Ниша яичных продуктов остается свободной

Потребителя нужно приучать к продуктам из яйца
Потребителя нужно приучать к продуктам из яйца
Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

В России перерабатывается лишь 10% куриного яйца

Производство куриного яйца в стране стагнирует последние пять лет. Рынок насыщен, спрос не растет, и увеличивать объемы нет смысла, тем более что рентабельность сектора давно держится на минимальных уровнях. Повысить доходность отрасли может переработка, но сейчас более 90% производимого яйца реализуется в натуральном виде.

Структура рынка куриного яйца в России остается неизменной. Его главная отличительная особенность — преобладание производства и потребления яйца в натуральном виде. По данным , на долю продуктов переработки приходится менее 10%, при этом их выпуск рассчитан в основном на промышленного потребителя. Готовые к употреблению яичные продукты составляют лишь 1,5% от объема переработки, а такой сегмент, как производство из яйца непищевой продукции — лизоцима, овомукоидов, авидина, фосфолипидов, липопротеинов и т. д. — отсутствует совсем. «У нас никому не придет в голову строить бройлерную фабрику без переработки, а яичную — пожалуйста, — комментирует президент Владимир Фисинин. — А ведь яйцо — это тоже продукт для переработки, который даст бизнесу дополнительную рентабельность».

Уход от сезонности спроса

«Рузово» (Мордовия) — предприятие полного цикла по переработке куриного яйца, запущенное в 2010 году. Объем инвестиций составил около 800 млн руб. «В этом году мы вышли на полную производственную мощность и сейчас перерабатываем до 2 млн яиц в сутки», — рассказывает гендиректор компании Алексей Лапшин. За 10 месяцев 2016-го фабрика переработала 251,5 млн яиц, что на 26% больше, чем в 2015-м, и выпустила 4,4 тыс. т жидких и 2,2 тыс. т сухих яичных продуктов. По сравнению с 2014 годом производство выросло в 1,5 раза.

«Рузово» входит в холдинг «СБ-Инвест» вместе с птицефабрикой «Авангард» (мощность — 900 тыс. яиц в сутки), которая является основным поставщиком яйца для переработки, отгружая около 4 млн штук в месяц. Сейчас строятся еще два корпуса на 250 тыс. птиц. «За счет переработки мы рассчитывали создать дефицит яйца на рынке в летнее время», — говорит директор «Авангарда» Михаил Овечкин.

По словам Лапшина, «Рузово» производит широкий ассортимент продукции, востребованной предприятиями пищевой промышленности. Основное направление — это разделенный продукт, жидкий и сухой желток и белок. «Также мы первыми в России освоили выпуск компаундов — готовых смесей на основе яичных продуктов», — добавляет он. Главные потребители — предприятия масложировой, кондитерской, хлебобулочной, рыбо- и мясоперерабатывающей отраслей. География продаж охватывает более 30 регионов России, а также страны СНГ и Евросоюза.

На предприятии установлено импортное оборудование третьего-четвертого поколения. «Мы обращались к западным специалистам, и они нам советовали, какое покупать, чтобы все было по последнему слову в технологиях, — комментирует председатель совета директоров агрохолдинга «СБ-Инвест» Николай Бурмистров. — У нас работает линия жидких яичных продуктов французской компании Actini, для производства сухих — датской компании Anhydro».

Главная задача глубокой переработки — уйти от сезонных колебаний спроса. Яичное производство за год переживает две волны повышения цен в пасхальные и новогодние праздники и падения — в летнее время. «Например, в декабре яйцо стоило по 47-48 руб., а летом — 20 руб. за десяток. И это при себестоимости в 38 руб.!» — сравнивает Овечкин.

Однако сезонность сказывается и на работе перерабатывающей фабрики, только здесь, наоборот, производство практически останавливается в период Пасхи и Нового года. «В это время цена на яйцо может вырасти на 30% из-за дефицита на рынке, и если мы будем его закупать, то она увеличится еще больше», — поясняет Лапшин. К тому же мощностей птицефабрики «Авангард» недостаточно для «Рузово», поэтому яйцо приходится брать и у других производителей. Кроме того, «Авангарду» экономически невыгодно отдавать всю продукцию на переработку: высококачественное и обогащенное яйцо пользуется повышенным спросом. Например, торговая сеть «Магнит» приобретает такое за 54 руб./десяток, а «Рузово» — всего по 41 руб., делится Овечкин. «Это недополучение примерно 15 млн руб. ежемесячно», — оценивает он.

Лапшин признает, что рентабельность переработки невысокая, не уточняя цифр. Есть сложности и с реализацией продукции пищевым комбинатам. «По жидким продуктам мы конкурируем по цене с сырым яйцом, — поясняет он. — И тут наша продукция в пересчете на одно яйцо процентов на пятнадцать дороже. По сухим продуктам мы конкурируем с импортом, и наша продукция получается примерно на 20% дороже».

Развитие предприятия тормозят дорогие заемные средства и резко выросшие в цене зарубежные расходные материалы и комплектующие. «В бизнес-плане мы закладывали цену яйца 2 руб./шт., а сейчас оно стоит 4 руб./шт., при этом стоимость готового продукта осталась прежней, — сетует Лапшин. — Ставку по оборотным кредитам закладывали на уровне 8%, а приходится брать под 17%. Раньше рассчитывали окупить инвестиции за 10 лет, а теперь — неизвестно когда, работаем практически в ноль».

Нужно замещать импорт и увеличивать спрос

Участники рынка и эксперты соглашаются, что переработка яйца позволяет сгладить главную негативную тенденцию отрасли — летнее падение спроса и цен. Однако, как показывает мировой опыт, для этого предприятиям нужно перерабатывать не менее 20-25% произведенных яиц. Основные факторы, которые тормозят развитие переработки, — отсутствие господдержки, высокие ставки по инвестиционным кредитам, рост курсов валют и низкий потребительский спрос. Тем не менее в ближайшие годы стоит ожидать изменения ситуации: сегодня на разных стадиях реализации находятся несколько новых проектов, также есть планы увеличения существующих мощностей.

По данным ВНИИ птицеперерабатывающей промышленности (ВНИИПП), в яичном секторе достигнуто плато. В 2015 году все хозяйства страны произвели 42,5 млрд яиц. Переработчики выпустили только 43 тыс. т жидких и 17 тыс. т сухих яичных продуктов. Согласно BusinesStat, доля отечественной продукции в общем потреблении переработанного яйца с 2010 по 2014 год увеличилась с 82,5% до 88%. Сегодня Россия импортирует в основном сухие яичные продукты высокого качества.

На развитие переработки влияет увеличивающийся спрос со стороны различных отраслей пищевой промышленности. До 2014-го темпы роста этого сегмента не превышали 2% в год, но уже за 2016-й, по прогнозу ВНИИПП, ожидается плюс 8,4%. Около 85% всей продукции переработки яйца выпускают десять крупнейших птицефабрик, среди них «», «Рузово», , «Боровская», «РусАгроГрупп».

Аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов считает, что в первую очередь инвесторы обращают внимание на емкость внутреннего рынка и платежеспособный спрос. Если производство яйца является важным элементом продовольственной безопасности страны, то их переработка — личное дело птицефабрик. А значит, ее объемы зависят исключительно от рыночной конъюнктуры.

Емкость рынка переработанного яйца можно увеличить за счет замещения импорта. По словам научного руководителя ВНИИПП Виктора Гущина, по итогам 2016 года Россия ввезет 1,3 тыс. т ферментированных яйцепродуктов. «Также сейчас закупаем значительный объем компаундных смесей», — добавляет он. Фисинин видит потенциал увеличения переработки в ужесточении ГОСТа производства майонеза. «Он должен содержать до 10% яичного желтка, — поясняет эксперт. — Если заставить масложировые комбинаты соблюдать это правило, то нам понадобится повысить переработку сразу на 5 млрд яиц».

Еще один путь — выпускать качественную продукцию. «Существующие на птицефабриках линии переработки — это, по сути, утилизация некондиционного яйца, — полагает директор по развитию группы компаний «Лето» Сергей Коряжкин. — Отсюда низкий процент переработки. Нужно строить современные технологические линии и получать высококачественные продукты». По его мнению, в ближайшие пять лет стоит ожидать увеличения объемов промышленной переработки яйца.

Мощности переработки расширяются

«Лето» объединяет три птицефабрики в Белгородской и Тульской областях с общим объемом производства 750 млн яиц в год. До 2019 года показатель планируется увеличить до 1 млрд. Сейчас компания проектирует перерабатывающую фабрику в Тульской области. Проект разбит на несколько этапов. Первый мощностью 300 млн яиц в год потребует около €11 млн инвестиций. Учитывая сложности с получением кредитов, строить будут за свои средства. Заемное финансирование планируется привлекать только на закупку оборудования, причем не более 50%. Цена яйца, заложенная в проект, составляет 40 руб./десяток. Окупить вложения компания рассчитывает за пять-семь лет. Возведение начнется в мае следующего года, а запуск — в 2019-м.

«Лето» хочет производить всю линейку продукции: сухие ферментированные желток и белок, жидкий и сухой меланж для промышленных потребителей. Также будут развивать производство готовых пищевых продуктов, таких как замороженные омлеты и вареные яйца в маринаде. «Вертикально интегрированным холдингам перерабатывающая фабрика позволяет увеличить добавленную стоимость примерно на 11% к среднегодовой цене», — подсчитывает Коряжкин. Однако в развитии переработки яйца он считает главным не повышение рентабельности отрасли, а продовольственную безопасность. «Работа на пастеризованном жидком или сухом продукте, который соответствует высоким стандартам качества, повышает безопасность производства в пищевой промышленности», — уверен он.

В Белгородской области идет строительство цеха по переработке яиц компании «», знает топ-менеджер. Холдинг является одним из крупнейших в России производителей жиров для пищевой промышленности, а также майонеза и другой продукции. В группе подтвердили факт строительства, однако от комментариев отказались.

Есть планы расширения производства и у фабрики «Рузово». В начале года велись переговоры с немецкой компанией — одним из крупнейших в Европе производителем молочных товаров, кондитерских изделий и яичной продукции. Речь шла об инвестировании в строительство отдельного предприятия мощностью 2 млн яиц в сутки. Также «Рузово» намерена развивать производство готовых смесей на основе яичных продуктов. «Начинали с маленького участка по их производству, затем доросли до цеха, а теперь в планах возведение отдельного предприятия», — делится Лапшин. «Рузаевка, где находится фабрика, подпадает под программу развития моногородов, — добавляет Николай Бурмистров. — Будем увеличивать объемы переработки. Инвестиционные кредиты по этой программе выдают на пять-восемь лет под 3-5%». Компания планирует модернизировать существующие линии, увеличить их мощности, а также купить новую сушильную установку. Обновленный цех должны запустить в первом полугодии 2018-го.

Птицефабрика «» заканчивает строительство нового завода по переработке яиц в Ленинградской области мощностью 500 млн штук в год. Таким образом, компания практически удвоит производительность и упрочит лидирующие позиции на рынке. Инвестиции в проект превысили 1 млрд руб. Новое предприятие будет выпускать до 30 тыс. т продукции около 20 видов, в том числе готовую к употреблению.

Новые продукты нужно продвигать

Низкий уровень выпуска готовой к употреблению яичной продукции обусловлен российскими традициями питания. Лапшин признается, что сам не стал бы покупать в магазине продукты переработки яйца. «Само по себе яйцо представляет идеальную упаковку — скорлупу, и готовый к употреблению или переработке продукт», — поясняет он. Между тем участники рынка считают эту нишу перспективной. Так, нижегородская компания «РусАгроГрупп», которая выпускает пастеризованные жидкие яйцепродукты под маркой Grovo, активно продвигает розничный сегмент на отечественном рынке. Продукцию можно приобрести в торговых сетях Краснодарского края, Татарстана, Пензенской, Омской областей и в Москве.

Коряжкин тоже считает неизбежным рост интереса к рознице. «Это нишевые, но высокомаржинальные продукты, — поясняет он. — По нашим подсчетам, по сравнению с продажей сырого яйца доходность увеличивается на 25%». Однако предстоит проделать большую маркетинговую работу, чтобы приучить потребителей к новым продуктам, добавляет он.

По словам Гущина, переработка яйца в продукцию для розничного рынка позволяет значительно расширить ассортимент. «Это разнообразные смеси для напитков, паст, омлетов, „длинные яйца“, продукты из жидких яиц различной фасовки, маринованные яйца, вареные яичные продукты в оболочке и т. д.», — перечисляет он. Во ВНИИПП уже сегодня могут предложить готовую линейку новых пищевых продуктов для розницы. «Мы разработали новую технологию коагулированных пищевых продуктов, — рассказывает заведующая лабораторией детского и специального питания Изабелла Стефанова. — Это совершенно новые и уникальные продукты для рынка, они запатентованы. Но потребителя к ним нужно еще приучить». Продукты белого цвета из яичного белка по консистенции и вкусу напоминают творог или молодой сыр. Из желтка можно изготавливать различные паштеты. Ассортимент достаточно широкий, правда, продукты еще не имеют названий. Здесь есть сложности: назвать их, например, «творогом» нельзя, а наименование вроде «Продукт творожистый из яичного белка» может отпугнуть покупателя.

Представители «РусАгроГрупп» приезжали в институт, изучали экономику производства. По словам Гущина, за четыре года, что ВНИИПП пытается продвинуть свои разработки на рынок, подобных визитов было много. «Приезжают от птицефабрик, мы им рассказываем, показываем. Они спрашивают: „Где посмотреть?“ — мы отвечаем, что вы будете первыми. Но все хотят увидеть результат — товар на прилавке», — делится он.

Оборудование для производства яичных продуктов институт также разработал сам, на основе пароконтактного коагулятора. Стоимость такой линии — около 2 млн руб. Производительность — до 10 тыс. яиц в час. «Мы считали экономический эффект на похожих продуктах в молочной переработке, — говорит Гущин. — В пересчете на единицу белка производство яичной продукции процентов на пятнадцать рентабельнее».

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»