
12 и 13 августа 2025 года состоялась конференция по развитию онлайн-продаж фермерской продукции, товаров народных промыслов и ремесел. Организатором стал партийный проект «Единой России» «Российское село» под руководством Александра Владимировича Двойных. В течение двух дней 800 фермеров и ремесленников познакомились с инструментами продвижения продукции через выступления приглашенных экспертов. Практические советы по каждому из направлений собраны в нашем материале
«С учетом количества сельских территорий и отдаленных населенных пунктов России именно маркетплейсы и цифровые платформы могут стать серьезной точкой роста для развития бизнеса на селе. И у жителей агломераций также есть большой запрос на настоящую фермерскую продукцию и качественные изделия ручной работы. Надеюсь, что участники программы смогут в ближайшее время на практике применить полученные знания и получить дополнительный доход», — отметил координатор партпроекта «Российское село», глава аграрного комитета Совета Федерации Александр Двойных.
Важным статистическим показателем является то, что 40% всей сельхозпродукции в стране производится малыми формами хозяйств. На конференции обсуждались вопросы расширения присутствия фермерской и ремесленной продукции на маркетплейсах, а также решения проблем при выходе на онлайн-площадки.
День 1. Ключевые площадки в диалоге с фермерами
Большое внимание в рамках конференции было уделено тому, что в условиях особенной активности малых форм хозяйствования фермерам и ремесленникам очень важно получать актуальную, практикориентированную информацию о новых путях экономического развития.
«Мы понимаем, что у фермеров не так много времени, чтобы изучать все возможности самостоятельно, поэтому собрали в одном месте топов рынка, чтобы рассмотреть актуальные инструменты и опыт тех, у кого уже получилось развиваться и зарабатывать на маркетплейсах», — открыла мероприятие руководитель коммуникационного агентства Promote Abroad и модератор первого дня конференции Алина Облыгина.
Ozon Fresh: новые возможности для фермеров и производителей свежих продуктов
Руководитель группы подключения ключевых партнеров Ozon Fresh Станислав Уразаев начал выступление с важной для новых партнеров информации о целевой аудитории компании Ozon.
Аудитория площадки:
· 60,5 млн активных покупателей;
· 85% покупателей имеют доход выше среднего;
· основная возрастная категория — 35-44 года;
· 54% покупателей — женщины.
Спикер отметил, что при расширении матрицы товаров более чем на треть в рамках 2023-2024 годов и увеличение частоты заказов на 8% особенно перспективным он считает рынок онлайн-заказов еды, который по прогнозам покажет рост с 5% в 2024 году до 9% в 2026-м.
«Сейчас в целом стала очень популярна история заказывать еду в интернете, потому что уже не нужно идти в магазин, искать товар, который нужен, на полках с тележкой, потом эти сумки нести домой», — сказал Станислав Уразаев, руководитель группы подключения ключевых партнеров Ozon Fresh.
Также спикер поделился советами к оформлению карточек товара:
· минимум шесть качественных фотографий;
· использование инфографики;
· добавление видеоконтента (особенно рецептов);
· полное заполнение характеристик (калорийность, состав);
· своевременное обновление информации при изменении упаковки.
Особенности работы с контентом:
· видеообложки повышают кликабельность на 24%;
· видеоконтент увеличивает добавление в корзину на 16%;
· регулярное обновление карточек дает +39% к добавлению в корзину;
· полное заполнение характеристик повышает продажи на 20%.
Цифровые платформы для развития агробизнеса: экосистема поддержки фермеров и ремесленников от Россельхозбанка
Россельхозбанк трансформируется из традиционного банка в экосистему поддержки агроотрасли и сельских территорий. Особое внимание уделяется развитию специализированных платформ для фермеров и ремесленников, помогающих им выйти на новые рынки сбыта и развивать бизнес.
«Россельхозбанк — это больше чем банк. Это не только банковские услуги, но уже и целая экосистема, ряд платформ, которые мы объединили таким интересным и уникальным для языка словом “свое”», — поделился заместитель директора центра развития финансовых технологий платформы «Свое фермерство» Денис Середенко.
Практические советы от спикера:
· использовать бесплатный доступ к цифровым сервисам;
· детально заполнять карточки товаров с точными характеристиками;
· воспользоваться разделом «Услуги» для поиска необходимых сервисов;
· использовать пакетную загрузку данных для массовых позиций;
· применять инструменты продвижения продукции.
«Основная цель проекта — помогать фермерским хозяйствам находить свою целевую аудиторию в городах», — рассказала исполнительный директор центра развития финансовой технологии платформы «Свое родное» Евгения Приходько.
Практические советы от спикера:
· использовать быструю регистрацию (только ИНН, телефон и e-mail);
· участвовать в офлайн-мероприятиях «Вкусная пятница»;
· применять сервис совместных покупок для увеличения заказов;
· использовать возможности бесплатной доставки при достижении минимальной суммы;
· интегрироваться с партнерами платформы («Авито», «Одноклассники»);
· воспользоваться современными сервисами приема платежей.
Обе платформы предлагают фермерам и ремесленникам комплексные решения для развития бизнеса: от поиска клиентов до финансовых инструментов поддержки. Ключевое преимущество — отсутствие комиссий и бесплатный доступ к основным сервисам.
Цифровые платформы для аграрного бизнеса: новые возможности для фермеров и сельхозпроизводителей
Цифровая трансформация аграрного сектора становится ключевым трендом развития сельского хозяйства России. Современные платформы помогают фермерам и сельхозпроизводителям оптимизировать бизнес-процессы, находить новые рынки сбыта и увеличивать прибыль.
«Наша миссия — помощь малому и среднему аграрию в развитии и в кратном увеличении его бизнеса», — подчеркнула операционный директор Поле.рф Елена Колодкина.
Практические советы от спикера:
· используйте тендерную платформу для оптимизации закупок;
· воспользуйтесь встроенной возможностью кредитования;
· освойте электронный документооборот;
· применяйте логистические сервисы платформы;
· работайте через личный кабинет для удобства.
Также с кейсом выступила цифровая платформа «Цена Зерна».
«Наша основная цель — убрать посредника, помочь фермеру максимизировать прибыль, знать точно, сколько стоит его урожай», — отметила директор по продукту «Цена зерна» Анна Синицына.
Практические советы от спикера:
· используйте аналитику рынка для принятия решений;
· рассчитывайте логистику заранее;
· следите за актуальными ценами через платформу;
· не бойтесь работать с новыми каналами сбыта;
· пользуйтесь личным сопровождением сделок;
· сохраняйте привычные форматы работы, совмещая их с цифровыми инструментами.
Обе платформы предлагают комплексные решения для аграрного бизнеса, помогая фермерам:
· находить лучшие цены на продукцию;
· оптимизировать затраты на логистику;
· получать доступ к финансированию;
· упрощать документооборот;
· расширять рынки сбыта.
День 2. Акцент на кейсы реальных игроков
В традициях первого дня слово было передано онлайн-площадкам. Но после, когда была представлена информация от представителей крупнейших онлайн-платформ, пришло время поделиться реальными примерами работы участников рынка АПК.
«Сегодня еще очень важный день, и мы много внимания уделим успешным практикам фермеров и познакомимся с теми, кто уже имеет положительный опыт», — открыла второй день конференции ведущая, основатель платформы канал «Культиватор» Евгения Осаян.
«Авито» как инструмент развития фермерского бизнеса: возможности и перспективы
Менеджер фермерского направления в Avito Мгер Абовян представил подробный обзор возможностей платформы для фермеров и производителей. Спикер рассказал о различных инструментах продвижения, аналитике и практических аспектах работы с площадкой.
«Покупатели очень любят переходить из карточки товара в аккаунт продавца и обращают внимание на качество заполнения информации. Чем больше этой информации, тем больше вы будете вызывать доверие у покупателя», — отметил Мгер Абовян.
Рекомендации от спикера:
· тщательное заполнение профиля компании;
· размещение фотографий производства;
· указание всех необходимых документов;
· регулярный мониторинг эффективности;
· гибкая настройка географии продаж.
Развитие электронной коммерции в России: выступление представителя Wildberries
Директор направления PRO WB (Wildberries) Юлия Кукота представила детальный обзор экосистемы компании, ее достижений и возможностей для предпринимателей. Спикер поделилась ключевыми цифрами развития платформы и рассказала о поддержке малого и среднего бизнеса. Спикер привела реальные примеры.
«Наша задача при включении обязательного платежа на регистрацию была связана с тем, чтобы проверить реально существующее юридическое лицо. Эти деньги не уходят безвозвратно — они возвращаются продавцу на рекламный кабинет», — подчеркнула Юлия Кукота.
Практические советы:
· использовать схему «Витрина» для продажи товаров с ограниченным сроком хранения;
· применять модель «Витрина Экспресс» для быстрой доставки товаров;
· воспользоваться услугой VB Courier для надежной доставки;
· организовать самовывоз из магазина для экономии на логистике;
· работать с контентом для повышения продаж;
· использовать инструменты искусственного интеллекта для оптимизации карточек товаров;
· участвовать в программе VB Influence для продвижения через блогеров.
«Ярмарка Мастеров»: возможности для ремесленников и фермеров в эпоху цифровизации
Руководитель направления внешних коммуникаций международной платформы «Ярмарка Мастеров» Юлия Блинова представила детальный обзор возможностей крупнейшей в России и СНГ площадки для продажи товаров ручной работы. Спикер поделилась статистикой, кейсами успеха и практическими рекомендациями для ремесленников и фермеров.
«Наша площадка существует уже почти 20 лет, и домен очень хорошо индексируется поисковиками “Яндексом” и “Гуглом”. Когда пользователь ищет уникальный товар в интернете, он часто попадает именно на товары наших продавцов», — отметила Юлия Блинова.
Фермерам рекомендуется:
· продавать товары длительного хранения (мед, чаи, травяные сборы);
· использовать возможность кастомизации продукции;
· создавать уникальные упаковки;
· включать персональные открытки в заказ.
Ремесленникам важно:
· оптимизировать карточки товаров под поисковые запросы;
· вести блог и создавать качественный контент;
· участвовать в программах продвижения площадки;
· использовать инструменты персонализации заказов;
· работать над качеством фотографий товаров.
Маркетплейсы: реалии, возможности и перспективы для фермеров
Руководитель цифрового направления Ассоциации фермеров Московской области Сергей Гриднев поделился опытом работы с маркетплейсом Wildberries. Он рассказал о финансовой составляющей продаж, форматах сотрудничества и практических аспектах выхода на площадку.
«Сейчас без рекламы очень тяжело хорошо продавать, поэтому, как бы это ни звучало, маркетплейс у нас нуждается в использовании рекламы, потому что это их источник заработка», — отметил Сергей Гриднев.
Практические советы:
· провести анализ ниши перед выходом на маркетплейс;
· качественная упаковка для минимизации рисков повреждения товара;
· профессиональный контент: качественные фото, инфографика, SEO-описание;
· использование ИИ для генерации контента, аналитики и работы с клиентами;
· финансовый учет для контроля рентабельности;
· учет особенностей работы с маркетплейсами в категории fresh.
Кейсы категории fresh — De Famille
Представитель сыроварни De Famille Андрей Блажко рассказал о специфике работы с маркетплейсами в категории продуктов, требующих холодной логистики. Он поделился опытом и проблемами, с которыми приходится сталкиваться производителям таких товаров.
Основные пункты, которые стоит разобрать перед выходом на маркетплейсы:
· категория fresh требует температурного режима от 0 до 6 градусов;
· особенности логистики при работе с маркетплейсами;
· ограничения площадок в работе с продуктами, требующими особых условий хранения.
«Большинство маркетплейсов старается ограничить себя ролью посредника между покупателем и продавцом, в то время как в ситуации с холодной логистикой нужно соответствующе этот товар доставить», — подчеркнул Андрей Блажко.
Практические рекомендации:
· комплексный подход к каналам сбыта;
· тщательный выбор маркетплейсов, готовых работать с категорией fresh;
· соблюдение температурных режимов на всех этапах доставки;
· акцент на качестве продукции и соответствии стандартам.
Социальные сети как инструмент продвижения фермерской продукции: опыт и практики
Глава КФХ с 2016 года, владелец блога ProAgro с аудиторией более 38 тыс. подписчиков Артем Белобритский поделился своим опытом ведения социальных сетей в аграрном бизнесе. Он рассказал о стратегиях продвижения через различные платформы и дал практические советы по работе с контентом.
«Люди следят за людьми, а не за юридическими лицами», — сказал Артем Белобритский.
Спикер отметил ряд фактов, среди которых то, что Telegram — канал для глубокой работы с лояльной аудиторией, SEO-оптимизация необходима для всех площадок, а регулярность публикаций важна, но не должна быть избыточной.
Рекомендации по работе с Telegram:
· размещать личное фото в качестве аватара;
· писать четкое описание канала;
· не перегружать аудиторию частыми публикациями;
· использовать хештеги для структурирования контента;
· поддерживать диалог с подписчиками.
Общие советы:
· регулярно публиковать контент, но избегать перенасыщения;
· взаимодействовать с аудиторией, отвечать на комментарии;
· использовать разные форматы контента;
· создавать уникальный визуальный стиль;
· следить за статистикой и корректировать стратегию.
Заключение
Конференция продемонстрировала огромный потенциал развития онлайн-продаж фермерской продукции и товаров народных промыслов в России. Современные цифровые платформы открывают новые возможности для сельских производителей, позволяя им выйти на широкий рынок и увеличить прибыль.
Цифровая трансформация становится ключевым фактором развития аграрного сектора, при этом маркетплейсы предоставляют фермерам доступ к миллионам потенциальных покупателей. В этих условиях комплексный подход к продвижению через различные каналы дает наилучшие результаты. Государственная поддержка и инициативы бизнеса создают благоприятные условия для развития онлайн-продаж, а вкупе с обучением и обменом опытом помогают фермерам еще эффективнее использовать новые инструменты.
Участники конференции получили ценные знания и практические инструменты для развития своего бизнеса. Внедрение представленных решений позволит значительно повысить эффективность продаж и конкурентоспособность сельских производителей на современном рынке.
Мероприятие состоялось при поддержке Ассоциации «Народный фермер» и Межрегионального кластера творческих инициатив НХП и ремесел. Информационным партнером конференции стало коммуникационное агентство Promote Abroad.