Дроны на паузе. Что мешает развитию отечественного рынка БПЛА

Журнал «Агротехника и технологии»

Журнал «Агротехника и технологии»

Среди основных проблем, препятствующих развитию отечественного рынка беспилотников, — нерешённый вопрос с легализацией их использования в сельском хозяйстве и введение Китаем ограничения на экспорт дронов и комплектующих для их производства. Как российские разработчики агродронов планируют работать в столь сложных условиях? И готовы ли сельхозпроизводители к более широкому применению беспилотников? Об этих и других проблемах рынка БПЛА журналу «Агротехника и технологии» рассказали эксперты и участники рынка

В настоящее время в России сельскохозяйственные дроны занимают около 5% рынка гражданских беспилотников, что составляет 1,5-2 млрд руб. в год, говорит генеральный директор компании «Геомир» Илья Воронков. Однако эти цифры в ближайшее время вряд ли будут увеличиваться, полагает он. Дело в том, что ограничения на полёты дронов значительно замедлили динамику рынка, поэтому вопреки ожиданиям, высказанным рядом аналитиков в конце 2022 года, роста его объёмов по итогам 2023 года не будет. 

«К середине 2023 года, когда запрет на использование беспилотных летательных аппаратов, включая агродроны, ввели в 40 российских регионах, мы отметили падение спроса в 3-4 раза на это оборудование, что не могло не сказаться на темпах развития рынка», — констатирует Илья Воронков.

Тем не менее, стагнацию можно преодолеть, считает специалист. По его мнению, экспериментально-правовой режим (ЭПР) использования дронов способен помочь развитию рынка. Несмотря на то, что введённый осенью 2023 года ЭПР установлен пока только в 12 субъектах России и предусматривает лишь работу беспилотников для обработки посевов, это способно оказать позитивное влияние на рынок сельскохозяйственных БПЛА, уверен генеральный директор «Геомир».


«В части регионов, где введён ЭПР, местные власти значительно упростили получение разрешений для проведения обработок. В других регионах режим позволил лишь немного упростить сложную процедуру согласования с региональными властями. Однако в отдельных субъектах, несмотря на ЭПР, по-прежнему продолжает действовать полный запрет на использование БПЛА и БВС. Мы ожидаем, что единые регламенты появятся и упростят процесс в начале 2024 года, а также появятся возможности использования БПЛА и для обследования и оцифровки полей», — поделился Илья Воронков.

Пока по объёмам использования в АПК лидируют дроны для проведения обработок посевов, замечает он. Однако введение экспериментально-правового режима никак не повлияет на сегментацию рынка агродронов: ЭПР поспособствует развитию замедлившегося рынка в целом, уверен специалист. Тем не менее, увеличение сегмента БПЛА для обследования полей будет в первую очередь зависеть от развития технологий распознавания снимков на основе искусственного интеллекта, подчёркивает Воронков. 

Свой парк дронов. В компании «Геомир» прогнозируют рост продаж агродронов непосредственно в собственность хозяйств

На данный момент соотношение числа сельхозпредприятий, имеющих собственный парк дронов, и тех, что прибегают к услугам третьих лиц для проведения облётов, примерно одинаковое, рассказывает генеральный директор компании «Геомир» Илья Воронков. По его словам, обычно предприятия сначала заказывают услуги по обработке полей для того, чтобы оценить их эффективность для используемых в хозяйстве технологий возделывания, а после получения ожидаемого результата решают приобрести собственные. По прогнозам специалиста, в ближайшие несколько лет соотношение будет смещаться в сторону собственных БПЛА, так как стоимость оборудования относительно невысока, и позитивный опыт их применения растёт.


Дроны VS сельхозтехники

В целом же, несмотря на стагнацию в 2023 году, эксперты считают российский рынок БПЛА стремительно развивающимся. 

Так, по информации главы агрохолдинга «Лазаревское» Кристины Романовской, с 2020-го по 2022-й год количество БПЛА, используемых в сельском хозяйстве, увеличилось в 10 раз. «Крупные компании уже давно активно используют беспилотники для скаутинга и точечного распыления средств защиты растений. В то время как средние и небольшие аграрии только начинают присматриваться к новым технологиям», — говорит она. 

По мнению же директора по развитию FLYSEEAGRO Алексея Орещенко, интерес к покупке данного оборудования, в основном, проявляют фермеры. По его словам, на сегодняшний день беспилотники в большей степени используются сервисными компаниями, оказывающими услуги в сфере АПК небольшим фермерским хозяйствам, для которых дроны стали отличной альтернативой наземной технике, выросшей в цене из-за происходящих событий. Впрочем, крупные агрокомпании тоже начали закупать БПЛА. «Агрохолдинги, как и любая крупная структура, очень медленно реагируют на изменения рынка, но уже практически во всех крупных предприятиях есть научно-исследовательские отделы, которые оценивают эффективность и перспективы применения роботов в своей хозяйственной деятельности», — констатирует Орещенко.


Очевидно, что к БПЛА сегодня повышенное внимание, говорит специалист. «Если шесть лет назад сельхозпроизводители смотрели на беспилотники больше как на игрушку, то сейчас многие разбираются в технических характеристиках, знают основных производителей», — отмечает Алексей Орещенко. 

Однако в подавляющем большинстве беспилотники на российском рынке представлены иностранными компаниями.

Генеральный директор компании «Агримакс.Аэро» Максим Чижов оценивает российский рынок агродронов в 500 млн руб., поясняя, что эта сумма — заработок продавцов китайских дронов, а также оплата за обработки, выполняемые эксплуатантами. 

В 2023 году, по оценкам компании «Агримакс.Аэро», с помощью дронов было обработано не менее 500 тыс. га. «В рамках этих обработок, как правило, выполняются операции, связанные с внесением пестицидов, и десикация, а также аэросев, внесение биологических и органических препаратов. Наиболее распространённые культуры, для обработки которых применяют агродроны, — это подсолнечник и другие высокостебельные растения, рапс, соя, а также рис. Широко используются агродроны и для сева риса, горчицы, многолетних и однолетних трав», — рассказывает Максим Чижов.

То, что российский рынок агродронов находится в зачаточном состоянии, отмечает и главный конструктор компании «АСГА — Альтернативные Системы Гражданской Авиации» Владимир Зобнин. Как отмечает эксперт, их практическое использование ограничивается единичными экспериментами и маркетинговыми акциями дилеров. По мнению Владимира Зобнина, в таком состоянии российский рынок беспилотников останется до тех пор, пока у нас не появятся дроны, решающие технологические задачи сельскохозяйственного производства и сравнимые по производительности и эффективности с самоходной техникой.


По его словам, основные и наиболее распространённые в настоящий момент операции, имеющие ощутимый результат, связаны с использованием оптического оборудования и анализом полученных данных. Как правило, это работы близкие или производные от аэрофотосъёмки.

«По сути, дроны, используемые для таких операций, относить к специализированной технике агротехнического назначения неправомерно — это универсальные (многоцелевые) дроны, с помощью которых выполняются типовые операции наблюдения и инструментального контроля в интересах сельскохозяйственных предприятий», — считает Владимир Зобнин.

В свою очередь, генеральный директор компании «Геомир» Илья Воронков отмечает, что дроны в АПК используются не только для мониторинга состояния посевов, но и для обработки полей средствами защиты растений (СЗР). Весь объём рынка агродронов, по его оценке, составляет 1,5-2 млрд руб. в год. 

Об этом же говорит генеральный директор агрохолдинга Андрей Недужко. По его словам, в агрохолдинге дроны помимо применения для оценки и контроля состояния посевов, фитосанитарного мониторинга, уточнения кадастра полей используются также для важных агротехнических операций: обработок полей СЗР, проведения десикации. 

По опыту Андрея Недужко агродроны часто показывают себя эффективнее традиционной сельхозтехники, ведь они позволяют проводить работы в полях при влажной почве или слишком высоких всходах, что является препятствием для работы колёсной техники. Кроме того, опрыскивание посевов при помощи дронов позволяет вносить ультрамалые объёмы СЗР, что даёт возможность оптимизировать расход средств защиты, а также более качественно обрабатывать растения. «Традиционный опрыскиватель проводит обработку по принципу «тяжёлой капли», а агродрон создаёт туман, позволяя поливать лист с тыльной стороны», — обращает внимание Андрей Недужко.   


Но главное, возможности дронов позволили агрохолдингу «Степь» внедрить машинное зрение для оценки посевов, подчёркивает специалист. Внедрённая агрохолдингом технология способна по аэрофотоснимкам подсчитать количество растений на поле с минимальной погрешностью, что позволяет оценить качество посевного материала и полевых работ, а также эффективность применяемых средств защиты растений, объяснил генеральный директор. «Перед тем как внедрить технологию машинного зрения агрохолдинг в тестовом режиме апробировал сев по 3D-моделям полей, для чего при помощи агродронов были созданы карты рельефа полей», — поделился Андрей Недужко. 

Агрохолдинг «Степь» использует агродроны с 2017 года. Для эффективной эксплуатации беспилотников в структуре агрохолдинга даже было создано отдельное подразделение — отдел беспилотной авиации. 

Однако в настоящее время в регионах присутствия компании (Краснодарский и Ставропольский край, Ростовская область) действует режим ограничения полётов. «Ограничение на использование летательных аппаратов принимается на региональном уровне по распоряжению губернатора», — замечает Андрей Недужко. 

В некоторых регионах, по его словам, разрешения на использование дронов выдаются, но получить их можно только государственным и подведомственным им учреждениям. Разрешение на полёты в этих регионах, как уточняет Недужко, выдаётся администрацией муниципального округа за подписью главы района. 

Родом из Поднебесной

В российском агросекторе преобладают китайские беспилотники, констатирует Максим Чижов. По данным компании «Агримакс.Аэро», они занимают 99% рынка, на котором только начинают появляться российские агродроны. «В эти 99% входят и те беспилотники, которые сейчас собираются в России из китайских комплектующих», — замечает Чижов. 

По оценке Ильи Воронкова, китайские беспилотники занимают 90% агрорынка. Оставшиеся 10%, по его данным, представлены в основном, российскими разработками, собранными из китайских комплектующих, и совсем небольшая доля рынка принадлежит европейским БПЛА.

В настоящее время статистических данных о соотношении отечественных, китайских и европейских беспилотников в российском агросекторе нет, утверждает Владимир Зобнин. При этом он полагает, что процентное соотношение 0-100-0 можно принимать как достоверное. «Собственное производство гражданских беспилотников для сельского хозяйства в России пока не налажено, присутствие европейских производителей на нашем рынке исключено обстоятельствами. Остальные 100% рынка беспилотников и элементной базы заняты китайскими производителями», — утверждает эксперт.

Как замечает Владимир Зобнин, заметных успехов импортозамещения в сегменте гражданской беспилотной авиационной техники, в том числе, сельскохозяйственного назначения, наша страна пока не продемонстрировала. Более того, ввиду сложившихся обстоятельств перспективы развития в этом направлении на данный момент представляются неопределёнными.

«Затишье в сегменте агродронов не может не вызывать сожаления, поскольку обстоятельства неминуемо изменятся, и потребность в такой технике будет огромная. Однако откладывание реализации проектов создания агродронов «на потом» сформирует индустриальное отставание, исчисляемое десятками лет», — утверждает Владимир Зобнин.

Однако с таким мнением согласны далеко не все. 


«Действительно, сегодня подавляющая часть БПЛА — китайского производства, но уже начинают появляться агродроны отечественной сборки», — замечает Кристина Романовская, уточняя, что использование европейских моделей на сегодняшний день в российском сельском хозяйстве минимально.   

По наблюдениям Романовской, процесс импортозамещения активно идёт: у отечественных компаний есть прекрасные образцы, как минимум, не уступающие импортным аналогам, в частности, БПЛА самолётного типа с возможностью вертикального взлёта и посадки ― Innovtol 3 от университета «Иннополис», с которым агрохолдинг «Лазаревское» сотрудничает в этом направлении.

Такой же точки зрения придерживается Илья Воронков, обращая внимание, что за последние годы появился ряд российских разработок, направленных на создание дронов как для обработки, так и для мониторинга полей. Основная же сложность в конкуренции с китайскими аналогами заключается в объёмах рынка, считает специалист. «В Китае дроны производятся десятками и сотнями тысяч единиц в год, а в России потребность пока составляет сотни, максимум — несколько тысяч дронов ежегодно», — отмечает генеральный директор компании «Геомир».

Поэтому, объясняет Воронков, по скорости развития технологий и себестоимости конкурировать с китайскими производителями достаточно сложно.

Безусловно, говорить о конкуренции отечественных беспилотников с китайскими аналогами сегодня рано, согласен директор по развитию FLYSEEAGRO Алексей Орещенко. Но индустрия не стоит на месте, и в течение трёх-пяти лет отечественные разработки могут стать вполне конкурентноспособными как в технологическом плане, так и в ценовом, полагает специалист.

По словам Орещенко, импортозамещение на рынке агродронов продвигается достаточно активно, но говорить о серьёзных результатах пока рано. «Пока эти технологии уступают азиатским и европейским аналогам, но уже сейчас рассматривается введение большого количества субсидий, льгот и других мер господдержки, что должно положительно повлиять на развитие индустрии в целом», — уверен он.

При этом Алексей Орещенко обращает внимание, что процесс импортозамещения не может быть осуществлён в короткие сроки, поскольку в промышленности есть отрасли, которые вообще не развиты на территории России, например, радиоэлектроника. «Соответственно, ждать быстрых положительных результатов не приходится, но всё идёт своим чередом», — заключает он.

Китайский заслон

Известно, что с 1 сентября 2023 года Китай ограничил экспорт дронов, а также комплектующих к ним, что уже привело к дефициту определённых компонентов на российском рынке. В этой связи возникает вопрос: как будет развиваться российский рынок БПЛА в случае полного прекращения поставок комплектующих из Китая? 

По мнению Владимира Зобнина, в целом рынок коммерческой беспилотной техники пострадает очень значительно. «Учитывая длительность ограничений — 2 года, и затронутую номенклатуру — компонентную базу и дроны массой более 4 кг, в числе ближайших ожидаемых перспектив — повышение цен на технику и стоимость услуг, а также в связи с дефицитом запасных частей сокращение деятельности отечественных компаний-производителей беспилотников», — прогнозирует Зобнин.

Если же рассматривать только рынок беспилотной техники сельскохозяйственного назначения, то, учитывая состояние этого сегмента, ограничения на экспорт из Китая, по мнению Владимира Зобнина, никак на нём не отразятся, поскольку он фактически отсутствует.

«Эти ограничения — пример партнёрских рисков, которые необходимо учитывать, рассматривая вопрос инвестиций в собственную промышленность. Наши надежды на Китай могут сыграть с нами злую шутку», — считает он.


С другой стороны, рассуждает Зобнин, не стоит отзываться о текущей ситуации с ограничениями со стороны Китая категорически отрицательно. Нужно отдавать себе отчёт в том, что ограничения в области материальной части — это не единственный драматический сюжет на местном рынке беспилотной авиации. По его словам, остаётся ещё большой массив проблем административного характера: отсутствует специальная инфраструктура, не решается вопрос кадрового голода в промышленности. «Нам стоит разумно подойти к сложившейся ситуации и извлечь для себя пользу из наложенных Китаем ограничений», — полагает Владимир Зобнин.

С точки зрения Ильи Воронкова, ограничение экспорта китайских дронов отразится, прежде всего, на стоимости беспилотной техники, но не на её наличии. Так, по его словам, китайская компания DJI уже в 2022 году официально запретила экспорт своих дронов в Россию, но при этом их всё равно можно купить. «Альтернативные каналы поставки через дружественные страны уже проработаны, и просто будут увеличиваться их объёмы», — делится Илья Воронков. 

То же самое касается и компонентов, замечает он, уточняя, что наиболее важными для российских производителей являются камеры и микропроцессоры.

Алексей Орещенко придерживается не столь оптимистичного взгляда на ситуацию. «Конечно, ограничения на ввоз дронов из Китая негативно отразятся на развитии всей отрасли в целом и сервисных блоков в частности, поскольку китайские дроны являлись основными на нашем рынке», — напоминает специалист. Но, с другой стороны, рассуждает он, этот запрет позволит осуществить более интенсивное развитие для отечественных производителей беспилотной техники.

 «Отечественная техника совершенно точно сможет заместить китайскую, а замещение импортной элементной базы займет не менее 5 лет», — уверена Кристина Романовская. 

Светлое будущее

На сегодняшний день российскими разработчиками внедряется большое количество новых решений, связанных, в основном, с геоскаутингом, рассказывает Кристина Романовская. Агрохолдинг «Лазаревское», по её словам, также запустил собственный IT-стартап «Лазаревское Тех», в планах которого разработать собственное программное обеспечение, позволяющее с помощью БПЛА решать комплексно ряд задач. 

«Во-первых, задавать маршрут для дрона, по которому он будет облетать поля компании, производя фото- и видеофиксацию их состояния. Во-вторых, с помощью искусственного интеллекта можно будет обрабатывать медиафайлы, полученные с помощью дрона, и в результате формировать карту с неоднородностями посаженных культур. И, в-третьих, что немаловажно, БПЛА будет выдавать агрономам задания по обработке проблемных участков», — поделилась Кристина Романовская.


Как отмечает Алексей Орещенко, российские разработчики активно внедряют новые технологии в подвесном оборудовании для дронов (средства объективного мониторинга, ёмкости для внесения жидких и сыпучих препаратов: опрыскиватели, дозаторы, сеялки). Основными видами беспилотников, по его словам, являются мультироторные системы и беспилотники самолётного типа. «Дроны самолётного типа используются для мониторинга сельскохозяйственных угодий и цифровизации полей, а мультироторные системы применяются в технологиях внесения средств защиты растений», — объяснил Орещенко.

Он также отметил, что сейчас основной тренд в разработке БПЛА заключается в поиске новых рынков и разработке новых видов полезной нагрузки, таких как дозаторы, радары и различные средства для мониторинга. «Несколько российских разработок, такие как, например, решение для комплексной защиты растений методом внесения энтомофагов, было высоко оценено на российских и зарубежных профессиональных рынках», — подчеркнул Алексей Орещенко.

По словам Владимира Зобнина, главное направление технологического развития в российской беспилотной индустрии на данный момент ограничено разработкой программного обеспечения, применяемого на аппаратных комплексах зарубежного производства. 


«Говоря о размерах инвестиций, следует понимать, что основное технологическое препятствие на пути развития беспилотных систем — это практически полное отсутствие отечественной компонентной базы. Своего нет практически ничего — ни двигателей, ни батарей, ни микроэлектроники, ни лазеров, ни высоковольтной управляющей электроники, ни гироскопов», — перечисляет Зобнин. 

По его мнению, вопрос рациональности инвестиций в собственную промышленность, безусловно, вполне актуален и требует достижения баланса между национальными интересами и рисками партнёрских отношений. В любом случае, обращает внимание Владимир Зобнин, инвестиции требуются не только на развитие беспилотников, но и на развитие компонентной базы.

Что же касается стоимости беспилотников, то, как подсчитал эксперт, актуальные предложения многоцелевых дронов — платформ для размещения сканеров — обойдутся сегодня аграриям примерно в 1 млн руб., а дрон с оборудованием для внесения жидких ядохимикатов, оснащённый баком на 40 л, будет стоить около 4 млн руб. 


Схожие цифры приводят аграрии. По оценке Кристины Романовской, инвестиции в приобретение дрона, комплекта аккумуляторов, камеры, софта с оборудованием для работы с медиа-файлами и программы базового обучения сотрудников составляют сегодня 3 млн рублей, при этом минимальная стоимость одного агродрона ― 1 млн рублей. Однако с ограничением китайских поставок на российский рынок стоимость агродронов может увеличиться на 10-15%, прогнозирует она.

Тем не менее, несмотря на немалую стоимость, затраты на приобретение дронов значительно меньше расходов на сельхозтехнику, уверяет Илья Воронков. «Один дрон для обработки стоит в среднем 2-3 млн руб., а небольшой дрон для мониторинга — 400-500 тыс. руб.», — говорит специалист. 

«Рой» не атакует

Как рассказал Илья Воронков, из новых технологий развиваются, прежде всего, технологии на базе искусственного интеллекта для распознавания данных с дронов, а также работа с «роем» дронов, когда несколько БПЛА состоят в единой связке.

С точки зрения Владимира Зобнина, использование беспилотников в форме «роя» — это потенциальное решение проблемы малой производительности сельскохозяйственных дронов. Оно может напрашиваться в процессе «мозговых штурмов», однако анализ такой стратегии применения вскрывает недостатки, которые не позволяют рассматривать её как оправданную сразу с нескольких точек зрения.

Во-первых, говорит Зобнин, чисто технически система, включающая несколько устройств, менее надёжна по сравнению с системой, состоящей из одного устройства, а вопрос надёжности именно в отношении сельскохозяйственной беспилотной авиации нельзя рассматривать как второстепенный или незначительный ввиду высокой цены риска невыполнения агротехнического задания — практически речь может идти о значительной потере урожая.


Во-вторых, продолжает он, использование «роя» будет требовать больших затрат труда на подготовительные операции и техническое обслуживание — заправку химикатов, замену батарей, текущий ремонт, настройку, что будет обуславливать худшую эксплуатационную экономику.

Наконец, отмечает Зобнин, формально «рой» не является совокупностью летательных аппаратов — это массив компонентов, каждый из которых требует отдельной регистрации.

«Говоря о необходимом количестве дронов, можно принять во внимание, что для обеспечения ширины захвата 14 м, средней для обычного навесного тракторного опрыскивателя, потребуется три беспилотника массой около 30 кг, которые в сумме выйдут на 12 млн руб. только расходов, связанных с покупкой, против 150 тыс. руб. для навесного опрыскивателя. Эффективность их использования на больших полях сомнительна», — делает вывод Владимир Зобнин, добавляя, что примеры использования «роя» беспилотников в сельском хозяйстве ему неизвестны.


По словам Ильи Воронкова, количество дронов, необходимых хозяйству, зависит, прежде всего, от общей площади обрабатываемых полей. «Один человек с одним дроном для мониторинга способен осматривать 1-2 тыс. га в день. Что же касается дронов для обработки посевов, то бригада из двух человек с двумя дронами в среднем обрабатывает 200 га за смену», — сообщил Воронков. 

При этом он уточнил, что одна бригада может работать и с большим количеством дронов, но эффективность от этого растёт не так сильно, поэтому оптимальным количеством являются два дрона с прицепом и растворным узлом на бригаду. Для хранения агродронов много места и особых условий не требуется, главное аккумуляторы хранить в тёплом помещении, добавил Воронков.

Поддержка рынка

Недавно произошло значимое для рынка событие. Правительство РФ утвердило Стратегию развития беспилотной авиации до 2030 года. В ближайшее время на её основе будет создан национальный проект, который станет ключевым документом развития беспилотников в России. Цель Стратегии — создать в ближайшие 6 лет новую отрасль экономики. 

Но участников рынка волнуют вопросы: на какую поддержку могут рассчитывать производители и эксплуатанты БПЛА, произойдёт ли заметное увеличение объёмов применения этой техники и насколько может вырасти парк агродронов в ближайшие несколько лет?

Как рассказал Алексей Орещенко, сегодня существует несколько видов поддержки производителей дронов, причём, можно рассчитывать как на федеральные, так и на региональные субсидии. «Кроме того, есть позитивные примеры региональных решений, которые способствуют развитию сервисных компаний, использующих в работе дроны. Например, в Волгоградской области в 2024 году планируется субсидирование сельхозпроизводителей в случае использования в своей работе беспилотников», — отметил специалист.

В свою очередь, Илья Воронков сообщил о других мерах господдержки, которые предусмотрены в рамках Стратегии развития беспилотной авиации. Так, по его словам, производители БПЛА могут рассчитывать на выделение грантовой помощи на масштабирование производства, им будет отдаваться приоритет в тендерах, также ожидается внедрение субсидий на закупку техники. 

«Основная проблема, которая замедлила развитие отрасли в 2023 году, — это запреты на полёты в большинстве регионов России. При снятии запретов в 2024-м году рынок дронов вырастет даже без государственной поддержки, а с текущими мерами поддержки в ближайшие 3-4 года произойдёт заметный скачок рынка», — уверен Илья Воронков.


К слову, агрохолдинг «Лазаревское» уже работает с отечественным производителем по вопросам внедрения технологии и рассчитывает на государственные субсидии для приобретения агродронов в рамках принятой Стратегии развития беспилотной авиации.

В любом случае, по прогнозу Кристины Романовской, темпы роста рынка (в 10 раз за 2 года) сохранятся и далее.

Между тем, у Владимира Зобнина не сложилось однозначного мнения относительно Стратегии — к ней у главного конструктора проекта тяжёлого многоцелевого роботизированного комплекса «МАРК», немало вопросов. «Например, указано, что заявленный срок оптимизации административных, технических и иных ограничений, препятствующих развитию беспилотной авиации гражданского назначения (п. 3.2. План мероприятий) — 2030 год. То есть, в течение следующих семи лет условия чрезмерной зарегулированности ещё не сформировавшейся отрасли будут сохраняться? При этом срок ввода в эксплуатацию объектов инфраструктуры, необходимых для использования беспилотных авиационных систем — 2035 год. По сути, в соответствии со Стратегией индустрия может заработать примерно через 10 лет», — приходит к выводу Владимир Зобнин.

Однако, как полагает Максим Чижов, в ближайшее время объём работ, выполняемых агродронами, может увеличиться в десятки раз с нынешних 500 тыс. га в сезон до 5 и даже 50 млн га в ближайшие 4-5, а может быть, и 7 лет. «Скорость наступления этих изменений зависит от Минсельхоза и других федеральных органов исполнительной власти и того, как быстро будут приниматься решения, позволяющие развивать эти технологии в нашей стране», — заключает он.

Загрузка...
Агротехника и технологии

«Агротехника и технологии»