ФАС проверит цены на сельхозтехнику

К чему готовиться и что делать производителям?

и ФАС должны начать мониторинг цен на сельхозтехнику, прежде всего на сельскохозяйственные тракторы и комбайны. Такое решение было принято по итогам заседания правительственной комиссии по вопросам АПК и устойчивого развития сельских территорий. Это означает, что антимонопольная служба начнет изучать подходы к ценообразованию основных игроков отрасли — крупнейших производителей комбайнов и тракторов. Чем может обернуться для компаний такой мониторинг цен?

Причины проведения мониторинга

В ситуации, когда цены на сельскохозяйственную технику растут, и по некоторым позициям более чем на 50%, внимание со стороны ФАС понятно: на службу возложены полномочия по недопущению монополистической деятельности. Важно отметить, что правительство и профильные министерства готовят программы по импортозамещению в сельскохозяйственной отрасли, а также по включению техники для аграриев в программы параллельного импорта, что может позволить сохранить конкурентный рынок сельскохозяйственной техники. При этом формирование собственной производственной базы, локализация производств сопряжены с дополнительными финансовыми вложениями, что, с одной стороны, при их целевом использовании может поднять отрасль на новый этап развития, но с другой — включение инвестиционной составляющей также может стать одной из причин повышения стоимости техники. 

Мониторинг, который будут проводить ФАС и , направлен как раз на недопущение необоснованного роста цен на технику со стороны производителей. Кроме того, не исключено, что мониторинг будет осуществляться также в отношении лизингодателей сельхозтехники, учитывая значительное число техники, переданной по договорам лизинга.

Какую информацию запрашивают и какие действия проводят проверяющие ведомства

При проведении такого мониторинга ФАС собирает ценовую информацию как из отрытых независимых источников, так и имеет правовые основания запросить непосредственно у производителей и поставщиков подробное обоснование/описание причин повышения цен, а также смету (калькуляцию) с расшифровкой затрат на производство и реализацию сельхозтехники. В ходе мониторинга антимонопольный орган также будет проводить анализ товарного рынка сельхозтехники, в рамках которого ФАС сможет определить доли игроков на данном рынке и оценить степень монополизации/локализации рынка.

Если будет установлено, что один или несколько производителей и (или) лизингодателей занимают доминирующее положение на товарном рынке той или иной сельхозтехники, то на такие компании могут быть возложены дополнительные требования по соблюдению антимонопольного законодательства. В России не так много крупных производителей сельскохозяйственной техники, что также свидетельствует о значительном риске выявления доминантов на данном рынке.

От мониторинга цен до административно-пресекательных мер один шаг

Практика показывает, что после проведения соответствующего мониторинга антимонопольный орган сможет провести более детальную проверку уровня цен и ценообразования на сельскохозяйственную технику, направив дополнительные точечные запросы в адрес компаний, которые его заинтересуют. 

После проведения проверочных мероприятий и выявления фактов необоснованного роста цен, ФАС может применить административно-пресекательную меру в ограниченном перечне случаев. Эта мера будет представлять собой направление предупреждения о прекращении действий или бездействия, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. Предупреждение выдается, если ФАС выявит признаки нарушения в области злоупотребления доминирующим положением (в частности, при навязывании невыгодных условий договоров, отказа от заключения договора, создания дискриминационных условий и некоторых других), недобросовестной конкуренции, по составам, не связанным с нарушением исключительных прав.

В случаях, когда пресекательные меры не помогают или не подлежат применению, ФАС возбуждает дела о нарушении антимонопольного законодательства. В практике антимонопольной службы все чаще встречаются случаи применения правовосстановительных мер: итогом рассмотрения дела становится «поведенческое» предписание, в котором ФАС устанавливает специальные правила для нарушившего субъекта, обязывает сформировать ценовые и торгово-сбытовые политики.

ФАС по результатам мониторинга цен также может выявить признаки заключения антиконкурентных соглашений или координации экономической деятельности, которая привела к ограничению конкуренции на рынке.

Что делать производителям и лизингодателям в ходе проверочных мероприятий и в случае получения претензий антимонопольного органа?

В таких условиях производителям и лизингодателям очень важно оценивать влияние своего ценового поведения на рынке, проводить обоснованную и взвешенную ценовую политику. Многие компании только после получения предписаний ФАС задумались о принятии внутренних актов, направленных на урегулирование своей деятельности.

В свою очередь, внедрение практик обоснования своего ценового поведения на этапе до того, как антимонопольный орган начнет свое расследование, может положительно сказаться при взаимодействии с ним при ответах на запросы о фактах завышения цены. Так, например, отчет специалиста — экономиста об оценке стоимости сельскохозяйственной техники может стать дополнительным инструментом при обосновании собственного ценообразования. Суды принимают такие заключения в качестве достоверного доказательства с отсылкой на правильное применение надлежащих методов исследования и признают надлежащей оценку рыночной стоимости сельхозтехники с учетом ее технического состояния. 

Автор — руководитель блока экономических исследований консалтинговой компании Kulik & Partners Law.Economics. В подготовке материала также участвовал адвокат Павел Дмитриев.



Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. 

Загрузка...