Побитые рекорды

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

Растениеводы называют завершившийся год «сложным», «тяжелым» и «трагичным»

Доходы аграриев, занимающихся растениеводством, в 2008 году заметно сократились. Агрокультуры, при не менее чем 50%-ном росте затрат на их возделывание, подешевели в несколько раз: вместе с рекордами сбора зерна и подсолнечника был установлен рекорд падения цен. Рентабельность 20% и выше получили компании, имеющие доступ на интервенционные торги, свою переработку либо не распродавшие урожаи до начала декабря, когда цены опять начали укрепляться.

2008 год оказался сложным для растениеводства, признают все опрошенные аграриями участники рынков зерна, масличных и сахарной свеклы.

Выросли затраты «Очень тяжелый год, — говорит Игорь Катеренчук, гендиректор башкирской компании «». — В новом сезоне произошел настоящий ценовой обвал! Но хуже всего то, что планировать ценообразование и доходность было просто невозможно!». Того же мнения придерживается гендиректор волгоградской группы «Раздолье» Азамат Далиев. «Для сельхозпроизводителей прошедший год был без преувеличения трагичным, — считает он. — Чего стоит один только рост затрат [на материально-технические ресурсы]. Для сравнения, в 2007 году аммиачная селитра стоила 6 руб./кг, а в 2008-м — 12-15 руб./кг. ГСМ, стоившие год назад 15 руб./л, подорожали до 24 руб./л. А минимальная оплата труда и вовсе поднялась с 2,7 тыс. руб. до 5 тыс. руб. Эти и другие показатели предопределили рост себестоимости агрокультур». По подсчетам Далиева, затраты на обработку гектара посевов в 2008 году выросли на 40-60%. При этом упали цены на фуражную пшеницу, сетует он: в 2007 году «Дельта-Агро» (входит в «Раздолье») продавала ее по 6-8 тыс. руб./т, а в прошлом компании предлагали всего 2 тыс. руб./т. «То есть цена на нашу продукцию упала в три раза, — подытоживает Далиев. — Но даже за такие деньги на фураж почти не было покупателей».

Оптимистичнее настроен вице-президент Александр Корбут. «Главным итогом года» он считает переход зернового производства на современные технологии, обеспечивший рекордный урожай. «2008 год еще раз показал, что у России огромный потенциал одного из ведущих мировых производителей зерна», — добавляет он. Активно инвестировать в новую технику и технологии аграрии начали в 2007 году, когда укрепились цены на все зерновые и масличные агрокультуры. Однако никто не ждал резкого падения цен, указывает Павел Миклухин, гендиректор «Сибирского хлеба». Хозяйства активно кредитовались под закупку агромашин, а теперь примерно 60% новосибирских агрокомпаний из-за этого на грани разорения, знает он.

Корбут называет негативными для растениеводства событиями 2008 года растущее отставание развития инфраструктуры рынка от роста производства агрокультур. Не хватает мощностей линейных и портовых элеваторов, а тарифы на перевозку неоправданно высоки, перечисляет он, что ведет к региональной локализации зернового рынка. Прошедший год также показал, что для его эффективного регулирования недостаточно одних только государственных интервенций, добавляет эксперт.

Кому повезло

Растениеводы жалуются, что с началом кризиса ликвидности лишились оборотного кредитования и были вынуждены распродавать урожай ниже себестоимости. «Многие хозяйства реализовывали зерно осенью только ради того, чтобы рассчитаться с банками, — вспоминает Катеренчук. — Нам, к счастью, повезло — успели продать его на пике цены, в начале уборки, поэтому в финансовом отношении мы не сильно пострадали». Те, кто сумел придержать зерно в течение нескольких месяцев максимального падения цен, по его словам, проиграли меньше: в начале декабря оно немного подорожало и стало продаваться по 4 руб./т вместо 3,5 руб./т.

Далиев говорит, что минимизировал убытки от фуража, продав его государству по 3,5 тыс. руб./т. Заработать компании помог и хороший сбор продовольственной пшеницы, которой он в 2008 году посеял 12 тыс. га и собрал 38 ц/га. «Урожай на 90% состоял из пшеницы 3 и 4 классов, — рассказывает директор. — Цены на нее, конечно, снизились. Но мы крупная компания, поэтому у нас есть дополнительные возможности увеличения продаж зерна в благоприятное время и по приемлемой цене». Одна из них — интервенции, в которых принимает участие «Дельта-Агро». А средние и мелкие сельхозпроизводители не имеют доступа на торги, так как нужно поставлять большие объемы зерна и оформлять много документов, поясняет Далиев. У «Дельты-Агро» также есть квоты на хранение зерна (одна из них составляет 60 тыс. т), предоставляемые элеваторами как крупному и постоянному клиенту.

Далиев доволен и тем, что не послушал совета местных чиновников, летом рекомендовавших ему не торопиться с продажей пшеницы, которая ближе к зиме, по их словам, обязательно вырастет в цене. Но осенью зерно, наоборот, стало дешеветь. «Мы начали продавать пшеницу сразу же после уборки, поэтому первые контракты заключили по 5 руб./кг, — говорит Далиев. — Благодаря этому средняя продажная цена в итоге получилась больше 4 руб./кг. В нынешних условиях это очень неплохо». В результате удалось закончить год с рентабельностью 25%, рассказывает он. В 2007-м, конечно, было больше — 60%, сравнивает Далиев. В 2009 году в «Дельте-Агро» планируют, несмотря на кризис, увеличить рентабельность до 40%.

Александр Арцибашев, гендиректор зерновой компании «Восток-Запад» (входит в «»), как и Далиев, отмечает резкое падение цен на фураж. Вообще, по его наблюдениям, из-за рекордного урожая цены на зерно оказались ниже ожидаемых участниками рынка в 2-2,5 раза. «А вот пшеницу 3 класса государство покупает по 5,5-6 руб./кг, — говорит Арцибашев. — Эти показатели близки к нашим ожиданиям». В ноябре «Восток-Запад» прекратил операции на рынке и начал реализовывать продовольственное зерно на интервенционных торгах. «Биржевая цена составляет 5,5 руб./кг, что вполне нас устраивает, — соглашается с Арцибашевым Миклухин из «Сибирского хлеба». — А фураж у нас закупают по 3,2-3,5 руб./кг — дороже, чем в западных регионах, где за него дают порядка 2,5 руб./кг».

Семечка дешевела, а свекла — нет

Ситуация на рынке подсолнечника аналогична положению дел в зерновом секторе: высокий валовый сбор в сочетании с резким снижением цен (об итогах года в этих отраслях — в статье на стр. 20). «Рекордный урожай оказался никому не нужен, — разводит руками директор по сырью масложирового холдинга «» Валерий Сергачев. — Страна не готова ни перерабатывать такой объем подсолнечника, ни экспортировать его. Неудивительно, что весной пиковая цена на семечку была 21 тыс. руб./т (средняя [по прошлому сезону] - около 15 тыс. руб./т), а сейчас — 5,5 тыс. руб./т». «Под подсолнечник в 2008 году у нас было выделено 9 тыс. га, — рассказывает Далиев из «Дельты-Агро». — Средняя урожайность получилась 15 ц/га». Товарный подсолнечник в прошлом году подешевел в 5-6 раз, поддерживает Далиев Сергачева: в 2007-м он стоил 18-20 тыс. руб./т, а в 2008-м — 3,5 руб./т, и только к декабрю подорожал до 5 тыс. руб./т. Причем сразу за сырье никто не расплачивается, возмущается Далиев. Впрочем, его компании с продажами подсолнечника повезло не меньше, чем с зерном. «Дельта-Агро» выращивает не обычный, а крупноплодный подсолнечник, который покупают производители жареных семечек по 25-30 тыс. руб./т. «Реализовали уже 60% объема, дальше продавать его не торопимся, потому что устойчивый спрос есть и будет, — говорит Далиев. — Кроме того, в нашу группу компаний входят предприятия по переработке и калибровке этого подсолнечника».

Свеклосахарный рынок в прошлом году оказался стабильнее зернового и масличного: средние цены, как и в 2007-м, держались на уровне 1,3 тыс. руб./т. Катеренчук из «Артемиды» продавал свеклу по 1-1,2 тыс. руб./т. Ее цена хоть и не снизилась, но из-за роста затрат уже почти приблизилась к себестоимости, замечает он. Поэтому аграриям заработать на свекле было сложнее, чем на том же подсолнечнике. «» начала сокращать свеклосахарные посевы: Катеренчук сохраняет часть из них только потому, что уже много вложил в дорогостоящую технику и оборудование.

По данным Института конъюнктуры аграрного рынка, посевы свеклы снижают многие агрокомпании: по стране они сократились больше чем на 20% до 819,3 тыс. га. Но при этом продолжается интенсификация производства и растет его эффективность, отмечают в ИКАРе. В 2008 году с гектара в среднем по стране было получено 4,2 т сахара, а в ЮФО — 5 т. Ранее выход сахара был не больше 3 т/га. В декабре прогнозировал, что по итогам сезона 2008/2009 годов производство свекловичного превысит 3,45 млн т.

Будет ли лучше

В этом году ситуация в растениеводческих секторах может улучшиться, не исключают эксперты, отказываясь давать конкретные прогнозы. Говорить, какими будут посевные площади весной, дело неблагодарное: «Пока мы видим только то, что немного выросли посевы озимых зерновых», — объясняет Корбут из . Однако урожай будет меньшим, чем в 2008 году, считает он. «Необходимо учитывать, что для участников рынка сохраняются жесткие финансовые ограничения, связанные с низкими ценами на зерно, недоступностью кредитования и его удорожанием», — говорит эксперт.

По состоянию на декабрь можно констатировать, что на внутреннем зерновом рынке началась стабилизация цен, а на мировом они ослабевают, продолжает Корбут. «Мы прогнозируем рост цен [в мире] где-то после марта, — подсчитывает он. — Тогда появятся объективные данные об урожае в южном полушарии, состоянии озимых, запасах зерна и т. д. — в общем, станут известны фундаментальные факторы, определяющие баланс спроса и предложения, а значит, и цены на зерно». В России, как и за рубежом, добавляет Корбут, маловероятен рост посевов — низкие цены не способствуют их увеличению. Рентабельность зерна, считает вице-президент , будет во многом определяться действиями государства в отношении поддержки цен и сбыта (экспорта). Правительство, похоже, готово активизироваться: в декабре, после совещания у Путина, Зубков объявил о намерении увеличить интервенционный фонд до 20 млн т (см. статью на стр. 29). А экспортировано «при благоприятных условиях», считают в , может быть около 21 млн т, если трейдеры получат из бюджета субсидии, а страны-покупатели — связанные кредиты.

В 2009 году цены на зерно будут выше потому, что сократятся яровые посевы, высказывает мнение Арцибашев из компании «Восток-Запад». Они могут снизиться на 20%, не исключает топ-менеджер.

А цена фуражных зерновых вырастет до двух раз, надеется он. В прошлом году на непродовольственные агрокультуры пришлась большая часть валового сбора компании. «Обычно фураж занимает у нас до 30-40% объема урожая, — уточняет Арцибашев. — Но в 2008 году было 60%».

Сергачев из «», как и Корбут из , говорит, что ситуация на рынке масличных будет зависеть от антикризисной политики государства. «Если аграрии дождутся помощи [в кредитовании], то посевные площади подсолнечника в 2009 году сократятся не больше чем на 10% против 6,17 млн га в 2008-м, — размышляет он. — Иначе предсказать масштаб падения рынка будет вообще невозможно. Сейчас сельхозпроизводители опасаются, что просто не получат вовремя новых кредитов, а взятые в прошлом году им нечем оплачивать уже сейчас, к тому же они не пролонгируются. В такой ситуации многие агрокомпании могут к весне оказаться банкротами».

Планы-2009

Почти никто из сельхозпроизводителей не планирует увеличивать посевы, но все надеются, что не придется сокращать существующие площади. «В 2009 году, несмотря на кризис, хотим увеличить угодья подсолнечника с 9 тыс. га до 12 тыс. га», — делится планами Далиев из «Дельты-Агро». В «Сибирском хлебе» намерены сохранить нынешние посевы пшеницы, составляющие 40 тыс. га, или до 40% всей пашни. Так же поступят в «Артемиде»: как и в 2008 году, выделят под пшеницу, рожь и овес 18 тыс. га. «В любом случае нельзя оставлять землю пустой. Да и севооборот нужно соблюдать», — поясняет Катеренчук. Для сахарной свеклы он приготовил 2 тыс. га против 1,5 тыс. га в 2008 году, но не исключает сокращения посевов этой затратной агрокультуры. «Хотелось бы рассчитывать на помощь государства, — говорит Катеренчук. — Если оно будет покупать сахарную свеклу по стабильным ценам, как приобретает зерно, то обязательно станем ее сеять».

В Казахстане госкорпорации покупают по фиксированным ценам сельхозпродукцию для стратегического запаса, поэтому аграрии уже весной знают, какие цены на нее установят осенью, приводит он пример. «Если у нас не будут вести таких закупок, то мы можем вообще перестать сеять сахарную свеклу, — категоричен Катеренчук. — А на освободившихся площадях начнем выращивать зерновые и рапс».

От сахарной свеклы «Артемиде» наверняка придется отказаться: о намерении закупать ее федеральные власти не сообщали, а в их заявлениях об интервенциях упоминались только пшеница, кукуруза, рожь и ячмень.

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»