USD

79.397 (0,59%)

EUR

92.508 (0,45%)

MOEX

2690.59 (-0,68%)

BRENT

37.86 (-1,05%)

Пшеница

598.4 (-0,86%)

Сахар

14.36 (-0,28%)

USD

79.397 (0,59%)

EUR

92.508 (0,45%)

MOEX

2690.59 (-0,68%)

BRENT

37.86 (-1,05%)

Пшеница

598.4 (-0,86%)

Сахар

14.36 (-0,28%)

USD

79.397 (0,59%)

EUR

92.508 (0,45%)

MOEX

2690.59 (-0,68%)

BRENT

37.86 (-1,05%)

Пшеница

598.4 (-0,86%)

Сахар

14.36 (-0,28%)

Интервью

Независимые теплицы. АПХ «ЭКО-культура» планирует наладить производство всех необходимых компонентов для тепличного бизнеса

«ЭКО-культура»
«ЭКО-культура»
Журнал «Агротехника и технологии»

Журнал «Агротехника и технологии»

Читать номер

Овощеводство защищённого грунта в последнее десятилетие является одной из самых динамично развивающихся отраслей АПК. О том, как преуспеть в конкурентной борьбе и вырастить томаты с хорошими органолептическими свойствами, журналу «Агротехника и технологии» рассказал глава АПХ «ЭКО-культура» Александр Рудаков

Тепличные комплексы АПХ «ЭКО-культура» расположились на 233,26 га в 4 регионах России. 97% продуктового портфеля холдинга составляют томаты. Компания все 10 лет своего существования показывала устойчивые темпы роста и останавливаться на достигнутом не собирается. Планы у «ЭКО-культуры» серьёзные — занять 30% рынка к 2023-2024 году. Несколько проектов находятся сейчас на стадии реализации, многие — на стадии раскрытия финансирования (получения финансирования в банке). Несмотря на сложившуюся ситуацию, 2020 год проходит очень активно, и инвестиционная политика компании продолжается. За всю историю существования холдинга объём инвестиций в его проекты составил более 71,21 млрд руб. К концу года компания введёт в эксплуатацию около 130 га теплиц, и ещё 100 га запланировано на 2021 год. 

По словам президента холдинга Александра Рудакова, главная задача АПХ «ЭКО-культура» в 2020 году — в срок реализовывать запланированные проекты и обеспечивать жителей России качественными и свежими овощами даже в условиях пандемии. Кроме того, сохранение объёмов производства и сроков запуска новых тепличных комплексов и распределительных центров связано с тем, что в сложившихся условиях миссия холдинга — не только не сокращать, но и увеличивать количество рабочих мест в регионах присутствия.

У «ЭКО-культуры» грандиозные планы на будущее. Какие регионы и направления являются приоритетными для компании? 

А. Рудаков: Первый проект  холдинга был реализован на Кавказе — в 2010 году мы возвели 10 га плёночных теплиц в станице Марьинская Ставропольского края. Этот регион и по сей день является ключевым для нас из-за высокого уровня солнечной активности. Именно поэтому со Ставропольским краем у нас связаны амбициозные планы. Но кроме того, до 2023 года мы будем продолжать планомерно наращивать мощности во всех регионах присутствия, а также запустим тепличные комплексы в Московской и Воронежской областях, в Казахстане и Узбекистане. 

Безусловно, мы смотрим и дальше 2023 года. По нашим прогнозам, конкуренция на российском рынке овощей защищённого грунта будет ужесточаться, что приведёт к консолидации: останется лишь несколько самых сильных и крупных игроков. Чтобы сохранить лидерские позиции, мы изучаем дополнительные точки роста для холдинга, например, экспорт и строительство комплексов в других странах. 

Расскажите чуть подробнее про выход на рынки других стран. 

Александр Рудаков: Мы стремимся к позиционированию АПХ «ЭКО-культура» как международного бренда. Строительство тепличных комплексов в других странах позволит юридически стать «местными» производителями, что откроет дополнительные возможности для входа в национальные торговые сети и экспорта продукции из России. Без этого развиваться на локальных рынках практически невозможно: во время наших международных исследований и переговоров мы заметили, что ритейлеры по всему миру отдают приоритет в работе внутренним холдингам, а не дистрибьюторам. Кроме того, продажа отечественных овощей на зарубежных рынках станет вкладом в программу президента по развитию российского экспорта, в рамках которой к 2024 году наша страна будет продавать продукцию на 44 млрд долларов. 

Сегодня комплексы холдинга в Узбекистане и Казахстане уже находятся на стадии проектирования, и в ближайшее время мы планируем начать там строительство теплиц. Мы выбрали эти регионы из-за круглогодичной высокой солнечной активности, благодаря которой даже зимой можно выращивать овощи в закрытом грунте без дополнительной досветки. Это способствует сокращению капитальных и операционных затрат и даст холдингу конкурентное преимущество и на местных рынках, и в России. 

Кроме того, мы рассматриваем возможности экспорта в страны Персидского залива. Этот рынок наиболее интересен в летний период: когда в наших тепличных комплексах низкая себестоимость производства продукции, в Арабских Эмиратах и Саудовской Аравии из-за жары крайне сложно выращивать овощи и, соответственно, значительно поднимается их стоимость. Например, круглый томат летом в странах Персидского залива стоит 2 доллара против 0,5 доллара в России без учёта логистики. Поэтому мы сможем предложить лучшие цены при аналогичном высоком качестве. На сегодняшний день мы изучаем способы наиболее эффективной логистики продукции в этот регион, чтобы показать свой конкурентный потенциал производителям из Голландии, Армении, Азербайджана и Туркменистана, которые уже активно экспортируют туда продукцию. Другой значимый шаг, который мы планируем совершить, — строительство тепличных комплексов в Саудовской Аравии и Арабских Эмиратах, чтобы стать узнаваемым и желанным поставщиком на местных рынках. Представители нашей компании уже изучают рынок Дубая: площадки, финансирование, условия производства и специфику управления регионом. В наших планах экспортировать томаты на 100 млн долларов в год, и мы находимся в непрекращающемся поиске наиболее эффективной модели ведения бизнеса. 

Оптимизировать затраты на всех этапах производства поможет построение вертикально интегрированного холдинга, включающего в себя изготовление кокосового субстрата, удобрений и семян. Мы уже готовимся к реализации проекта селекционного центра в Подмосковье и, возможно, откроем собственное производство кокосового субстрата на острове Шри-Ланка. 

Снимок.JPG

Селекционный центр — новое для «ЭКО-культуры» направление бизнеса. Как Вы решились на этот проект? 

Александр Рудаков: К сожалению, сейчас большой процент семян для защищённого грунта импортируется в Россию из зарубежных стран, преимущественно из Голландии, и продаётся в валюте. Поэтому объёмы производства холдинга и итоговая стоимость продукции сильно зависят от курса рубля и готовности иностранных компаний экспортировать семена. Чтобы обезопасить наше производство и регулярно обеспечивать россиян вкусными и качественными овощами, мы намерены развивать собственное семеноводство. 

АПХ «ЭКО-культура» в ближайшем будущем начнёт профессионально выводить гибриды, которые по качеству не будут уступать голландским. Собственный селекционный центр позволит сохранять независимость не только нашему холдингу, но и всем производителям России — это очень важно и для нас, и для коллег по цеху, и для страны в целом. Себестоимость одной семечки, из которой произрастает томат, — 25 копеек, а мы покупаем каждую за 100 рублей, то есть в этот проект зашита ещё и серьёзная маржинальность. Кроме того, семеноводство — это научное направление, и нам интересно проявить себя и на этом поприще. 

Мы нацелены на выведение новых гибридов, устойчивых к вирусам, заболеваниям, с высокими показателями по шкале Brix. Сейчас для выведения новых гибридов требуется меньше времени — не 8 лет, как раньше, а 2-3 года. Но, в любом случае, создание семеноводческих комплексов — это инвестиция в будущее, и мы готовы к тому, что реализация проекта займёт некоторое время. Мы хотим не только выращивать из своих семян овощи, но и выходить с ними на экспорт в Европу, Иран, Китай — это будут новые направления бизнеса. Планируется, что семена от АПХ «ЭКО-культура» составят серьёзную конкуренцию голландским по качеству и будут гораздо более выгодными по цене: они продают свои семена приблизительно за 100 руб. за семечко, а мы планируем продавать за 30 руб. В дальнейшем мы рассматриваем возможность селекции не только томатов, но и зеленных культур, цветов. 

«ЭКО-культура» выходит с тепличными проектами на рынки Казахстана, Узбекистана, стран Персидского залива, а ведь это регионы с очень жарким климатом и дефицитом пресной воды. Расскажите, пожалуйста, какие меры предусмотрены в тепличных комплексах компании для сокращения расхода воды. 

Александр Рудаков: Сейчас есть много различных методов снижения расхода воды. Один из способов, которые мы начали внедрять, — использование специальных влагоудерживающих матов. Это специальный субстрат, который не нужно постоянно поливать — он держит влагу, что значительно экономит не только воду, но и человеческие ресурсы. Применение подобных решений оправдано именно в регионах с очень жарким климатом. 

Значительную экономию водных ресурсов в процессе эксплуатации тепличных комплексов обеспечивает использование замкнутых систем. После полива вся излишняя влага через дренаж отправляется в систему водоочистки, где, проходя через фильтры, очищается, обеззараживается и вторично отправляется на технологические нужды. Подобные системы уже отлично зарекомендовали себя в наших теплицах в России, а в странах с жарким климатом, где есть дефицит водных ресурсов, без подобных решений просто не обойтись. 

А какой сейчас средний расход воды при производстве томатов в теплицах «ЭКО-культуры»? 

Александр Рудаков: На 1 гектар в сутки уходит около 150-200 куб. м. До попадания в технологическую систему теплиц вода, источниками которой выступают открытые водоёмы или артезианские скважины, обязательно проходит систему водоподготовки, установленную во всех наших комплексах. Конечно, в летнее и зимнее время расход воды разный: в жаркий период требуется значительно больше воды, поэтому в России выгоднее организовать производственный цикл с октября по июнь — в этот период не так жарко, расход воды меньше. Мы подсчитали, что за весь производственный цикл (9 месяцев) на 1 томат уходит около 700 г воды. 

Снимок.JPG

Ни для кого не секрет, что электроэнергия является одной из основных статей расходов в тепличных комплексах. В АПХ «ЭКО-культура» на производственных площадках используется система досвечивания. Предусмотрены ли какие-то меры снижения затрат электроэнергии? 

Александр Рудаков: Мы обманули биоритмы растений и производим досветку в ночное время, когда стоимость кВт*ч электроэнергии минимальная. Кроме того, важно помнить, что у 95% предприятий защищённого грунта, использующих САО, в обязательном порядке есть свой энергоцентр на базе газопоршневых установок, которые, в свою очередь, компенсируют дефицит не только электрической, но и тепловой мощности через систему полезной утилизации тепла, а также вырабатывают во время работы агрегатов так необходимый в выращивании культур СО₂. Решение о строительстве собственных энергоцентров принимается на стадии экономических расчётов до старта проектных работ. На инвестиционном этапе энергоцентр — это значительное удорожание. Однако более дешёвая электроэнергия, которую получает тепличный комплекс в процессе эксплуатации, оправдывает первоначальные инвестиционные вложения. Особенно актуально это с учётом постоянного роста тарифов на сетевую электроэнергию. 

Если говорить о степени досветки в целом и энергозатратности производства овощей, то важно учитывать, что тепличные комплексы АПХ «ЭКО-культура» расположены в разных регионах России, и мощность ламп подбирается в зависимости от индивидуальных особенностей расположения ТК: погодных условий и природной освещённости. На выбор, конечно, влияет и вид выращиваемой культуры: например, для огурца используется ориентировочная мощность досветки 200-220 Вт, для томата — 140-160 Вт. 

АПХ «ЭКО-культура» включает в себя:

тепличные комплексы общей площадью 233,26 га в Ставропольском крае, Липецкой, Тульской и Ленинградской областях;
цеха по фасовке овощей;
распределительные центры в Московской области, Ставропольском крае, Санкт-Петербурге, Липецкой и Тульской областях;
подразделение по комплексному снабжению предприятий общественного питания.
До 2023 года компания планирует увеличить площадь своих теплиц до 670,19 га и вести бизнес в 6 регионах России, в Казахстане и Узбекистане.


«ЭКО-культура» разворачивает масштабные проекты, требующие большого количества сотрудников. Приходилось ли вам сталкиваться с дефицитом кадров?

Александр Рудаков: Мы стараемся предоставить работникам достаточно привлекательные условия, чтобы лучшие агрономы и инженеры России захотели работать в АПХ «ЭКО-культура». Кадры — ключевой фактор нашего успеха, потому что бизнес делают люди. Но вопрос с ними действительно бывает очень болезненным. Для некоторых тепличных комплексов требуется более тысячи работников, поэтому при реализации вторых и третьих очередей ТК мы стали сталкиваться с дефицитом персонала: людей либо нет, либо они не хотят работать на предприятиях АПК. Село действительно вымирает, это проблема общенационального масштаба. Пока мы вынуждены искать потенциальных сотрудников по всему региону, в радиусе 100 км от производства практически стучаться в каждый дом, привлекать работников через телевидение и радио. 

Мы возлагаем надежду на государственную программу комплексного развития сельских территорий, которая стартовала в 2020 году. На её реализацию выделены немалые средства, которые пойдут на благоустройство, инфраструктуру регионов и замотивируют людей вернуться в сёла. Конечно, мы готовы предоставить рабочие места. Кроме того, АПХ «ЭКО-культура» обязательно примет участие в этой программе в качестве застройщика — мы планируем возводить типовые посёлки на 300-500 квартир рядом с нашими тепличными комплексами. По результатам наших исследований, для многих потенциальных сотрудников при выборе работы критически важно благоустроенное недорогое жильё. На данный момент мы разрабатываем план для воплощения этих пожеланий, и это новое направление для нашего бизнеса. 

Продуктовый портфель компании

97% — томаты, из них 80% — премиальная продукция. 35% выращиваемых томатов — эксклюзивные в России сорта и гибриды.
Оставшиеся 3% — огурец и салат.
По итогам 2018 года доля овощей, произведённых «ЭКО-культурой», составляет 7,8%, а томатов — 18,4% от всех томатов защищённого грунта, выращенных в России.
В 2019 году доля производства овощей защищённого грунта составила 6% всего отечественного рынка, а производство томатов в защищённом грунте — 13,2% доли отечественного рынка томатов.
План до 2023 года — занять 30% рынка.


Ваш холдинг активно пользуется мерами государственной поддержки и охотно откликается на инициативы государства: это касается и наращивания экспорта, и развития сельских территорий. Вы обмолвились, что рассчитываете на господдержку и в других странах, куда «ЭКО-культура» заходит со своими проектами. Можете ли Вы сравнить уровень и эффективность господдержки в странах, где компания ведёт бизнес? 

Александр Рудаков: Однозначно Россия является наиболее привлекательной страной с точки зрения господдержки: тут созданы беспрецедентно комфортные условия, льготное кредитование, и это основное преимущество. В Узбекистане же, например, нет никаких мер господдержки, так как там только недавно сменилась власть, и приоритет отдан другим направлениям развития страны. В Казахстане есть субсидирование процентной ставки, но этот процесс «на ручном управлении», очень индивидуален — надо лично пройти много этапов согласования, в отличие от России, где субсидирование крайне формализовано и налажено. К счастью, для реализации проекта в Казахстане мы получили субсидирование процентной ставки. Надеемся, она составит не более 5% годовых, иначе даже с государственной поддержкой сложно вести бизнес. 

В России самые комфортные для бизнеса условия, но в Узбекистане и Казахстане есть солнце — их главное преимущество. Кроме того, в Казахстане и Узбекистане мы сталкиваемся с множеством административных барьеров и инфраструктурных вопросов, из-за чего реализация всех проектов там движется медленно. Например, в Казахстане оказалось, что в подходящем нам регионе нет газа и необходимо прокладывать магистральные газовые сети. Возникновение подобных проблем заставляет нас корректировать наши планы. Если местные власти нам помогут — будем двигаться дальше. 

Складывается впечатление, что «ЭКО-культура» с лёгкостью решается на новые проекты: семеноводство, строительство жилья для сотрудников, выход в другие страны. А были ли какие-то задумки, от которых пришлось отказаться? 

Александр Рудаков: Были планы по глубокой переработке зерна, а также планы сотрудничества с Китаем, но все они не по нашей вине откладываются. Мы решили пока приостановить проекты в Китае — это очень трудный рынок и тяжёлая для нас ментальность, что проявляется в процессе переговоров. Отказались также от идеи выращивать картофель, потому что для выращивания качественного картофеля нужны хорошие земли. К тому же это сложный с технологической точки зрения процесс, и мы поняли, что не хотим углубляться в него, предпочли сосредоточиться на защищённом грунте. 

Когда были обозначены экспортно-ориентированные задачи, мы стали рассматривать для себя варианты и направления, чтобы не только выполнить указ президента, но и заработать на этом. Мы просчитали риски двух проектов — глубокой переработки зерна и крахмального проекта — и поняли, что риски слишком высокие, поэтому отказались от этих планов. 

Снимок.JPG

А не задумывались ли вы о производстве органической продукции? 

Александр Рудаков: К сожалению, российские законы не допускают выращивание органической продукции на гидропонике, это возможно только в земле, поэтому наши овощи под термин «органика» в любом случае не подпадают. Мы, конечно, поднимаем этот вопрос, обсуждаем с инициаторами закона об органике возможность убрать этот пункт про гидропонику из документов. В США, например, допускается производство органической продукции на гидропонике: для этого необходимо применять не минеральные удобрения, как мы сейчас, а органические. Поэтому пока наш основной бизнес мы не можем перевести в «органический» формат. Однако мы думаем о производстве органики в земле. 

В Ставропольском крае есть хозяйство АПХ «ЭКО-культура», где мы готовим землю, чтобы в дальнейшем сертифицировать её как пригодную для органического производства (этот процесс занимает 2-3 года). Планируем там выращивать органический томат и «борщевой набор», но подобная продукция под брендом «ЭКО-культура» появится не ранее 2021 года. Сперва это будет совсем небольшой объём — сотни тонн в год. Получается, органика займёт около 1-2% в нашем портфеле. Возможно, в дальнейшем мы скорректируем эти объёмы в большую сторону при условии возрастания спроса на такую продукцию. Пока в России этот сегмент очень узкий, поскольку уровень жизни населения, увы, недостаточно высок, чтобы масштабировать органик-направление. Но мы уже аккуратно движемся в этом направлении. 

К слову, наша основная продукция тоже по сути является экологически чистой: минеральные удобрения, которые мы применяем, — это ровно то, что томат берёт из земли, — набор микроэлементов, полученный с питательным раствором. 

Значит, продукция «ЭКО-культуры» подпадает под так называемый «зелёный стандарт»? 

Александр Рудаков: Да, мы точно подпадаем под это определение. Обязательно будем проходить сертификацию, поскольку в тепличных комплексах «ЭКО-культуры» не применяются химические средства, а только биозащита для производства безопасных и качественных овощей.

Загрузка...
Агротехника и технологии

«Агротехника и технологии»

Читать

реклама