Погектарный подход -Агроинвестор
Добро пожаловать на "Агроинвестор 2.0". Старую версию сайта можно найти по этой ссылке. Об ошибках и пожеланиях можно сообщить здесь.
Не более 5МБ
Спасибо! Вы подписаны на нашу рассылку!

Погектарный подход
Инна Ганенко
Агроинвестор
ноябрь 2012
С 2013 года будет действовать новая мера господдержки

Госпрограмма развития АПК до 2020 года предусматривает субсидии на поддержание доходности сельхозпроизводства (267 млрд руб. за восемь лет). Мера новая и вводится впервые, приближая субсидирование аграриев к нормам ВТО. Она заменит прямую поддержку, искажающую торговлю, такую как ГСМ-дисконты. Участники рынка считают меру недостаточной (0,5−1 тыс. руб./га), но одобряют ее как идею.

Министр сельского хозяйства Николай Федоров оценивает инвестиционный портфель отрасли в 1,6 трлн руб. По его словам, благодаря мерам поддержки, записанным в агрогоспрограмме (а ранее — в нацпроекте), на один бюджентый рубль привлекается 10 руб. частных вложений. Это же соотношение — 1:10 — озвучивали его предшественники Алексей Гордеев и Елена Скрынник. Утвержденная в июле госпрограмма на 2013−2020 годы продлевает нынешние (такие как субсидирование кредитов) предусматривает новые меры поддержки. Одна из них — так называемые погектарные субсидии — будет прямо влиять на маржу растениеводческих производств, тем более что предоставление этой меры власти собираются увязать со страхованием посевов от катастрофических рисков.

Денег хватит?

Как рассказывал ранее Федоров, погектарная поддержка составит от 15 млрд руб. до 38 млрд руб./год. В отличие от прямого финансирования (пример — региональные субсидии на литр реализованного молока-сырья), эта мера не включается в «желтую корзину» ВТО. Она не искажает торговлю и может использоваться без ограничений, то есть является частью «зеленой корзины». Предусматривая погектарные выплаты, государство способствует восстановлению плодородия и качествам земель, поддерживает экологичность сельского хозяйства и доходность сельхозпроизводства в целом, а не субсидирует конкретный продукт. Методика расчета еще не утверждена Минсельхозом. Предполагается, что выплата может составить от 0,5 тыс. руб. до 1 тыс. руб. на гектар при средних затратах сельхозпроизводителей 6−7 тыс. руб./га.

Всего за восемь лет на погектарные субсидии планируется направить 267,2 млрд руб., в том числе 197,9 млрд руб. из федерального бюджета. 2013-й станет первым годом реализации меры, которая будет профинансирована на 20,5 млрд руб. (15,2 млрд руб. этой суммы даст российский бюджет). Вероятнее всего, погектарные субсидии начнут предоставлять позже — только с 2015 года, уточняет президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский, принимавший участие в разработке госпрограммы. «Механизм расчета ставок и порядок выплаты этих субсидий только разрабатываются, — знает он. — Нужно время, чтобы перевести нынешний инструментарий поддержки в новый, одобренный ВТО». Получить комментарий Минсельхоза не удалось.

По замыслу властей, новая мера заменит действующие, в том числе скидки на ГСМ при сезонных полевых работах. Погектарных субсидий, заверяет вице-премьер Аркадий Дворкович, аграриям «должно хватить на приобретение ГСМ по тем ценам, которые будут на рынке». «Субсидии не будут одинаковым для всех — они должны рассчитываться исходя из большого перечня критериев, которые еще предстоит отработать, — рассказывает Злочевский. — Единой ставки не может быть уже потому, что в регионах разные уровни поддержки, различные агроклиматические условия, почвы и т. д.». РЗС считает, что максимальные выплаты должны получать самые эффективные хозяйства, например, вносящие достаточно удобрений, в том числе сложных, и обрабатывающие землю по современным технологиям. Цель погектарной поддержки, по мнению Злочевского, не в том, чтобы поучаствовать в прибыли сельхозпредприятий, а в поддержке их технологического развития, накоплении плодородия почв. Таким образом, отдача от погектарных субсидий — это не валовый сбор, а прежде всего урожайность.

В мире, знает Злочевский, погектарные субсидии составляют $800, а иногда более $1 тыс., а средняя ставка — на уровне $500. Российские власти обещают $50−100/га. Из слов Злочесвского следует, что это меньше, нежели на Западе, но больше, чем сейчас: «Если суммировать всю нынешнюю господдержку, распределить ее по гектарам, то она не превысит $30/га и только в некоторых регионах может составить $70−80/га».

Неплохая мера

О необходимости введения такой меры господдержки говорит и другой эксперт — гендиректор аналитической компании «Агроспикер» Виталий Шамаев. «Погектарные субсидии нужны, но вот будет ли достаточным уровень этой поддержки? — задается вопросом он. — В мире рыночное финансирование пашни [платежеспособный спрос — «АИ"] составляет около $1,5 тыс./га. Эти деньги фермер получает при реализации продукции. В России погектарная выручка намного ниже — около $600/га. То есть по мировым понятиям мы находимся за чертой бедности». Погектарная поддержка — правильная мера, говорит Шамаев. Но все равно она не покроет разницу в $900/га между выручкой отечественных аграриев и их мировых конкурентов. В российском растениеводстве денежный поток несравним с теми же США, делится расчетами Шамаев. При нормальных погодных условиях американский фермер производит 10 т/га кукурузы и, продавая ее по $300/т, получает $3 тыс./га выручки. Выращивая сою (3 т/га) и реализуя ее по $600/т, он зарабатывает $1,8 тыс./га. Если на юге России урожайность — 5−6 т/га — еще позволяет получать приемлемую выручку ($1−2 тыс./га), то на Урале или в Сибири такой выручки нет, поэтому в этих регионах погектарные субсидии даже на уровне 1 тыс. руб./га мало меняют в экономике растениеводства.

Поэтому нужно повышать урожайность и увеличивать спрос на продукцию аграриев внутри дальних регионов — например, развивать логистику и переработку, предлагает Шамаев. Имея возможность реализовать агрокультуры по привлекательной цене, сельхозпроизводители сами увеличат и поддержат свою доходность, говорит он: «Строить заводы и открывать для аграриев новые рынки — вот о чем нужно думать нашему государству». Дальние перевозки зерна субсидируют, но сельхозпроизводителям все равно приходится доплачивать за транспортировку до 1,5−2 тыс. руб./т. В итоге они имеют мизерную погектарную выручку, которая доводит производственный процесс до нищеты, указывает эксперт. «Пока погектарная выручка не превысит $1 тыс., сельхозпроизводители не смогут позволить себе технологии, необходимые для развития», — заключает Шамаев.

Александр Арцибашев, гендиректор зерновой компании «Восток-Запад» (входит в агрохолдинг «Иволга»), считает, что субсидии на уровне 0,5−1 тыс. руб./га не сильно помогут сельхозпроизводителям. Например, при урожайности зерновых в центре России около 3,5 т/га поддержка составит менее 150−300 руб./т, подсчитывает он. На Урале с его урожайностью не более 1,5 т/га она будет ощутимее — более 300−600 руб./т зерна, но все равно это «мизерные деньги», говорит Арцибашев. «Однако и это хорошо — от дополнительных денег никто не откажется, — признает он. — Хотя, конечно, в мире эта поддержка в разы больше». «Погектарная субсидия, даже не превышающая 1 тыс. руб., — позитивный сигнал для сельхозпроизводителей, особенно с учетом того, что ранее такой поддержки не было», — говорит руководитель отдела анализа рынков «Русагротранса» Игорь Павенский. Алексей Иванов, гендиректор сельхозкомпании «Агроко», затрудняется оценивать погектарные субсидии, пока нет критериев выплат и не утверждены индексы расчета поддержки. Но соглашается со Злочевским, что ее объем должен определяться эффективностью производства, а адресатами должны стать хозяйства, использующие интенсивные технологии и увеличивающие выручку с гектара. Авторы госпрограммы будут учитывать региональную специфику (см. врез). Это правильно — затраты у всех разные, говорит Иванов: «Есть территории, например, Оренбургская область, где технологическая карта очень экономная и затраты составляют около 5−7 тыс. руб./га. А есть юг страны и центральное Черноземье, где аграрии занимаются интенсивным выращиванием. Там другие затраты — 30−40 тыс./га сахарной свеклы, 15−20 тыс. руб./га кукурузы».

При субсидии в 0,5−1 тыс. руб./га доходность предприятий «Агроко» увеличится незначительно. Компания обрабатывает около 25 тыс. га в Белгородской области, переменные затраты составляют 12 тыс. руб./га. «Если бы мы получали от государства 20−30% этой суммы, то поддержка была бы действительно значимой, — мечтает Иванов. — А вот для Оренбургской области 1 тыс. руб./га как раз и составит около 20% затрат».

Андрей Самошин, гендиректор «Национальной земельной компании» из Тульской области (основная специализация — картофелеводство), тоже одобряет новую меру. Но, по его мнению, она должна быть диверсифицирована: выращивание разных агрокультур требует разных расходов. «Если поддержка будет распределяться просто на гектар пашни, то выиграют те, кто производит некапиталоемкую продукцию, например, зерновые, — говорит Самошин. — А вот в структуре себестоимости картофеля или овощей предлагаемых государством денег просто не увидишь». В зависимости от региона возделывания и наличия полива затраты на выращивание картофеля, включая амортизацию, могут доходить до более чем 100 тыс. руб./га, уточняет топ-менеджер.

Цели и результаты

Павенский полагает, что погектарные субсидии могут способствовать распашке неиспользуемых сельхозземель в оборот и повышению плодородия почв. «У нас хорошей динамики по площадям последние годы не наблюдается, — говорит эксперт. — Даже озимый клин нестабилен». В этом году, например, озимыми засеяли около 15,7 млн га против 17,2 млн га в 2009-м. С яровыми сложнее: с 2002 года посевы сокращались, а теперь стагнируют — десять лет назад было 32,9 млн га, а теперь — только 30,5 млн га. «Если с помощью погектарных субсидий удастся нарастить в ближайшие годы посевы зерновых хотя бы на 3−4 млн га, будет огромный задел и в условиях засух с этих площадей все равно будет собран нормальный объем урожая, — рассуждает Павенский. — Пример — нынешний год: при наличии такого же, как в 2002-м, ярового клина и средней урожайности, которая есть сейчас (16,5 ц/га), мы бы получили прибавку в 4 млн т зерна». Погектарные субсидии могут мотивировать возврат в оборот земель Поволжья, отчасти — Центра, Урала и Сибири, перечисляет Павенский.

Арцибашева смущает одно из обязательных условий получения субсидии — страхование урожая. «В наших условиях эта мера еще не до конца себя оправдывает: нужно платить большие страховые премии, а вот получить возмещение при наступлении страхового случая часто очень трудно», — говорит он. Многие сельхозпроизводители предпочтут отказаться от погектарных выплат, но не увеличивать затраты на страхование, не исключает Арцибашев. С ним соглашается Самошин: «Условия предоставления субсидий нормальные, за исключением необходимости страховать урожай». Он предлагает привязать сумму погектарных субсидий к сложившейся в конкретный год цене на зерно или другие агрокультуры: если сезон неудачный и доходность сельхозпроизводителей стремится к нулю, ставка увеличивается, а при укреплении цены — снижается.

Кого поддержат
Для получения поддержки сельхозпроизводителю необходимо будет предоставить справку о постановке на налоговый учет в том регионе страны, где он ведет производство. Нужно будет взять на себя обязательства заниматься им в течение минимум трех лет с первой выплаты субсидии и застраховать урожай агрокультур, многолетних насаждений и их посадок. Уровень страховой защиты не должен быть ниже установленного федеральным законом об агростраховании. Ставку субсидий рассчитают, применив индекс, учитывающий состояние почв, биоклиматический потенциал территории, размер предприятия, уровень его оснащенности сельхозтехникой, доходность за отчетный период, число сотрудников и др. Методику расчета индекса и его параметры должен утвердить Минсельхоз.
Статьи по теме
Рекомендации
Показать еще