Снитко. «Интерес разных частных инвесторов к овощеводству сегодня находится на пике, многие говорят о намерениях вложить деньги в проекты с нуля или купить действующий актив, — знает она. — Основной проблемой greenfield-проектов является их высокая стоимость, поскольку существенная часть оборудования номинирована в валюте». Если инвестор решит построить на имеющихся 144 га высокотехнологичный комбинат с высотой потолков 6 м, под стеклом и с частичной досветкой, то сумма инвестиций может превысить 20 млрд руб., оценивает Королев.

По мнению Лукашова, повышение интереса к сельскому хозяйству говорит о том, что крупный российский бизнес стремится к диверсификации своих активов, а привлекательность именно тепличного овощеводства связана с действием продовольственного эмбарго. «Вероятно, к российским инвесторам пришло понимание, что санкции — это надолго. За время их действия можно закрепиться на многомиллиардном внутреннем рынке. Такой шанс бывает раз в жизни», — считает он. В этом плане покупка такого крупного тепличного хозяйства, как — разумное вложение средств.

Овощеводческий бизнес в условиях существенно подорожавшего импорта очень привлекателен, при этом в закрытый грунт идут в основном крупные инвесторы: такой капиталоемкий бизнес под силу развивать лишь с серьезными финансовыми возможностями, уверена Снитко. «Система» способна привлечь финансовые ресурсы, в том числе и кредитные для дальнейшего развития актива, этим могут похвастаться далеко не все участники рынка, добавляет Николаев.

Конечно, комбинат не новый, его необходимо модернизировать, но главное, что существует база, с которой можно двигаться дальше: по мере обновления производственных мощностей инвестор будет увеличивать рентабельность, денежные потоки и доходность вложений, продолжает эксперт. По его мнению, нет смысла покупать современное идеально работающее предприятие, где нет проблем (за исключением долговых): за него придется много заплатить, и вложения будут долго окупаться. «Если можно купить актив относительно недорого и доинвестировать в него — это нужно делать», — говорит он.

У «Южного» же, ко всему прочему, ощутимая для него долговая нагрузка. Согласно его отчету, отношение суммы привлеченных средств к капиталу и резервам комбината на конец 2014 года составляло 18,5%, кредиторская задолженность была на уровне 437,8 млн руб., все обязательства краткосрочные. По итогам 2014 года выручка составила 1,95 млрд руб., чистая прибыль — 5,7 млн руб., в 2013-м выручка была на уровне 1,58 млрд руб., чистая прибыль — 10,33 млн руб.

Новый владелец намерен улучшить финансовые показатели «Южного». «До нас предприятие генерировало положительный поток EBITDA, но 2015 год был закрыт с убытком (в последнюю декаду февраля результаты не были доступны — АИ), — отмечает Аверин. — 2016-й просматривается прибыльным, мы увеличим валовую выручку более чем на 20%, намечен план по сокращению расходной части на 10-15%».

Нужна модернизация

По мнению Королева, дальнейшая эксплуатация предприятия в его нынешнем виде не имеет особого смысла — комбинат необходимо модернизировать, причем, очевидно, речь должна идти о строительстве нового тепличного комплекса на имеющейся площадке. Прежний владелец предприятия, ВТБ, начал работу по обновлению актива, предполагалось, что замена старых теплиц позволит в два раза увеличить урожайность (до 65 кг/м²), на 30% снизить затраты и на 45% повысить рентабельность. В прошлом году глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов говорил, что на комбинате планируется поэтапно заменить 72 га теплиц (шесть блоков), объем инвестиций, запланированных на 2015 год, оценивался в 840 млн руб.

«Система» рассматривает несколько вариантов модернизации комбината стоимостью от 6 млрд руб. до 15 млрд руб., проект будет реализован в течение примерно пяти лет. После завершения работы объем производства может возрасти до 75-80 тыс. т овощей в год; в 2015-м сбор составил около 35 тыс. т, план на 2016-й — 40 тыс. т продукции. «С учетом активного строительства новых тепличных комплексов, которое идет по всей стране, рост объемов производства „Южного“ до 75-80 тыс. т через четыре-пять лет может увеличить его долю рынка до 7-8%», — комментирует Королев.

Как и в прошлом году, в этом планируется реконструировать один блок теплиц, по результатам работы компания примет решение о дальнейшей модернизации. «Мы будем увеличивать высоту теплиц: сейчас рабочая шпалера 2 м, мы будем стремиться переходить к 4 м, это позволит повысить производительность труда, объем производства продукции вырастет в два раза, — рассказывает Аверин. — В зависимости от того, какое решение будет принято по технологии — застекленные или пленочные теплицы — затраты будут разными. Мы изучаем ситуацию, составляем экономические программы».

Сегодня в мире используются и пленочные, и застекленные теплицы. В принципе, климат Карачаево-Черкессии позволяет применить оба варианта, все зависит от того, на какой технологии остановят свой выбор проектировщики и специалисты комбината, рассуждает Королев. «Сейчас все считается через выход готовой продукции с квадратного метра и маржинальный доход. Что касается высоты современных теплиц, то она в среднем составляет около 6 м, на этот аспект также необходимо обратить внимание», — отмечает он. С учетом того, насколько далеко за последние 20 лет продвинулись тепличные технологии, все-таки проще поэтапно строить новые блоки теплиц, а не модернизировать старые, настаивает эксперт.

По словам Королева, сейчас 1 га современных застекленных теплиц в зависимости от сложности технологии может стоить от 120 млн руб. до 230 млн руб. Поскольку доля импортного оборудования превышает 70-80%, девальвация рубля привела фактически к двукратному росту затрат на строительство по сравнению с периодом до 2014 года. «Нужно признать, что это очень серьезный сдерживающий фактор для всех инвесторов, которые рассматривают реализацию новых проектов в ближайшие год-два», — добавляет он.

Анатолий Вакуленко отмечает, что в случае дальнейшего ухудшения рыночной и общеэкономической конъюнктуры риски инвестиций «Системы» потенциально связаны с принятыми на себя компанией социальными обязательствами. является градообразующим предприятием для поселка городского типа Московский, напоминает аналитик. В январе на встрече главы республики с председателем совета директоров «Системы» Владимиром Евтушенковым первый напомнил о стратегической важности агрокомбината. По словам Темрезова, в зависимости от сезона здесь работает до 3 тыс. жителей Карачаево-Черкесии, поэтому регион заинтересован в дальнейшем развитии комплекса. Речь идет не только об увеличении объемов производства, но и выведении агрокомбината на современный уровень работы. «Надеемся, что смена собственника не повлияет на инвестиционные планы предприятия», — подчеркнул глава республики.

По словам Евтушенкова, «Система» намерена не только сохранить , но и придать новый импульс его развитию. В частности, он решил зарегистрировать предприятие в Карачаево-Черкесии. По данным ЕГРЮЛ на 21 февраля, юридический адрес был в Москве. За первое полугодие 2015-го комбинат выплатил 101 млн руб. налогов и сборов, из которых лишь 31 млн руб. в бюджет Карачаево-Черкесии, 70 млн руб. — в столичный. Кроме того, АФК готова взять на себя социальные обязательства. Речь может идти о поддержке развития сельских территорий, сохранении культуры, развитии спорта, говорится на сайте правительства региона.

Купят еще?

Овощеводческий сектор чрезвычайно фрагментирован, обращает внимание Дарья Снитко: даже крупные проекты — от 3 га до 10 га теплиц — не позволят непрофильному инвестору получить сразу большую долю рынка и сформировать бренд федерального масштаба. «Больших консолидированных активов на рынке почти нет, а старые советские предприятия зачастую не отвечают требованиям современной культуры производства овощей и не дают качество продукции, позволяющее работать с крупным сетевым форматом торговли», — рассказывает она. С этой точки зрения главное преимущество «Южного» в том, что он хорошо известен московским сетям. Столичный рынок хоть и очень конкурентен, но зато, в отличие от других регионов России, не испытывает сезонного спада летом, когда многие не покупают овощей, а используют продукцию собственных подсобных хозяйств. Наличие налаженных связей с федеральными сетями будет поддерживать продажи агрокомбината и при новом собственнике, уверена Снитко.

Поскольку в секторе тепличного овощеводства есть огромные возможности для консолидации, нельзя исключать вероятность того, что «Система» приобретет еще какое-то предприятие, думает Николаев. По его мнению, сейчас прекрасное время для покупки активов в агросекторе, и интерес к нему со стороны инвесторов есть. Однако в дальнейшем наступит еще более благоприятный период для сделок, потому что все сельхозпроизводители кроме удорожания их продукции столкнулись и с ростом издержек. К тому же им все сложнее финансировать бизнес: стоимость денег существенно выросла, а условия, на которых их дают, ухудшились. «При этом проблем с эффективностью не было только у единичных компаний, за счет этого они сейчас всего лишь потеряли в рентабельности, но не ушли в убытки, — рассказывает эксперт. — У остальных есть трудности. Поэтому работающие предприятия, где можно улучшить операционную эффективность, например, устранив наиболее распространенную ошибку финансирования долгосрочных проектов короткими деньгами, стоит покупать. Владельцы таких компаний сейчас в стрессе и нередко готовы отдавать бизнес за долги».

Тем не менее Николаев считает, что «Системе» было бы целесообразнее сосредоточиться на «Южном» и интегрироваться в переработку, упаковку продукции, чтобы управлять ценой за счет маркетинга. «Это наиболее эффективная стратегия, поскольку со стороны производства вы контролируете издержки, со стороны продаж — еще и цену, — поясняет он. — Поскольку сейчас конкуренция с иностранными игроками ослаблена, этим нужно пользоваться». Анатолий Вакуленко в ближайшее время не ожидает новых приобретений «Системы» в агросекторе: скорее всего, холдинг сконцентрируется на развитии и интеграции ранее приобретенных активов, думает он.

Земли на миллион

В мае прошлого года владелец «Системы» Владимир Евтушенков заявил, что хочет создать международную компанию с банком сельхозактивов более 1 млн га. «В агропромышленном комплексе возможен наибольший прорыв в кратчайшие сроки», — говорил он. К подобной идее эксперты относятся неоднозначно.

Земельный банк в 1 млн га — это очень амбициозная цифра, и при успешной реализации такого проекта получившаяся компания по размеру земель станет если не крупнейшей, то войдет в топ-3, говорит Дарья Снитко. «С учетом того, что Россия — самая большая по площади страна мира, то появление крупнейшей по размеру земельного банка агрокомпании достаточно закономерно, — рассуждает она. — При этом холдинги, контролирующие большие земельные активы, как правило, фокусируются на отраслях растениеводства, требующих экстенсивной, а не интенсивной технологии — обычно это производство зерна, кормовых агрокультур, масличных».

Все будет зависеть от подхода, думает Иван Николаев. «История холдинга „Иволга“, который управлялся семьей Василия Розинова и приближенными к ней людьми, заканчивается плачевно, компания оказалась нежизнеспособной, и теперь ее разбирают по частям, — напоминает он. — Консолидировать 1 млн га в одном холдинге, наверное, можно, но, если активы будут в разных странах, то в каждой должна быть своя операционная команда, управляющая всеми процессами, поскольку различия будут присутствовать не только на картофельном поле, но и в правовом».

Стратегия подобного роста, скорее всего, действительно приведет к некоторому ухудшению качества управления, соглашается Анатолий Вакуленко. «Тем не менее это, судя по всему, будет нивелировано сокращением управленческих издержек и повышением стоимости актива в глазах потенциальных портфельных инвесторов», — добавляет он.

Добавили фруктов

Кроме тепличного овощеводства «Система» вкладывает в производство фруктов: «Степь» купила 85% «Питомника „Сады Кубани“» и входящее в одну с ним группу предприятие «Трудовое». Хозяйства выращивают яблоки, груши и сливы, а также лук и морковь. Единственным владельцем «Трудового» по состоянию на 30 сентября 2015 года был гендиректор «Степи» Константин Аверин. Он же после сделки с «Системой» получил оставшиеся 15% «Садов Кубани».

«Сады Кубани» и «Трудовое» входили в подконтрольный Аверину ростовский концерн «Стелла», у которого «Система» в 2014 году за $63,9 млн купила 85% агрохолдинга «Степь». Активы обладают рядом преимуществ, таких как хорошая урожайность, собственная система орошения, новый парк техники и оборудования, отмечал ранее представитель «Системы». По его словам, корпорация использует новые возможности создания стоимости в своем сельскохозяйственном бизнесе, в том числе ориентируясь на замещение импорта.

«Трудовое» основано в 2005 году, оно было одним из наиболее быстро развивающихся сельскохозяйственных предприятий «Стеллы». Сады хозяйства расположены в Ленинградском и Каневском районах Краснодарского края. Среди высаженных деревьев 87% — яблони, 9% — груша, 4% — слива; с 2010-го хозяйство также начало выращивать овощи, говорится на сайте торгового дома «Сады Кубани». Выручка хозяйства в 2014 году составила 362,6 млн руб., чистая прибыль почти 55,3 млн руб. Рентабельность продаж достигла 57,7%.

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»