Инвестиции с повышенной ответственностью

Почему соответствие принципам устойчивого развития становится все более актуальным для бизнеса

Принципы ответственного инвестирования — подхода, при котором объекты вложений оцениваются с учетом их влияния на окружающую среду, социальной ответственности компаний и качества корпоративного управления (Environmental, Social and Governance — ESG) для лучшего управления рисками и устойчивого развития — начали формироваться на Западе в середине XX века, но по-настоящему популярными стали лишь в последние годы. Россия — не исключение, хотя пока выработанная ESG-политика не стала общим правилом ни в одном секторе экономики. 

В самых общих чертах ESG — это принципы развития компании, основанные на защите экологии (например, речь может идти о сокращении выбросов парниковых газов или борьбе с истощением почвы), добросовестном отношении с сотрудниками и клиентами (соблюдение условий труда, охрана здоровья и др.) и правильном корпоративном управлении (борьба с коррупцией, выработка налоговой стратегии), причем работать нужно по всем направлениям, а не выборочно. По оценке Bank of America, компании с более высокими показателями ESG более устойчивы в периоды кризиса. Кроме того, у таких игроков ниже уровень специфических рисков, например, штрафов за экологические нарушения, а значит они более привлекательны для инвесторов. 

Для российского бизнеса ESG — пока преимущественно новое направление, однако новые ценности придется активно внедрять, особенно если компания работает на внешних рынках или планирует на них выходить, поскольку соответствие требованиям ESG может напрямую влиять на стоимость продукции и доступ к рынкам сбыта. Сейчас компании, работающие только на внутреннем рынке, не всегда уделяют должного внимания, например, вопросам защиты экологии, поскольку потребители в России, в отличие от многих европейцев, пока в основном не готовы платить больше за товар, в стоимость которого заложено повышение экологичности производства. Поэтому расходы на установку дополнительных очистных сооружений или внедрение инновационной перерабатываемой упаковки ложатся на бизнес.    

Конечно, такие сферы ответственности компаний требуют дополнительных затрат, однако в перспективе они могут стать и драйвером доходов. Или как минимум, учитывая тенденцию к ужесточению экологических требований, помочь избежать дополнительных расходов, административного давления на бизнес и репутационных рисков. Например, в феврале стало известно, что правительство намерено внести изменения в госпрограмму развития сельского хозяйства: аграриев, которые допускают на своих участках пал травы и нарушают пожарную безопасность, что является основной причиной природных пожаров, будут лишать господдержки. Конечно, подобное принуждение к защите окружающей среды вряд ли в полной мере можно считать соблюдением одного из принципов ESG, однако за рубежом санкции за их нарушение или предоставление недостоверной информации о практике ESG — это норма, и регулирование в этой сфере быстро развивается. Поэтому и отношение иностранных компаний к партнерам с низким уровнем ESG-соответствия может ухудшаться. Хотите экспортировать продукцию, пытаться на равных взаимодействовать с зарубежными игроками или тем более привлекать иностранные инвестиции — позаботьтесь о ESG. 

Еще одним доводом в пользу повышения уровня ESG-соответствия может стать возможность снижения стоимости привлечения заемных средств. Так, в этом году Ассоциация банков России подготовила рекомендации для кредитных организаций по внедрению ESG, учитывая планы властей по стимулированию развития этого подхода для реализации целей устойчивого развития страны до 2030 года. Хотя ESG-банкинг в стране только формируется, банки уже могут показать приверженность этим принципам, например, выпуская «зеленые» облигации и выдавая кредиты, ставка по которым привязана к ESG-показателям компании. И наоборот — банки планируют разработку новых матриц рисков, учитывая, например, фактор «углеродного следа» и для тех компаний, которые не работают над снижением выбросов, ставка может оказаться выше. 

К мерам государственной поддержки так же стоит отнести постановление правительства России от 30.04.2019 № 541, в рамках которого предполагается предоставление субсидируемого финансирования под проекты, связанные со снижением массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ. С этого года документ действует в обновленной редакции: добавлено кредитование и другие аспекты. В данном постановлении процент субсидирования зависит от валюты кредита, срока кредита и страны происхождения оборудования. В среднем субсидируется 60% ставки, если оборудование иностранного происхождения и 90%, если российского. В отборе проектов участвует Минпромторг, экспертный совет и межведомственная комиссия.

Безусловно, тема ESG пока не так популярна в России, как в более развитых странах, однако уровень ответственности инвесторов неизбежно должен повышаться, если они намерены развивать бизнес. В этом плане крайне полезным было бы поощрение инициатив в области ESG-политики компаний со стороны государства, в том числе в секторе АПК, поскольку отрасль считается достаточно высокорискованной. 

Автор — директор департамента торгового финансирования, Московский кредитный банк

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Загрузка...