Спасибо! Вы подписаны на нашу рассылку!
Растительное мясо изменит рынок
Андрей Сизов |
Сентябрь 2019
Стоит ли животноводам обратить внимание на новый сегмент рынка, какие тренды влияют на его рост, и когда тюбик с пастой из растительного сырья и насекомых станет обычным обедом
Фото: exoprotein.com

Появление альтернатив животному белку — не только серьезный вызов для всего животноводства, но, возможно, и предвестник радикального изменения всего продовольственного рынка.

Объемы производства и потребления искусственного мяса в мире будут увеличиваться, в первую очередь, в развитых странах с высокими доходами населения — США и Европе. Если говорить о цифрах, то предсказываемый рост на 10%, а может и больше, в течение ближайших десяти лет для таких стран — вполне достижимый ориентир. В тех же США доля растительного молока на рынке составляет уже более 10% в деньгах. Доля альтернативного мяса — около 2%.

В России проникновение модных растительных продуктов, видимо, будет идти медленнее. Доходы населения снижаются уже пять лет. Доля потребителей, считающих себя ответственными, вероятно, заметно ниже, чем на Западе. Тем не менее, полагаю, что и в нашей стране альтернативная продукция найдет свою нишу, в первую очередь, в городах-миллионниках. Возможно, доля искусственного мяса в среднесрочной перспективе достигнет нескольких процентов рынка, в более долгосрочной — 5-10%.

На месте российских животноводов я бы внимательно следил за развитием рынка и задумался о поиске своего места на нем, как это делают Tyson, Cargill или Smithfield, инвестируя в новые компании сектора.

Если сейчас в России животноводческие компании сами не начнут выпускать растительные альтернативы своим мясу и молоку, то в скором времени эту нишу займут другие игроки. Например, на днях «Эфко» заявила о создании венчурного фонда для инвестирования в передовые пищевые технологии, в том числе, продукты на основе растительного белка.

Основная движущая сила развития направления искусственных мяса и молока — тренд на экологичность. Считается, что такие продукты наносят меньше вреда природе, чем традиционные мясо и молоко. И периодическая замена натурального бургера на растительный или гибридный, на основе мяса и растительного белка, — один из способов поддержать этот тренд. Важная движущая сила интереса к растительным продуктам — недовольство потребителей большими животноводческими компаниями и условиями содержания животных на современных индустриальных фермах.

Говорить о том, что, скажем, растительные бургеры — что-то невероятно здоровое, конечно, неверно. Там немало соли и насыщенных жиров, за потреблением которых стоит следить. Также неправильно говорить о том, что нормальная диета в принципе невозможна без животных продуктов. При некотором усилии вы можете сбалансированно питаться, будучи вегетарианцем или веганом, получая все необходимое, включая пресловутые «незаменимые аминокислоты». В мире накопилось немало скепсиса по отношению к мясу, в первую очередь красному и переработанному, а также к молоку, и их растительные альтернативы — ответ бизнеса на него.

В целом, непременное противопоставление растительных продуктов и традиционных животноводческих — неверно. Вопрос «или только мясо, или только растительные альтернативы» - искусственный, большинство потребителей продолжат покупать мясо, птицу и молоко, но время от времени будут приобретать и что-то похожее на них из растительного сырья. Этот продукт также или почти также выглядит, пахнет и не отличается по вкусу, он, возможно, лучше для природы и для меня лично. Почему бы не заплатить, скажем, центов на десять больше и не купить вместо обычного бургера растительный? Приятно получить столько всего за скромную доплату.

Вполне возможно, что большой интерес к растительным продуктам — это лишь часть или предвестник радикального изменения продовольственного рынка в ближайшие десятилетия. У меня есть ощущение, что, скажем, к 2050 году все может поменяться и очень сильно. Обсуждение, как это конкретно может выглядеть — тема для отдельного материала, но можно выделить ряд тенденций, которые, вероятно, будут влиять и на наше питание. Конечно, это проникновение интернета и соцсетей, это сокращение доли сельского населения. Мы все больше отдаляемся от земли и все хуже помним, откуда берутся продукты, и как должно выглядеть настоящее молоко или мясо, это стремительный рост служб онлайн заказов и доставки, нежелание тратить время на готовку и постепенное отмирание кухонь в жилье. Это и обеспокоенность экологией, и рост доли потребителей, все больше задумывающихся, что они едят или носят.

Не удивлюсь, если к середине века обычный обед будет представлять из себя тюбик с пастой с идеально сбалансированным питательным составом на основе растительного сырья и насекомых и вкусом, не отличимым от, скажем, творога. Как в этом дивном новом мире будет выглядеть животноводство — большой вопрос. Сохранится ли оно в нынешнем виде или компании будет заниматься только выращиванием мяса из клеток и разведением животных для рекреационных целей?

Автор — директор аналитического центра «СовЭкон»

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Показать еще