Нелишние детали: Устаревшая сельхозтехника тормозит развитие всего агрокомплекса -Агротехника и технологии
Спасибо! Вы подписаны на нашу рассылку!
Нелишние детали: Устаревшая сельхозтехника тормозит развитие всего агрокомплекса
Михаил Мизин
Агротехника и технологии
ноябрь 2017
В рамках сотрудничества с Евразийской экономической комиссией VDMA Agricultural Machinery провела опрос среди компаний-членов Ассоциации, целью которого было выявить потребности иностранных брендов в комплектующих местного производства, а также определить их готовность к сотрудничеству с локальными поставщиками и понять, что мешает или наоборот стимулирует повышение уровня локализации производств
Фото: Легион-Медиа

Результатами опроса с журналом «Агротехника и технологии» поделился Михаил Мизин, официальный представитель VDMA Agricultural Machinery в России.

В ходе опроса выяснилось, что многие бренды стремятся стать ближе к клиенту, сократить затраты на логистику, снизить макроэкономические риски, связанные с курсовой нестабильностью, и рассматривают локализацию производств как инструмент решения этих задач. При этом участники опроса рассказали, с какими конкретно проблемами при создании локальных производств они сталкиваются и предложили пути их решения.


Вполне ожидаемо, что помимо изнашивающихся частей, производители готовы приобретать и более сложные комплектующие, такие как трансмиссии, мосты, элементы гидравлики, рамные конструкции прицепной техники и даже навигационные системы. Это говорит о высоком потенциальном спросе на указанные комплектующие, произведенные локально российскими или зарубежными производителями. Но одновременно с этим результат опроса показывает, что к этим комплектующим предъявляются высокие требования в части качества материалов, линейки продукции и т. п. Так, в сегменте гидравлики есть успешные примеры кооперации российских поставщиков с иностранными локализованными брендами — например, сотрудничество компании Kverneland и ПАО «Елецгидроагрегат».

Но если смотреть на рынок в целом, нельзя не заметить ряд проблем, затрудняющих подобную кооперацию в полном масштабе: многие российские предприятия производят узкую линейку продукции, качество которой не дотягивает до современных стандартов отрасли сельхозмашиностроения, они также недостаточно инвестируют в модернизацию своих производств, экономят на НИОКР и т. д. Более того, производители сельхозтехники часто видят, что их потенциальный поставщик не готов адаптировать производственные процессы для соответствия предъявляемым требованиям. Поэтому сегодня многие компании вынуждены импортировать указанные комплектующие, чтобы поддерживать высокое качество своей продукции, чтобы держать высокую планку качества выпускаемой техники и оборудования и не допускать проседания. Но когда производитель сельхозтехники находит надежного поставщика комплектующих требуемого качества, он с готовностью переходит на такое сотрудничество и ценит его.

Здесь важно отметить, что в развитии компонентной базы значимую роль играют иностранные компании, которые локализуют свое производство в России. Они приносят с собой современные отработанные технологии, и многие производители сельхозтехники их уже знают и доверяют им. Например, это немецкий производитель частей для режущих механизмов — компания «Шумахер». Компания является поставщиком многих крупных мировых брендов комбайнов, в том числе российских. Начав работу в России с небольшого представительства, компания эволюционировала до создания сборочного производства и в настоящее время планирует полномасштабную локализацию производства. Практика показывает, что, когда есть растущий спрос, стабильное регулирование и желание государства привлечь иностранные компании к локализации и поддержать их в этом, успех не заставит себя долго ждать. Мы видим большой потенциал локализации иностранных производителей комплектующих в России.

Агрегаты и комплектующие, которые целесообразно производить в странах ЕАЭС

Эта таблица конкретизирует и дополняет предыдущую. Мы видим, что подавляющее большинство производителей сельхозтехники выразили готовность приобретать у российских поставщиков бункеры, баки и другие емкости, колеса, шины, ремни, фильтры и также несущие элементы и части кузова. Примерно половина участников опроса готовы рассмотреть возможность приобретать трансмиссии, валы, элементы привода, рулевой и тормозной систем, а также элементы освещения и комфорта. А это говорит о том, что при должном уровне качества и соответствия современным стандартам производства и выпускаемой продукции российский или иностранный локализованный производитель этих комплектующих может рассчитывать на успешную кооперацию с иностранным брендом, расширяющим производство в России.

Исследование VDMA выявило, что иностранные бренды осторожно подходят к вопросу локального приобретения таких компонентов, как двигатель и его части, кабина и ее элементы, а также электроника и программное обеспечение. Это связано прежде всего с различиями в технологических процессах разных производителей, а также с их налаженными мировыми производственными цепочками. Например, есть производители сельхозтехники, которые работают по всему миру, но закупают кабину целиком как единый компонент у одного единственного поставщика в Европе, и для того, чтобы начать ставить кабину местного производства, им придется серьезно поменять производственные цепочки, причем не только в России. Что же касается софта, то здесь пока предложение локального продукта ограничено.

Оценка текущей экономической ситуации мер поддержки

На момент опроса большинство компаний оценили макроэкономические условия как благоприятные для инвестиций. Это связано с тем, что исследование проводилось в момент, когда курс рубля в очередной раз снизился, что повысило привлекательность прямых инвестиций в валюте при одновременном удорожании импорта. Иными словами, это был как раз тот момент, когда многие компании стали всерьез рассматривать перспективу локализации производства в России.

Одновременно с этим большинство участников опроса оценили меры поддержки иностранных инвесторов как недостаточные. Но если бы опрос проводился сегодня, после принятия Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения 2030, возможно, количество отрицательных ответов было бы еще больше, ведь Стратегия не предусматривает задачи привлечения иностранных инвесторов к созданию производств в России, и, как следствие, о федеральных системных мерах поддержки иностранных прямых инвестиций в сельскохозяйственное машиностроение речь не ведется. Компании вынуждены это учитывать при планировании производств в России.


Среди реально работающих на данный момент мер поддержки инвестиций можно отметить региональные инструменты (в каждом регионе они свои), свободные экономические зоны, программы фонда развития промышленности, фонд прямых инвестиций, а также инструмент специального инвестиционного контракта. При этом последние два инструмента преимущественно работают только на крупные компании, тогда как производители малого и среднего размера вынуждены действовать на свой страх и риск.

В качестве дополнительных мер поддержки, которые положительно повлияли бы на ситуацию с локализацией иностранных брендов в России, участники опроса обозначили пять основных пунктов, среди которых базовыми являются создание равных условий для всех участников рынка и гарантия стабильности регулирования или, проще говоря, предсказуемость правил игры. Важным пунктом также является расширение мер поддержки конечному потребителю, то есть фермеру. Это понятная эффективная мера, которая обеспечивает ускоренное обновление парка техники и повышает рентабельность сельского хозяйства. В Германии такая мера уже доказала свою эффективность: фермер получает субсидию, на которую он может приобретать любую технику, которая ему нужна, — как произведенную в Германии, так и импортную.

Показать еще
Рекомендации
Реклама