Продажи в полях закончились -Агроинвестор
Добро пожаловать на "Агроинвестор 2.0". Старую версию сайта можно найти по этой ссылке. Об ошибках и пожеланиях можно сообщить здесь.
Не более 5МБ
Спасибо! Вы подписаны на нашу рассылку!

Продажи в полях закончились
Инна Ганенко
Агроинвестор
август 2012
Чтобы заработать на картофеле, нужно создать добавленную стоимость

В сезоне-2010/11 из-за засухи картофеля в стране собрали на 33% меньше, чем сезоном ранее, и на 25% — по сравнению со среднегодовым объемом. Сокращение урожая привело к дефициту и резкому росту цены. Высокая маржа привлекла в сектор новых производителей. Но получить ее второй год подряд отрасль не смогла: многим пришлось продавать картофель ниже себестоимости — по 5−7 руб., а кому-то и по 1,5 руб. за килограмм.

Картофелеводство всегда было привлекательным направлением сельского хозяйства, считает Алексей Красильников, исполнительный директор Картофельного союза. Среднегодовую рентабельность его производства он оценивает в 25−30%. Но последний сезон (2011/12) показал, что сектор подвержен риску перепроизводства и для стабильной маржи выращивать качественный картофель уже недостаточно: необходимы новые рынки сбыта, продукты с добавленной стоимостью, а значит, нужны инвестиции в хранение и переработку. В развитых странах, знает Красильников, в натуральном виде реализуется не более 30% картофеля, остальной перерабатывают. В России этот показатель пока не превышает 10%.

Еще одна причина падения цен на картофель и прибыльности его возделывания — снижение потребления, указывает гендиректор «Национальной земельной компании» (НЗК, Тульская область) Андрей Самошин. «После дефицита картофеля в 2010 году покупатели переходили на крупы, макароны и другие продукты-заменители, и даже когда картофель подешевел, не все увеличили его потребление», — говорит он.

Хранить и перерабатывать

Самошин ждет, что несколько ближайших лет, если не будет очередного неурожая, станут для картофелеводов тяжелыми и низкомаржинальными. После скачка цены в 2010 году многие вложились в это направление: построили склады и приобрели технику, надеясь быстро окупить затраты. Но оптовая цена в сезоне-2011/12 (по данным НЗК, в среднем 5 руб./кг) была сравнима с затратами. В этом сельхозгоду картофель продолжает терять инвестиционную привлекательность: новые проекты появляются, но они, как правило, планировались двумя-тремя годами ранее. Как и Красильников, Самошин считает, что лучший способ стабилизации маржинальности сектора — увеличение переработки картофеля в хлопья, порошок, фри, чипсы и т. д. Она помогает нивелировать риски перепроизводства сырья и потерь при его хранении. Направления актуальные, но дорогие: каждый такой проект требует инвестиций от нескольких миллионов долларов, указывает Красильников. Привлечь такие средства могут только крупные компании или объединения средних и мелких картофелеводов. Обработка дешевле: линия упаковки стоит от €100 тыс., а с мойкой картофеля — минимум €200 тыс. Не всем, конечно, есть смысл вкладываться в фасовку и тем более в переработку, оговаривается Красильников: например, в отдаленных населенных пунктах с доходами населения ниже средних и продажами на рынках или в магазинах шаговой доступности не будет востребован даже очищенный картофель.

На глубокой переработке картофеля можно хорошо заработать, не сомневается Евгений Матюшкин, исполнительный директор «ИПФ-Менеджмента» (картофельное производство в Тверской области), маржа этого направления в среднем составляет 30−50%. В планах компании есть такой проект. Она рассчитывает освоить полный цикл переработки (без отходов), производя большую линейку продукции — от хлопьев до добавок к комбикормам. «Очищенные полуфабрикаты, — приводит пример топ-менеджер, — будут востребованы сегментом HoReCa, картофельные хлопья — пищевой промышленностью, армией, да и розничными потребителями». Из слов Матюшкина следует, что такие проекты, как у ИПФ, для большинства участников рынка картофеля дороги: одна только линия глубокой переработки мощностью 30−40 т/день стоит €500 тыс.

Освоить инвестиции в добавленную стоимость могут индустриальные производители. НЗК на своем предприятии «Максим Горький» (5 тыс. га картофеля, сбор в 2011 году — 130 тыс. т) запустила первую очередь завода по производству хлопьев, линии мойки и фасовки овощной продукции. Мощность предприятия сейчас составляет около 7 тыс. т/год хлопьев с возможностью увеличения до 20 тыс. т/год. А линия мойки и фасовки позволит компании ежегодно выпускать до 360 тыс. т готовой продукции. Выращивать на имеющихся площадях можно до 150 тыс. т картофеля, рассказывает Самошин.

Всего НЗК вложила в производство картофеля и запуск переработки примерно 2 млрд руб. Ее маржинальность Самошин оценивает в 10%. Он говорит, что пока компания не будет увеличивать мощность завода: рынок стагнирует, цены на хлопья снизились в четыре раза по сравнению с прошлым годом и вдвое против среднегодовых. Причина — неразвитость потребления продуктов глубокой переработки картофеля и медленный рост этого сегмента. НЗК ищет новые рынки — поставляет свои продукты в Белоруссию, Казахстан, на Украину, присматривается к рынкам запада и азиатских стран. Самошин не советует заходить в сектор переработки, не имея гарантированного сбыта. Найти деньги и построить производство сравнительно нетрудно, а вот администрировать это производство и зарабатывать на нем намного сложнее, объясняет он. Сейчас, приводит он пример, у всех компаний-производителей сухого картофельного пюре есть складские запасы — и это после того, как они потеснили импорт (в основном из ЕС), демпингуя на внутреннем рынке. Если привозные хлопья стоят на уровне 55−57 руб./кг, то российские — 30−45 руб./кг в зависимости от качества при средней себестоимости 20 руб./кг, уточняет Самошин. Однако топ-менеджер уверен, что потребление таких продуктов будет расти, пусть и невысокими темпами.

Есть и другие инвесторы, которые верят в картофельный рынок. 4,3 млрд руб. в переработку картофеля намерена вложить «Экофрио» (Брянская область), сообщал «Интерфакс». В 2013 году компания планирует ввести в эксплуатацию завод замороженного фри и хлопьев мощностью 140 тыс. т/год сырья. Объем продаж готовой продукции должен составить 2,6 млрд руб./год.

Важна не только переработка: прошлый сезон показал, что нужны инвестиции в капитальные хранилища, говорит Красильников. В 2010 году — период высоких цен — многие аграрии увлеклись выращиванием картофеля, но не подумали, где хранить полученные урожаи, тем более в условиях перепроизводства. Поэтому они были вынуждены продавать сырье по себестоимости или ниже, а часть того, что вырастили, не было даже смысла собирать — хранить негде, а реализовать с прибылью невозможно, вспоминает Красильников. Он приводит пример создания хранилища, которое можно окупить чуть больше чем за сезон. Это бескаркасное арочное строение на 2,7 тыс. т картофеля, строящееся по типовому проекту за 2,5 месяца и в среднем стоящее 16−18 млн руб. в зависимости от комплектации. Прибыль от эксплуатации таких емкостей за один сезон может составить около 12 млн руб. (за вычетом затрат на хранение и естественных потерь), прикидывает Красильников.

Насыщение сырьем

Гендиректору подмосковного хозяйства «Зеленоградское» Юрию Валецкому прошлый сезон запомнился как время глубокого демпинга — он знает картофелеводов, продававших сырье по 1,5 руб./кг. «За эти деньги иногда отдавали даже отборную продукцию: из-за большого предложения ее не могли быстро продать, а хранить было негде», — говорит он. Валецкий, выращивающий картофель на 170 га, в сезоне-2011/12 получил убытки, хотя продавал дороже — по 4,5−8 руб./кг, а за 1,5 руб./кг реализовывал только мелкий.

Матюшкин из ИПФ советует мелким и средним картофелеводам, которые не могут вкладываться в переработку и капитальные хранилища, объединяться в кооперативы и создавать совместные мощности или сотрудничать с индустриальными предприятиями, выращивающими меньше картофеля, чем перерабатывают. ИПФ хочет работать с аграриями Тверской области, авансируя их семенами, обучая технологиям, приобретая урожай по заранее оговоренным ценам и оказывая услуги по хранению. В этом году несколько сельхозпредприятий хранили картофель на мощностях ИПФ, некоторым компаниям оказывались услуги по упаковке товара, было проавансировано примерно 10 фермеров, перечисляет Матюшкин.

С точки зрения маркетинга картофель становится нишевым продуктом, считает Игорь Поляков, гендиректор компании «Тамбовские фермы«: рынку нужен определенный продукт — для жарки, приготовления чипсов или фри, бэби-картофель для ресторанов и т. д., а не просто сырье. «Прошло время, когда можно было продавать картофель чуть ли не с поля, не вкладывая в строительство современных хранилищ и первичную переработку», — доказывает Поляков. Инвестиции в эти направления — первое, что нужно сейчас делать картофелеводам, желающим сохранить рентабельность, полагает он. Приблизительная стоимость строительства современного хранилища сейчас составляет 7−8 тыс. руб./т мощности, оценивает глава «Тамбовских ферм».

Прививка от волатильности

Чтобы добавить стоимости, «Зеленоградское» вручную фасует часть картофеля в розничную упаковку по 3−5 кг. Большой объем обработать не получается, поэтому Валецкий хочет в этом году установить линию фасовки и упаковки за 2−3 млн руб. Сокращать посевы он не видит смысла: во-первых, цены на картофель волатильны (были годы, когда рентабельность, наоборот, превышала 600%), а во-вторых, есть хранилища, агротехника и фонд элитных семян. Нелогично несколько лет инвестировать, а после одного неудачного сезона выходить из бизнеса, считает Валецкий. «ИПФ-Менеджмент» в картофельном бизнесе недавно — с 2010 года. Компания строит под Тверью комплекс хранения, первичной обработки, сортировки, мойки и упаковки стоимостью более 1 млрд руб., а в следующем году развернет сельхозпроизводство на 1,5 тыс. га (сейчас выращивает картофель на 400 га). «Уже построены склады на 40 тыс. т, здания приемки, сортировки и упаковки, завезено импортное оборудование», — перечисляет Матюшкин. Заработать маржу в прошлом сезоне было непросто, соглашается он с другими участниками рынка. «Но у нас есть преимущество перед обычным сельхозпроизводителем, — указывает Матюшкин. — Мы можем не только выращивать, но и обрабатывать — мыть, шлифовать, упаковывать, делать предпродажную подготовку, а также реализовывать его через свое торговое подразделение, работающее напрямую с сетями». Если необработанный картофель в мешках осенью прошлого года стоил 5 руб./кг, то мытый и упакованный в вакуумный пакет — 20 руб./кг, сравнивает он. «Тамбовские фермы» выращивают около 10 тыс. т картофеля в год. «Для нас это самая рентабельная агрокультура, — гордится Поляков. — Даже в прошлом, не очень успешном для некоторых картофелеводов, сезоне, рентабельность превысила 100%: себестоимость с учетом хранения была порядка 3,8 руб./т, а цена реализации — около 8 тыс. руб./т». Столько платили за мытый и упакованный продукт, уточняет он. В ближайшие два года компания планирует увеличить производство картофеля до 15 тыс. т.

По мнению Полякова, рентабельность зависит не только от цены и степени обработки, но также от стабильности урожая и продуктивности угодий. То и другое невозможно без орошения, поэтому картофель в «Тамбовских фермах» переведен на полив. Капзатраты увеличивают себестоимость, но окупаются ростом производства и товарности продукта, говорит топ-менеджер. Вместе с тем, инвестировать в орошение было бы комфортнее, если бы государство субсидировало 20−40% затрат на строительство таких систем, говорит Поляков. Приблизительная стоимость 1 га орошения — 70 тыс. руб., указывает он.

Анатолий Цепушел, гендиректор краснодарского хозяйства «Арена», подтверждает, что в сезоне-2011/12 картофель стоил в пределах 5−6 руб./кг. А себестоимость в хозяйстве была выше — 7,5 руб./кг, сравнивает он: «Из-за климатических особенностей юга мы вынуждены закупать дорогие семена и держать весь картофель на поливе». И потом, у всех независимых сельхозпроизводителей есть трудности со сбытом, признает Цепушел: без своих торговых подразделений сложно выходить на ликвидные рынки, приходится работать с посредниками. «Один раз проследили путь нашего картофеля от нас до прилавка, — вспоминает он. — У «Арены» его купили по 6 руб./кг, а на рынке в Москве продали по 25 руб./кг».

В этом сезоне, как и в завершившемся, Цепушел засеял картофелем 400 га. По его наблюдениям, многие краснодарские производители сокращают посевы. Возможно, предложение снизится, и получится заработать прибыль, надеется он. «При цене картофеля хотя бы на 50 коп./кг выше себестоимости мы уже были бы на хорошем уровне [рентабельности]", — говорит руководитель. Чтобы хеджировать риски картофелеводства, «Арена» развивает плодово-ягодный бизнес. «Разбили сады, посадили два питомника, будем пробовать выращивать виноград, груши, яблоки, клубнику и малину», — делится планами Цепушел. Себестоимость плодов и ягод ниже — нужны только маточный материал и фунгициды, тогда как при выращивании картофеля требуется еще и самоходная техника. В этом году директор рассчитывает собрать до 7 т яблок, а на плановую мощность сад выйдет через три года.

Импорт им мешает
Реализовывать картофель по комфортной для сельхозпроизводителей цене мешает присутствующий на рынке импорт, сетует Красильников из Картофельного союза. «Мы ввозим картофеля не так много — максимум 1,5 млн т при емкости рынка около 34 млн т, а в среднем это 700−800 тыс. т/год, — рассказывает он. — В сравнении с производством цифра небольшая». Но импорт доминирует в мегаполисах, говорит Красильников: его часто предпочитают ритейлоры. Отечественный же продукт по качеству не уступает привозимому, уверяет глава союза.
Новые проекты
Весной о готовности реализовать проект по выращиванию картофеля заявляла «Картофельная нива Орловщины» (компания холдинга «Орловская Нива»). На первом этапе под возделывание картофеля планируется 440 га, а вложения в проект составят 500 млн руб. В планах компании — за три года увеличить посевы до 2 тыс. га. Для хранения продукции «Нива» начала строить емкости первоначальной мощностью 20 тыс. т с возможностью увеличения до 80 тыс. т, писал портал Агро.ру.
О намерениях с этого года развивать картофельный проект стоимостью более 1 млрд руб. сообщал «Белгранкорм». Выращивать картофель компания планирует в Белгородской и Новгородской областях. В планах агрохолдинга — производство около 80 тыс. т/год. Под Новгородом примерно на 500 га будут выращивать семена, а на 2 тыс. га в Белгородской области — товарный картофель. Там же построят перерабатывающий завод для калибровки, шлифования и упаковки.
Статьи по теме
Рекомендации
Показать еще