USD

79.464 (0,68%)

EUR

92.616 (0,56%)

MOEX

2690.59 (-0,68%)

BRENT

37.74 (-1,36%)

Пшеница

598.4 (-0,86%)

Сахар

14.36 (-0,28%)

USD

79.464 (0,68%)

EUR

92.616 (0,56%)

MOEX

2690.59 (-0,68%)

BRENT

37.74 (-1,36%)

Пшеница

598.4 (-0,86%)

Сахар

14.36 (-0,28%)

USD

79.464 (0,68%)

EUR

92.616 (0,56%)

MOEX

2690.59 (-0,68%)

BRENT

37.74 (-1,36%)

Пшеница

598.4 (-0,86%)

Сахар

14.36 (-0,28%)

Мнения

Узбекистан: политика и сахар


Flickr.com

Flickr.com

Как непредсказуемая политика правительства в отношении импорта влияет на рынок сахара России и стран СНГ

На рынке сахара стран СНГ Узбекистан долгое время занимал достаточно пассивную позицию, закупая только сахар-сырец, который перерабатывался на двух заводах. За счет этого страна полностью обеспечивала внутреннее потребление в объеме 650 тыс. т в год. Начиная с 2017 года на фоне изменения внутренней импортной политики Узбекистан стал одним из ключевых игроков на сахарном рынке государств СНГ и до сих пор продолжает держать экспортеров сахара на чеку. Дело в том, что за последние три года правительство Узбекистана неоднократно меняло внутреннюю импортную политику, особенно в части сахара. При этом каждый раз она была направлена то в пользу белого сахара, то сахара-сырца, в связи с чем внутреннее потребление ежегодно обеспечивалось либо поставками белого сахара, либо производством из сырца. Однако частая смена политики ведет к формированию разных экономических условий, и, как следствие, обуславливает сильную конкуренцию как между странами-поставщиками белого сахара, так и между сахаром-сырцом и белым сахаром.

До сентября 2017 года импорт белого сахара облагался пошлиной в размере 30%, также действовал акциз 10% и НДС 20%, а значит рынок был недоступен для стран-экспортеров. С 1 сентября 2017-го пошлина на импорт белого сахара была снижена до 10%, акциз — до 5%, а на сырец действовала нулевая пошлина, при этом НДС сохранился на уровне 20%. 15 сентября того же года правительство Узбекистана отменило импортную пошлину на белый сахар и обнулило акциз, а с февраля 2018-го отменило НДС. Это открыло внутренний рынок для поставщиков белого сахара, поэтому 36% потребления было обеспечено импортом из России (112,3 тыс. т), Украины (9,75 тыс. т), Беларуси (7,4 тыс. т) и других стран (преимущественно Пакистана, 106,6 тыс. т). К концу 2017 года узбекские сахарные заводы приостановили свою деятельность в связи со сменой собственников и низкой рентабельностью производства из сырца, поэтому его ввоз в страну по итогам года снизился на 26% относительно 2016-го и составил около 414 тыс. т.

0001.jpg

Льготный режим для белого сахара продолжался до конца 2018 года. Несмотря на равные условия импорта, конъюнктура мирового рынка в рассматриваемом периоде сформировалась в пользу белого сахара, так что внутреннее потребление в 2018 году на 77% было обеспечено его поставками. Импорт сырца при этом сократился в 2,8 раза относительно 2017 года и составил всего 148,5 тыс. т. В этот период крупнейшим экспортером белого сахара в Узбекистан стала Украина, которая на фоне высокого внутреннего производства и, как результат, существенного снижения цен, стала более конкурентоспособной по сравнению с Россией, Белоруссией и другими странами. Поэтому отгрузки украинского сахара на узбекский рынок по итогам года достигли рекордных почти 287,7 тыс. т против 111,8 тыс. т из России, 15,7 тыс. т — из Беларуси и 86,2 тыс. т из других стран (преимущественно из Пакистана через Афганистан).

0001 (1).jpg

Для поддержки сахарных заводов страны правительством Узбекистана с 1 февраля 2019 года был введен НДС в размере 20% на импортный белый сахар, при этом сахар-сырец ввозился по льготной схеме. В ноябре 2018-го оба сахарных завода возобновили переработку сырца, поэтому его ввоз в 2019 году увеличился до уровня 2017-го и составил чуть более 417 тыс. т. В структуре внутреннего потребления сахар из сырца вновь занял 64%.

В то же время в конце ноября 2018-го между Украиной и Узбекистаном произошли политические споры, которые привели к приостановке растаможивания украинских товаров, включая сахар. Однако благодаря возобновлению производства из сырца, Узбекистану удалось не допустить дефицита, а также роста оптовых цен на сахар на внутреннем рынке. Кроме того, государство установило максимальный уровень цен на сахар в размере $530-540 за тонну в зависимости от курса национальной валюты.

Стоит также отметить, что в отдельные месяцы 2019 года, а точнее в мае, августе и сентябре, сахар-сырец на мировом рынке стоил дешевле 12 центов/фунт (NY#11), что также поддержало его поставки в Узбекистан. В целом в 2019 году в страну было ввезено почти 233 тыс. т белого сахара, что на 54% меньше объема 2018-го. На поставки из России пришлось 102,9 тыс. т, из Украины — 13,1 тыс. т, из Беларуси — 9,16 тыс. т. Другие страны ввезли 107,7 тыс. т. 

В структуре импорта белого сахара в Узбекистан за последние три года (2017-2019) поставщики оставались прежними, но существенно менялись их доли в зависимости от конкурентоспособности, прежде всего обусловленной уровнем внутренних цен. Среди стран СНГ узбекский рынок в основном делили между собой Россия и Украина, при этом его немалую долю забирали себе другие страны, в частности Пакистан, экспорт которого в течение почти всего рассматриваемого периода субсидировался.

0001 (2).jpg

Несмотря на вновь введенный НДС 20% при импорте белого сахара в Узбекистан, российский сахар на фоне внутреннего перепроизводства и, как следствие, снижения цен до минимальных 10-летних значений, стал привлекательным для узбекских импортеров, поэтому поставки из России стали существенно увеличиваться с сентября 2019 года. В свою очередь, рост мировых цен на сахар также положительно сказался на импортном спросе на российский сахар. В то же время в Украине из-за сокращения посевных площадей сахарной свеклы производство сахара снизилось на 20% по сравнению с 2018 годом, что обусловило более высокий уровень внутренних цен по сравнению с Россией, так что экспорт украинского сахара в Узбекистан в 2019 году значительно уменьшился.  

С 1 октября 2019 года указом президента были отменены льготы по уплате НДС для производителей как при реализации, так и при импорте сахара-сырца. Кроме этого, ставка НДС была снижена с 20% до 15%. Это выровняло условия торговли на внутреннем рынке Узбекистана для российского сахара с сахаром из сырца. 

Однако после долгих переговоров производителей с правительством для сохранения конкурентоспособности производства сахара из сырца было принято решение о введении дополнительных мер на ограничение импорта белого сахара. Кроме действующего 15% НДС с 1 января 2020 года предусмотрен акциз 20% на ввоз белого сахара из стран СНГ, а для других стран — еще и таможенная пошлина 20%. При этом на сахар-сырец это не распространяется, для него действует только 15% НДС. На фоне всего этого в январе поставки сахара из России в Узбекистан резко сократились и остается только догадываться, чего еще ожидать от узбекских коллег в ближайшем будущем. 

Несмотря на непредсказуемую импортную политику правительства Узбекистана, направленную прежде всего на поддержку национального производства, в течение всего этого времени российские производители стабильно отгружали на этот рынок не менее 100 тыс. т сахара в год. Отечественный сахарный бизнес вполне может гордиться этим, поскольку при таких изменчивых условиях далеко не каждый пойдет на риск. В то же время отгрузки сахара в этом направлении могли бы быть и больше, но конкуренция с другими странами и сахаром-сырцом все время ограничивает объемы поставок.

Еще одним сюрпризом для всех в 2019 году стал российский экспорт свекловичного сахара-сырца в Узбекистан. В конце прошлого года было законтрактовано 22 тыс. т, из которых 5 тыс. т было отгружено в декабре 2019-го, а остальное — в январе-феврале текущего года. Экспорт сахара-сырца из свеклы является вполне целесообразным, так как, с одной стороны, отсутствуют заградительные импортные пошлины и акцизы на сырец в Узбекистане, а с другой — это не противоречит внутренней политике последнего. Однако стоит отметить технические сложности производства такого сахара отечественными заводами, а также отсутствие единого ГОСТа, а лучше — межправительственного стандарта для стран-участниц ЕАЭС, в котором должны быть четко прописаны его качественные характеристики, поскольку в противном случае каждому заводу придется разрабатывать свои собственные ТУ, что не совсем логично. По имеющейся информации, работа в этом направлении при поддержке российского Союза сахаропроизводителей уже ведется.

В 2020 году Узбекистан продолжил свои «политические традиции» в отношении сахара, заявив, что «с 1 января 2020 года 90% производимого в Узбекистане сахара начали продавать на основе рыночных принципов исключительно через биржевые торги с обеспечением равного доступа для всех категорий покупателей». Продавцами сахара на биржевом рынке выступают узбекские Хорезмский и Ангренский сахарные заводы, которые с начала года уже выставили на биржу около 3 тыс. т продукции. Покупатели могут свободно и без ограничений покупать сахар на бирже после прохождения онлайн-аккредитации и заключения договора с брокером. Что будет дальше, и как долго будет работать биржевая торговля — покажет время.

В январе 2019 года мировые цены на сахар резко начали расти на фоне удорожания нефти и ослабления курса доллара из-за ситуации с Ираном. В результате в Бразилии стало увеличиваться производство этанола, а значит — сокращаться выпуск сахара. Это свидетельствует о том, что импорт сахара-сырца в Узбекистан становится дорогим и невыгодным. В то же время внутренний рынок закрыт для белого сахара акцизом и пошлиной, поэтому при дальнейшем повышении мировых цен на сахар для удовлетворения своих потребностей в нем государству, скорее всего, придется либо отменять акциз с пошлиной или хотя бы их снизить, либо продолжать импортировать свекловичный сахар-сырец, который по сравнению с тростниковым сырцом при текущей ситуации на мировом рынке и более низких затратах на перевозку существенно дешевле. 

Узбекистан занимает важное место на рынке сахара стран СНГ и в определенной степени на него влияет. Политика страны в отношении импорта сахара очень изменчива и порой непредсказуема, что создает дополнительные риски для участников рынка, которым с каждым изменением и нововведением приходится адаптироваться либо переключаться на другие рынки сбыта. Тем не менее Россия и Узбекистан имеют большой опыт ведения бизнеса и остаются стратегическими партнерами на сахарном рынке.

Автор — руководитель аналитической службы ГК «Сюкден» (Россия).


Мнение автора является личным и не отражает позицию компании, в которой он работает, либо третьих лиц.


Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Загрузка...

реклама