Продовольственный кризис как побочный эффект борьбы с пандемией

Чем грозят ограничения экспорта из-за COVID-19, и почему продовольственная безопасность во всем мире зависят от международной торговли

Главы Всемирной торговой организации (ВТО), Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO), а также Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) опубликовали заявление, в котором призвали правительства минимизировать влияние связанных с COVID-19 ограничительных мер на торговлю продовольствием. Они в очередной раз акцентировали внимание на необходимости повысить продовольственную безопасность и обеспечить население качественными продуктами питания. Роберту Азеведу, Цюй Дунъюй и Тедрос Адхано Гебрейесус напомнили: как продовольственная безопасность, так и средства к существованию миллионов людей во всем мире зависят от международной торговли.

Сегодня страны принимают различные меры, направленные на борьбу с ускоряющейся пандемией COVID-19. Однако делать это нужно очень осторожно, чтобы свести к минимуму потенциальное влияние этих мер на поставки продуктов питания, продовольственную безопасность и международную торговлю в целом. 

Приведу конкретные примеры. Если говорить о России, то на сегодняшний момент у нас уже был введен (и отменен через четыре дня) десятидневный запрет на экспорт круп и постоянно обсуждаются ограничительные меры на вывоз зерна. Недавно стало известно о возможном ограничении поставок за рубеж социально значимых продуктов, к которым относятся соль, сахар, мясо, рыба, масло, гречка, рис и так далее. 

Ограничения на экспорт из-за COVID-19 вводят не только отдельные страны, но и региональные организации. 31 марта коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) решила запретить на три месяца вывоз из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) подсолнечника, круп, муки, чеснока и некоторых других категорий продуктов. В комиссии объяснили, что такие меры помогут обеспечить граждан достаточным количеством этих товаров во время обострения санитарно-эпидемиологической обстановки. Это уже второе ограничение ЕЭК, связанное с пандемией. Ранее комиссия временно запретила экспорт средств индивидуальной защиты, дезинфицирующих средств и медицинской продукции. Очевидно, что все эти меры стали ответом на ажиотажный спрос, наблюдавшийся в магазинах в последнее время. Как известно, фактор пустых прилавков усиливает панические настроения среди населения и повышает градус напряженности в обществе.  

Дискуссии об ограничении экспорта действительно обладают терапевтическим эффектом и, возможно, снизят ажиотажный спрос на гречку и тушенку. Однако реальность такова, что принятие ограничительных мер в отдельных странах приведет к противоположному результату: дефициту в различных группах товаров, резкому подъему цен, сбоям в цепях поставок. Добавим к этому неизбежные ограничения на передвижения работников сельского хозяйства и пищевой промышленности, связанные с введением карантина в большинстве стран, а также возрастающее время пребывания контейнеров с пищевыми продуктами на границе, что приводит в негодность скоропортящиеся грузы и увеличивает количество пищевых отходов.

Безусловно, нарушение работы цепи поставок первыми ощутят наиболее уязвимые и не обеспеченные продовольствием страны. При этом мы должны понимать, что побочным эффектом борьбы с пандемией может стать продовольственный кризис, дальнейшие осложнения в сфере здравоохранения и на финансовых рынках, что с высокой долей вероятности приведет к глобальному политическому кризису. Никому не удастся выйти из этой ситуации без потерь. Готовы ли к такому развитию событий правительства стран, вводящих сегодня экспортные ограничения?

Автор — генеральный секретарь Российского национального комитета Международной торговой палаты (ICC Russia).


С 1991 по 1997 год — старший советник по России и странам СНГ Всемирного экономического форума в Давосе (ВЭФ). С 1998 по 2000  - глава по России и СНГ Международной торговой палаты — Всемирной организации бизнеса. В 2000 году основала и бессменно возглавляет ICC Russia — организацию, деятельность которой обеспечила  мягкую интеграцию российского бизнеса в систему глобальной торговли и его равноправное участие в международном экспертном сообществ.


Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. 

Загрузка...