Торговые войны: специнвестконтракт в обмен на обещания?

Раньше инвестор, принимая решение о локализации, действовал на свой страх и риск
Раньше инвестор, принимая решение о локализации, действовал на свой страх и риск
Журнал «Агротехника и технологии»

Журнал «Агротехника и технологии»

17 июня 2016 года в рамках Петербургского международного экономического форума между Правительством России (в лице Минпромторга) и российским заводом «Клаас» был заключен специальный инвестиционный контракт, дающий право на солидные преференции в обмен на долгосрочные обязательства

О своем желании заключить аналогичные договоры уже заявили такие гиганты отрасли, как , -RM и New Holland. И это неудивительно. Компания, заключающая специнвестконтракт, берет на себя фактически единственное четкое обязательство: вложить в производство сельхозтехники 750 млн руб. в течение 10 лет. Остальные критерии договора формализованы. О том, чем обернется для рынка новая политика Минпромторга, рассуждают эксперты и участники рынка.

Ральф Бендиш, генеральный директор компании «Клаас» (Краснодар):

Главный результат заключения специнвестконтракта (СПИК) — признание за заводом «Клаас» статуса российского производителя сельхозтехники, что открывает российским сельхозпроизводителям возможность закупать производимую заводом технику со скидкой 25-30% в рамках государственной программы, реализуемой в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 г. № 1432 «Об утверждении Правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники». Мы, в свою очередь, взяли на себя обязательства довести уровень локализации производства до соответствия требованиям Постановления № 719. В том, что нами будут выполнены все условия, прописанные в данном Постановлении, мы не сомневаемся. Уже за первые три года в локализацию производства завода «Клаас» будет инвестирована большая часть от заявленной в СПИК суммы.

Михаил Мизин, координатор по работе со странами Евразийского экономического союза Ассоциации производителей сельхозтехники Германии VDMA Agricultural Machiner:

Неслучайно, что первый в России специнвестконтракт был подписан крупным немецким производителем сельхозтехники: в отрасли сельхозмашиностроения локализация вызывает живой интерес среди иностранных компаний, а некоторые компании уже активно локализуются. Иностранные производители сельхозтехники готовы к локализации производств в России, но до последнего времени все упиралось в непредсказуемость регулирования и критерии локализации. С появлением специнвестконтракта мы рассчитываем, что серьезная часть этих рисков будет нивелирована.

При этом мы понимаем, что многое будет зависеть от того, как СПИК покажет себя на практике. Раньше инвестор, принимая решение о локализации, действовал на свой страх и риск, ведь у него не было никаких гарантий, что к моменту, когда он завершит процесс локализации своего производства, критерии и вообще промышленная политика, налоговые условия и прочее не поменяются.

Специнвестконтракт во многом решает эту проблему, ведь он со старта дает инвестору гарантии неизменности регулирования и некоторые преференции в обмен на его обязательства поэтапно локализовать производство в России. Хотелось бы обратить внимание, что речь идет не об «обещаниях по локализации», а именно о жестких обязательствах, которые четко прописаны и которые инвестор обязан выполнить, ведь специнвестконтракт однозначно фиксирует обязательства инвестора по созданию или модернизации производства в России в течение определенного периода времени и предусматривает санкции за невыполнение обязательств. Поэтому этот инструмент выгоден как для инвестора, так и для государства.

Евгений Корчевой, директор Российской ассоциации производителей сельхозтехники «»:

Создан прецедент, когда компания только под обещания достичь определенных критериев получает государственную поддержку. Раньше производители понимали, что для того, чтобы что-то получить, надо сначала что-то сделать. Сейчас же у них появляется огромный простор для действий. Вот этим специнвестконтракт, конечно, плох.

Аграриям это нововведение не принесет ничего хорошего. Им нужны не обещания и обязательства, а техника по приемлемой цене. И желательно, чтобы эта техника была российского производства, потому что при малейшем скачке доллара наши сельхозпроизводители могут оказаться неплатежеспособными. Если бы не российское сельхозмашиностроение, они не смогли бы собрать и половины полученного в этом году урожая. Просто нечем было бы убирать, потому что не на что было бы купить технику, подорожавшую вдвое.

Возникает вопрос: выполнит ли «Клаас» свои обязательства по созданию полноценного производства, оговоренные специнвестконтрактом. В частности, по переносу технического центра, подразумевающего разработку комбайнов здесь, в России. Если они это сделают полностью и в срок, это будет положительно оценено и другими игроками рынка, и государством.

Если бы специнвестконтракт был подписан в том облегченном варианте, на который изначально претендовала компания «Клаас», думаю, это бы повлияло на планы «Россельмаша», находящегося рядом. Скорее всего, они бы отказались от инвестиций в производство некоторых комбайнов. Потому что изначально «Клаас» хотел получить какие-то сказочные льготы. Но договор в том виде, в котором он в итоге был подписан, на инвестиционные планы «Россельмаша» не окажет значительного воздействия.

Прохор Дармов, директор по маркетингу ГК «»:

Мы сконцентрированы на собственном бизнесе, заняты производством агротехники и предпочитаем направлять свои усилия и мысли на наше дело. Операции наших уважаемых коллег по мировому аграрному машиностроению при этом для нас имеют наименьший приоритет. Поэтому мы никак не оцениваем указанное событие. Время и рынок, как известно, лучшие судьи. Они оценят исполнение обязательств сторон и их результаты по данному контракту наряду с соответствующими органами власти. Мы же просто занимаемся производством высокопроизводительной современной агротехники.

Наши машины мы реализуем в рамках существующей товаропроводящей сети, состоящей из независимых частных коммерческих организаций — наших партнеров. Все продажи техники в этой системе реализуются согласно договорам, гарантирующим долгосрочные соглашения. Это взаимное исполнение обязательств строго в рамках законных договоров. Наши партнеры являются таковыми совершенно добровольно и осознанно. Партнерство определено взаимной выгодой. Мы судим только по цифрам и коммерческим показателям. Аграрии считают нашу технику востребованной, о чем свидетельствуют объемы реализации компании на фоне текущего потенциала рынка и показатель нашей доли рынка. Все остальное — от лукавого. Мы делаем отличные машины и дальше будем их делать. Политикой пусть занимаются политики. Мы занимаемся производством — и успешно, если исходить из фактов.

Загрузка...
Агротехника и технологии

«Агротехника и технологии»