Функциональные напитки. Основные мировые тренды 2023 года

Спрос на персонализированное питание усиливается

За последние пять лет продукты питания стали восприниматься потребителями как источники активных компонентов и биологически активных ингредиентов, снижающих риски возникновения заболеваний, поддерживающих тонус организма, обладающих профилактическим эффектом и дополнительными свойствами, стимулируя ту или иную систему организма. У социально активных групп населения происходит интенсивное формирование философии правильного питания и осознанного потребления, и как следствие — выдвигаются новые требования к продуктам питания. Потребители стали уделять больше внимания составам продуктов и делать выбор в пользу натуральности, беспокоиться о наличии сахара, поддерживая тренд Sugar Free, отказываться от синтетических вкусо-ароматических добавок, консервантов, глютена и т. д.

В связи с этим, основным запросом потребителей является желание персонализированного питания. Таким образом, в России актуализируется концепция функционального питания разнонаправленного действия в легкодоступной форме для того, чтобы потребитель мог скомбинировать нужные ему продукты.

Известно, что современным способом доставки биологически активных веществ в организм человека являются функциональные напитки, поскольку жидкая форма наиболее быстро усваивается организмом. В России рынок функциональных напитков находится в зачаточном состоянии и только начинает развиваться, заимствуя и улучшая зарубежные тренды. Самой относительно представленной категорией функциональных напитков в России являются спортивные (энергетические и витаминизированные) напитки, например, с BCAA-аминокислотами, тонизирующими компонентами — кофеином, таурином, гуаранином; витаминами группы В; минеральными элементами и т. д. 

Возможно, сложность развития этой ниши в пищевой промышленности в России связана с отсутствием образования и понимания у потребителей о важности питания и возможности влияния на состояние своего организма с помощью обогащенных продуктов. Однако стоит отметить, что пандемия и геополитическая ситуация ускорили интерес населения к обогащенной продукции, что стимулировало крафтовых производителей здоровых продуктов и представителей HoReCa создавать линейки функциональных напитков разнонаправленного действия для потребителей.

Функциональные напитки можно идентифицировать как пищевые продукты преимущественно на основе воды, содержащие один или несколько функциональных пищевых ингредиентов, в количестве, достаточном при систематическом употреблении для обеспечения благоприятного эффекта на физиологические функции организма человека, с добавлением или без добавления различных пищевых добавок и вкусо-ароматических веществ. На сегодняшний день не существует единой классификации напитков функционального назначения. В научных трудах встречаются различные классификации в зависимости от конкретной направленности напитков (профилактические, специализированные), механизма и степени воздействия на организм, состава и компонентов и т. д. 

Я считаю, что большое разнообразие направленностей функциональных напитков затрудняет их классифицирование, что обуславливает нахождение одних и тех же видов напитков в нескольких разных группах, и отношение сразу к нескольким классам внутри одной группы. Исходя из практического опыта, функциональные напитки можно условно разделить на несколько категорий.

По типу напитка:

  • Сокосодержащие функциональные напитки (газированные/без газа; соки/нектары);

  • Функциональные воды (газированные/без газа);

  • Сухие функциональные напитки (на основе сухих фруктовых соков, какао, кофе, матчи и т. д.);

  • Функциональные напитки на белковой растительной основе (функциональное растительное «молоко»);

  • Функциональные напитки на основе экстрагирования чайных листьев и трав.

И по функциональности:

  • Протекторы (сосудопротекторы, хондропротекторы, гепатопротекторы);

  • Стимуляторы (энергетические, иммуностимуляторы, общеукрепляющие);

  • Витаминные и минеральные напитки (снижающие риски возникновения алиментарных заболеваний);

  • Пребиотики (инулин-, ГОС-, ФОС-содержащие);

  • Космецевтики (детоксиканты/антиоксиданты, коллагеновые напитки, anti-age-напитки, геродиетические напитки);

  • Адаптогены. 

Одна из актуальнейших категорий последнего года, включающая пять разновидностей, представленных на рисунке:

Снимок экрана 2022-12-07 113519.jpg

Стоит отметить, что вышеизложенные подкатегории могут комбинироваться между собой и формировать дополнительные ответвления.

Тенденции мирового рынка функциональных напитков 

Анализируя рынок функциональных напитков США и Европы, можно с уверенностью сказать о четком понимании среди потребителей концепции функционального питания. Индийская организация Mordor Intelligence спрогнозировала, что к 2024 году рынок функциональных напитков достигнет $208,13 млрд. Среднегодовой темп роста рынка в период с 2019-го по 2024 год составит 8,66%. 

Тенденции также можно разделить на несколько категорий:

  • По используемым новым биологически активным компонентам и их источникам;

  • По функциональности продукта.

К первой категории относятся тренды, основанные на научном подходе и использовании уникальных источников биологически активных веществ. К примеру, трендом 2023 года является интегрирование в напитки:

  • КБД (каннабидиол — относится к классу каннабиноиды — группа терпенфенольных соединений, обнаруженные в растениях семейства коноплевых).  Этот класс имеет широкий спектр адаптогенных свойств, что дает возможность производителям использовать в разработке рецептур инновационных напитков в США;  

  • Грибов чага и рейша, которые обладают иммуностимулирующими и анксиолитическими свойствами;

  • Растительных экстрактов-адаптогенов (ашваганда, родиола розовая, центелла азиатская, женьшень в сочетании с левзеей);

  • Тонизирующих растительных экстрактов, таких как белый/зеленый чай стандартизированный по L-теанину, плифенолам и кофеину. Активно идет замена кристаллического кофеина на его натуральные природные источники для достижения максимально легкого и пролонгирующего эффекта бодрости;

  • Витаминов группы B в сочетании с цинком, которые также обеспечивают эффект бодрости.

К примеру, компания Recesse в поддержании тренда на ментальное здоровье разработала линейку игристых напитков Mood, насыщенную магнием (в форме L-треоната) и адаптогенами, такими как мелисса и женьшень, а также линейку напитков CBD (КБД) для повышения когнитивных способностей, внимания и настроения.

Ко второй категории относятся тренды, основанные на перспективности и релевантности направления. И конечно, же амбассадорами 2023 года буду три категории функциональных напитков по значимости:

  • Напитки тонизирующие/натуральные энергетики. К примеру, австралийская компания Coffee Roaster Australia разработала кофейную иммуномодулирующую смесь постбиотиков;

  • Напитки адаптогенного действия (противотревожные — анксиолитики, стимулирующие когнитивные функции — ноотропы). Американская компания Kin Euphorics Dream Light использует адаптогенные компоненты (экстракт рейши, мелатонин, L-триптофан) для достижения противотревожной функциональности;

  • Напитки иммуностимуляторы, включая пребиотики. К примеру, британский стартап Fodilicious разработал линейку энергетических-пребиотических напитков для людей с синдромом раздраженного кишечника, с низким содержанием короткоцепочечных углеводов, которые плохо усваиваются.

Вышеизложенные тенденции обусловлены более глобальными мировыми трендами, такими как Mental Health, Smart Food, Sugar Free. 

Важным фактом является то, что функциональные напитки не являются панацеей и лекарством от болезней, они помогают снизить риски возникновения тех или иных заболеваний при условии систематического потребления в комплексном подходе к здоровому образу жизни.

Автор — к.т.н./PhD в области пищевых биотехнологий, специалист по разработке функциональных напитков

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Загрузка...