Условия выживания: сбыт в HoReCa

Как сельхозотрасль подготовилась к работе в новых условиях и с чем в ближайшем будущем может столкнуться бизнес

В этом году на рынке мяса птицы сложилась уникальная ситуация: впервые за долгое время кривая спроса летом не пошла вверх. Цена стабилизировалась на низком уровне и не повышалась, в том числе на столовое яйцо. Одной из причин такого положения стало укрепление рубля, при котором экспорт как альтернатива фактически исключается. В феврале — марте, когда курс рубля вырос, экспорт был выгоден производителям, однако позднее это стало фактически заградительным барьером, который свел на нет экспортный отток выпускаемого мяса.

Рынок оказался в сложной ситуации. С одной стороны, экспорт снизился до минимального уровня. С другой, рост объемов производства продолжался. Чтобы продать излишки, многие были вынуждены пойти на снижение цены. Однако бесконечно снижать цену для повышения спроса невозможно. И тут у крупных игроков есть конкурентные преимущества в виде широкого ассортимента, а также каналов и географии продаж. При этом бренд для полуфабрикатов из мяса птицы и свинины уже не имеет большого значения: потребителю важна цена.

Часть экспертов прогнозирует возможное снижение производства мяса птицы, а также уход с рынка мелких и средних игроков. Но, на мой взгляд, сейчас предпосылок для критического сокращения объема производства крупными производителями и агрохолдингами, ведь определяющим фактором выживания на российском рынке является не объем, а эффективность. Так, ГК «Русское зерно Уфа» входит в топ-5 птицеводческих активов в стране по показателям производственной эффективности, при этом объем производства мяса птицы компании в первом полугодии 2022 года составил около 34 тыс. т. Наши активы на Урале развиваются в условиях жесткой конкуренции: например, в Челябинской области выпускается в два раза больше мяса птицы, чем нужно региону, так что челябинские производители обеспечивают весь уральский макрорегион. При этом наша ГК «», которая в первом полугодии произвела 45 тыс. т, также чувствует себя уверенно в борьбе за место на полке.

Российские сельхозпроизводители очень хорошо показали себя в кризисы. Так, в начале этого года сложилась экстренная ситуация с доступностью импортного инкубационного яйца. Его максимальная стоимость достигала 45 руб. за штуку. Учитывая, что птица в оптовом сегменте стоит примерно 140 руб. за кг, при такой цене импортного яйца производство можно было бы закрывать через три-четыре месяца. Поэтому российские компании стали наращивать родительское поголовье, чтобы полностью закрыть потребность в инкубационном яйце. В итоге к сентябрю цена инкубационного яйца упала до 13-15 руб., несмотря на введенные летом ограничения на ввоз яйца из ряда европейских стран.

Похожая ситуация складывается в области удобрений, цены на которые поднялись на 50% по сравнению с заложенным на них бюджетом. Но Россия — крупнейший производитель минеральных удобрений. Наши компании, как и многие другие, не используют сложных удобрений, только аммиачную селитру, что позволяет поддерживать рентабельность. Резкий рост цен на зерно, компоненты кормов, племенной материал и инкубационное яйцо, а также на упаковку и ветеринарные препараты болезненно сказался на себестоимости мяса. Но рынок восстановился. Рост курса рубля, хороший урожай зерновых и масличных культур, а также налаживание новых логистических путей для поставок импортных товаров и запчастей — все это привело к нормализации себестоимости во втором полугодии и позволило производителям без повышения цен на продукцию получить разумную рентабельность. Таким образом, мы видим, что в течение 2022 года производители преодолели целый ряд серьезных препятствий. 

Важное условие эффективности бизнеса сейчас — это выход производства в сегмент глубокой переработки, чтобы максимальный объем продукции продавался непосредственно через торговые сети и сегмент HoReCa. 

Ритейл и HoReCa — более маржинальные и стабильные рынки. Это показывает зарубежный опыт: например, в США и Европе у производителей мяса птицы до 70% продаж приходится на HoReCa. Российские компании пока далеки от этого, однако и у нас есть успехи. Так, наша группа компаний «Русское зерно Уфа» перешла на 100% разделки тушки. Это защищает цену на продукцию от серьезных просадок. На нашем производстве в Челябинске в прошлом году было ограничение мощностей, поэтому мы могли разделывать не более 40% всего объема. В этом году запущен новый цех, что позволит увеличить объем разделки птицы и полностью уйти из оптового канала. Сегодня «Русское зерно» поставляет продукцию в рестораны KFC в Башкирии и соседних регионах. А после расширения мощностей по заморозке поставки планируются на весь Урал. 

В целом опыт позволяет говорить о российском рынке сельскохозяйственной продукции со сдержанным оптимизмом. Да, российские производители испытывают сложности, например, с приобретением средств защиты растений или ветеринарных препаратов. Однако оттока потенциальных инвесторов пока нет. Ситуация на рынке стабилизируется, и маржинальность бизнеса вырастет.

Автор — генеральный директор УК «Траст — Птицеводческие активы».


Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Загрузка...