ЧС с АЧС -Агроинвестор
Добро пожаловать на "Агроинвестор 2.0". Старую версию сайта можно найти по этой ссылке. Об ошибках и пожеланиях можно сообщить здесь.
Не более 5МБ
Спасибо! Вы подписаны на нашу рассылку!

ЧС с АЧС
Инна Ганенко
Агроинвестор
август 2013
Пандемию впервые признали федеральной проблемой

АЧС, об отсутствии очагов которой в феврале докладывал глава Минсельхоза Николай Федоров, два месяца назад резко активизировалась и поразила ключевой свиноводческий регион — Белгородскую область. Угрозу наконец осознали в правительстве — создан штаб по борьбе с пандемией. Важно, примет ли он действенные меры: сейчас АЧС распространяется бесконтрольно. В последние шесть лет она фиксировалась везде, кроме Сибири и ДФО.

По данным Россельхознадзора, с 2007 по 2013 годы вспышки заболевания фиксировались в 31 регионе страны, не затронув только Сибирский и Дальневосточный федеральные округа. Стационарной неблагополучной зоной (постоянным источником распространения заболевания на другие территории) считаются все регионы Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, а в ЦФО — Тверская область. Общий ущерб госбюджетам и предпринимателям от пандемии с момента ее обнаружения в ноябре 2007 года по январь нынешнего Россельхознадзор оценивает в 30 млрд руб., включая непрямые потери. К примеру, упущенная выгода за полгода карантина в местах вспышек АЧС (в это время там запрещено содержать и разводить свиней) превышает 15 млрд руб. из расчета 75 руб./кг свинины и исходя из среднего приплода одной матки (10 поросят). За все годы распространения пандемии пришлось уничтожить более 1 млн свиней и выплатить 2,5 млрд руб. компенсаций за отчужденных животных, рассказывает «Агроинвестору» руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт.

Штаб поможет?

АЧС резко обострилась в июне-июле: было зафиксировано сразу 37 активных вспышек в 10 регионах. Новые очаги находят не только в регионах, где ранее фиксировали заболевание, но и в новых, до этого благополучных Смоленской, Тамбовской и Белгородской областях. Россельхознадзор неоднократно предлагал создать федеральный штаб по борьбе с АЧС, как в 2006—2007 годах, когда боролись с высокопатогенным гриппом птиц, говорит Данкверт. Но решение не принималось: болезнь, в отличие от гриппа птиц, не несет прямой угрозы здоровью и жизни людей. Штаб из представителей федеральных и региональных исполнительных органов, науки и отраслевых союзов во главе с вице-премьером Аркадием Дворковичем создали только в августе, когда АЧС нашли в Белгородской области — крупнейшем свиноводческом регионе. Для сравнения, в Белоруссии аналогичный штаб сформировали в июле, как только там подтвердилась АЧС. Российским свиноводам пришлось ждать пять лет. Штаб должен согласовать меры по ликвидации АЧС, один Россельхознадзор не решит проблему, говорит входящий в него руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. Еще одна задача — выявление незаконных объектов, где забивают и перерабатывают скот, а также пресечение его незаконной транспортировки. Мониторинг ситуации тоже входит в функции штаба. Сейчас эпизоотию не мониторят в особо охраняемых зонах, беспокоится Юшин, но там могут быть дикие кабаны, мигрирующие на другие территории и разносящие инфекцию. По его мнению, нужна также просветительская работа в регионах, в том числе муниципалитетах, где при возникновении первых вспышек власти просто не знают, как действовать. «Следует организовывать что-то вроде ситуационных тренингов и учений, чтобы при экстренной ситуации все службы и организации могли оперативно реагировать», — предлагает Юшин. Первые меры уже предпринимаются. В августе Минсельхоз своим приказом ужесточил требования к уровню безопасности свиноводческих хозяйств. Документ запрещает персоналу проносить на территорию свинокомплексов продукты питания, закрепляет штат ветеринарных специалистов и предусматривает идентификацию животных. Расширен перечень заболеваний, при наличии которых комплекс может получить третий компартмент (уровень биозащиты), но ужесточены требования для высшего — четвертого: теперь в 5 км от такого предприятия не должно быть хозяйств, относящихся к первому-третьему компартментам (ранее радиус был 500 м). С комплексов третьего и четвертого компартментов допускается вывоз свиней и продукции свиноводства, даже если в районе, где они находятся, вводится карантин по АЧС или другие ограничительные мероприятия.

Компартментализация свиноводческих предприятий в России проводится с 2010 года, напоминает Данкверт. «Сейчас, увы, более половины свинокомплексов имеют самый низкий, первый, зоосанитарный статус», — сожалеет он. К четвертому компартменту относятся только 300 предприятий (см. таблицу «Степени биозащиты»). При этом проверки Россельхознадзора показали, что на многих комплексах после присвоения высшего зоосанитарного статуса не соблюдаются условия биобезопасности, и в 2012 году тридцати предприятиям этот статус снизили, рассказывает Данкверт. Статус, впрочем, не гарантирует защищенность от АЧС: в 2013 году были вспышки на свинокомплексах, имеющих четвертый компартмент — в воронежской «Агроэко» (проект владеющего «Разгуляем» инвестфонда AVG) и тверской «Дмитровой горе» (часть холдинга «Агропромкомплектация»).

Лучше поздно «В случае создания штаба пять лет назад пандемия была бы локализована на юге, — считает президент «Мираторга» Виктор Линник. — Конечно, хорошо, что он наконец-то появился». Но мало только оперативных мер — нужно усилить ветслужбу, настаивает он: советская была одной из лучших в мире и, если бы в 2000-е годы ее не разделили на Россельхознадзор и самостоятельные региональные отделения, то сейчас проблемы АЧС страна бы не имела. Инвестировать в развитие животноводства, не имея при этом единой ветслужбы, стратегически недальновидно и неправильно, говорит Линник. По его мнению, для полной ликвидации пандемии нужно минимум три-пять лет, да и то при незамедлительных жестких мерах и хорошем финансировании. «Необходимы и важны любые федеральные меры ликвидации эпизоотии, — высказывается гендиректор «Агроэко» Владимир Маслов. — В первую очередь нужно до конца года принять четкие правила и условия содержания животных во всех типах хозяйств. У регионов для этого недостаточно полномочий». Из-за распространения в российских регионах АЧС запрет на экспорт свинины и продукции свиноводства из них уже вводили Беларусь и Украина, напоминает Данкверт. «Ограничения могут ввести другие страны, и не только на свинину, — предупреждает он. — Например, та же Украина обеспокоена безопасностью зерна, производимого в регионах, где регистрируются вспышки АЧС и ящура». «Свиная чума — все же не зерновая проблема, — считает президент РЗС Аркадий Злочевский. — Косвенно она затрагивает только логистические магистрали, проходящие через неблагополучные территории». Чтобы обезопасить зерно и перевезти его, достаточно температурной обработки товарной партии. Ограничения на вывоз зерна из зараженных АЧС регионов уже вводились, и решалась проблема именно так, говорит Злочевский. «Нашим экспортным программам болезнь тоже не мешает», — добавляет он.

Комплекс нижегородской компании «Нива. Михеев и К» небольшой — на 5,3 тыс. свиней. Два года подряд предприятие повышает уровень биозащиты и сейчас имеет третий компартмент. «Наш комплекс полностью закрытого типа, оборудован санпропускниками, корма выращиваем сами, комбикорм делаем в цехе на его территории, — перечисляет замгендиректора «Нивы» Владимир Фролов. — Зерно перед переработкой проходит термическую обработку. Весь заезжающий транспорт снаружи и внутри обрабатывается, а сотрудники не держат свиней на своих подворьях — за это мы им доплачиваем. Кроме того, ни один килограмм мяса не отправляем на убой и переработку без предварительного контроля ветслужбы». Превентивные меры нужно предпринимать обязательно, одобряет Юшин: оказавшись в карантинной зоне из-за какого-нибудь безответственного частника, предприятие с низким уровнем биозащиты лишится права реализовывать свою, даже безопасную, продукцию; последствия будут сопоставимы с потерей бизнеса.

Меры регионов

В Белгородскую область, где содержится 44% пого-ловья свиней ЦФО, а это 17,6% — российского, вирус, предполагает замруководителя Россельхознадзора Николай Власов, скорее всего, занесли из Воронежской области. Он был обнаружен в середине июля на частном подворье. К 8 августа власти региона отчитались, что выкупили и утилизировали почти половину из 57 тыс. свиней, выявленных при проверке частных подворий после вспышки. Остальных животных, содержавшихся там, собственникам разрешили забить для своих нужд. Всем свиноводам из ЛПХ губернатор Евгений Савченко предлагает перейти на выращивание КРС, кроликов или цветов. По его словам, администрация предложит им целевые кредиты разработает «режим льготной экономической поддержки», сообщал ИТАР-ТАСС. По данным портала Agroru.com, субсидии за отчуждение свиней в Белгородской области составляют 60 руб./кг живого веса плюс 2 тыс. руб. за голову. Хозяева животных недовольны. «Я максимально могу получить 5 тыс. руб. за свинью», — возмущается фермер, не пожелавший себя называть. Это ниже рыночной цены, говорит он. Несправедливо и то, продолжает фермер, что по той же формуле покупают поросят. «Однако через несколько месяцев, — указывает он, — молодняк бы прибавил в весе в разы, и стоил бы в три-четыре раза больше».

Власти Волгоградской области, где АЧС находят уже не первый год, обещают учесть жалобы местных фермеров на занижение цены выкупа животных, и повысить до 135 руб. цену отчуждаемого молодняка. Белгородская администрация после вспышки АЧС приняла самую радикальную из всех регионов меру — в области не только выбивается все поголовье личных хозяйств, но и введен трехлетний запрет на выращивание в них свиней. Преимущество региона — большая концентрация там крупнейших свиноводов («Мираторг», «Агро-Белогорье», «Русагро»). А на подсобные хозяйства, по данным Росстата за 2012 год, приходится менее 2% производства свинины. «Такое соотношение, скорее, исключение из правил: есть регионы, где действуют максимум один-два относительно крупных комплекса, — говорит Юшин из Национальной мясной ассоциации, — а остальная свинина производится ЛПХ и фермерами. Такие территории не осилят выкуп всего поголовья». На областном уровне нельзя решить проблему, тем более что у каждого региона своя позиция, как реагировать на АЧС и предупреждать ее, говорит Виктор Линник из «Мираторга». У холдинга комплексы в Белгородской и Курской областях. «Даже в Белгородской до недавнего времени профилактике АЧС уделяли не очень много внимания, — констатирует он. — Теперь получили первую вспышку, и властям пришлось срочно принимать жесткие меры. В Курской области таких масштабных мер пока не предпринимают». По мнению гендиректора Национального союза свиноводов Юрия Ковалева, в числе мер по борьбе с АЧС обязательно должно быть уничтожение диких кабанов. Россельхознадзор тоже за их отстрел. Представитель службы Алексей Алексеенко называет кабанов «главной проблемой в ситуации с распространением АЧС»: они разносят вирус по лесам и свиноводческим хозяйствам. В Воронежской области, в четырех районах которой была АЧС, отстрелом занимаются 140 охотников. У этой меры есть влиятельные оппоненты. Глава Минприроды Сергей Донской ранее заявлял о недопустимости уничтожения диких кабанов в европейской России. «Проведение мероприятий по полному уничтожению популяции кабана несовместимо с принципами сохранения биологического разнообразия, — цитировали его «РИА Новости». — Кабан является важнейшим компонентом природных биоценозов (совокупность животных, растений, грибов и микроорганизмов, совместно населяющих участок суши или водоема). «Восстановить популяцию кабанов можно легко и быстро — за два-три года, — спорит Ковалев. — Дикий кабан — это не снежный барс». Донской указывает, что отстрел этих животных не помогает победить АЧС. В Ставропольском крае и в Северной Осетии, приводит он пример, его популяция почти уничтожена, в Краснодарском крае — снизилась более чем в 10 раз, однако многочисленные вспышки пандемии домашних свиней продолжаются. Лучше ввести запрет на перемещение живых свиней и продукции свиноводства из неблагополучных регионов в другие без предварительных проб на АЧС, предлагает Минприроды. Основной причиной распространения заболевания, что признают и ветеринары, являются не дикие кабаны, а человеческий фактор — нарушение ветеринарно-санитарных норм содержания свиней, сокрытие падежа домашнего поголовья, незаконная транспортировка инфицированной продукции. Так вирус был занесен, например, в Мурманск и на север Архангельской области, где кабанов нет. А первые случаи заражения АЧС кабанов в Тверской области (2011 год) были зафиксированы после того, как владельцы выбрасывали погибших от чумы домашних свиней в леса и на свалки вместо того, чтобы сжечь и утилизировать их.

Фермеры против

Первое, что предложил возглавивший оперативный штаб вице-премьер Дворкович, — запретить содержание свиней в организациях всех форм собственности, не соблюдающих меры биологической защиты. По сути, он повторил требование отраслевых союзов, в которые входят крупные свиноводы. Инициативу Дворковича одобрил премьер-министр Дмитрий Медведев, оговорив, что эту меру можно вводить «только с замещением одного вида бизнеса на другой». Фермеры видят в этом угрозу своему бизнесу и апеллируют на самый высокий уровень — к президенту Владимиру Путину. Ассоциация фермеров АККОР в обращении к главе государства называет эмбарго на разведение свиней «роковым ударом по российской деревне» и указывает, что именно этот бизнес помогает многим личным подсобным хозяйствам выживать и получать небольшой дополнительный доход. «Основная причина распространения болезни — не животные, а человеческий фактор, транспортные средства, которые и являются основными переносчиками инфекции, — пишет АККОР. — Чем больше предприятие, тем рис-ки выше». Реакция путинской администрации на обращение к моменту сдачи этого номера известна не была. «Удивляют громкие заявления лидеров крестьянско-фермерских хозяйств, на которые приходится 3−4% производства свинины, — критикует его авторов Юшин. — Складывается впечатление, что происходит постоянная путаница бизнеса (это фермеры) с удовлетворением личных потребностей домохозяйств (подсобные хозяйства). Это отчаянное и, я уверен, бесперспективное стремление сохранить отсталые, небезопасные в ветеринарном и пищевом отношениях производства».

529 случаев
АЧС было в России с 2007 года по август 2013-го. С начала этого года зарегистрировано 125 вспышек пандемии.
Сергей Данкверт Руководитель Россельхознадзора
Особо опасные болезни животных, такие как ящур, африканская чума свиней, грипп птиц и многие другие, регистрировались на территории бывшего Советского Союза в 1960?80-е годы. Однако особых проблем тогда не возникало. В то время была другая структура ветеринарной службы с четко определенными механизмами активного мониторинга эпизоотической ситуации, принятия решений, их исполнения и ответственности. К проведению противоэпизоотических мероприятий привлекались силовые ведомства. И, безусловно, было другое финансирование, дающее возможность принимать действенные меры, включая реализацию общенациональных программ по борьбе с болезнями животных. Ухудшение эпизоотической обстановки сейчас связано с непринятием своевременных мер при возникающих заболеваниях. АЧС проникла на территорию России еще в 2007 году. Россельхознадзор тогда предлагал провести депопуляцию кабанов в регионе ее возникновения — Чечне. Это была единственная мера, способная пресечь распространение болезни. Но тогда она не была принята, и сейчас мы имеем последствия: ситуация с распространением АЧС более чем критична, заболевание добралось до самого главного по производству свинины региона — Белгородской области. Госпрограмма-2013/20 предусматривает на предупреждение АЧС около 10 млрд руб. на восемь лет. В частности, эти средства рассчитаны на реконструкцию до 2020 года 15 федеральных лабораторий до уровня биобезопасности, необходимого при работе с АЧС, а также на проведение мониторинговых исследований распространения заболевания. Для ликвидации болезни, впрочем, этих мер недостаточно. Меры борьбы с АЧС всегда одинаковы — что раньше, что сейчас. Только теперь применять их нужно на гораздо больших территориях и с большими затратами усилий и материальных средств. Должна быть принята федеральная целевая программа по контролю распространения болезни и ее искоренению. Для управления такой программой нужен единый управляющий центр, имеющий полномочия принимать решения, обязательные для исполнения всеми ведомствами и уровнями госвласти. Должны быть внесены изменения в законодательство, предусматривающие обязательность идентификации, учета и отслеживания животных в хозяйствах всех типов и форм собственности, включая ЛПХ. Необходим особый порядок проведения контрольно-надзорных мероприятий в отношении личных хозяйств, юрлиц и индивидуальных предпринимателей в случае возникновения эпизоотий. В законодательстве нужно предусмотреть ужесточение ответственности за административные нарушения в сфере ветеринарии. Крайне важно принять новую версию закона «О ветеринарии», предусматривающую восстановление единой государственной ветеринарной службы, при которой местные органы ветеринарии в обязательном порядке выполняют распоряжения федерального, а все функции ветнадзора находятся в ведении федерального центра.
Статьи по теме
Рекомендации
Показать еще