Интерес инвесторов к садоводству увеличился на волне продэмбарго

Этот бизнес более доходный, чем возделывание однолетних растений

Рентабельность производства плодов и ягод превышает 20%
Рентабельность производства плодов и ягод превышает 20%

В последние годы объемы импорта яблок в Россию были сопоставимы с собственным производством. Ситуация изменилась после введения продовольственного эмбарго: в январе-сентябре 2015 года их ввоз уменьшился на 28,5% по сравнению с аналогичным периодом 2014-го, подчитывает консультант практики АПК консалтинговой группы «НЭО Центр» Станислав Шленский. «В 2013 году 52,2% импорта в натуральном выражении приходилось на Польшу. С учетом введенных ответных санкций структура поставок значительно изменилась, основной объем пришелся на Белоруссию, Сербию, Азербайджан и Кипр», — перечисляет он.

Сейчас перед отечественными садоводами стоит задача обеспечить российский рынок собственной продукцией. По данным Минсельхоза, в 2015 году на возмещение затрат на раскорчевку старых садов было выделено 110,08 млн руб., а на закладку новых и уход за ними — почти 2,5 млрд руб., что примерно в пять раз больше чем в 2014-м. Сопоставимую сумму планируется выделить и в этом году.

Однако полностью заменить импорт собственным производством в ближайшее время не получится, так как яблоня начинает плодоносить на второй-третий год, обращает внимания Шленский. Поэтому он считает целесообразным в первую очередь поддерживать производителей, работающих в южных регионах страны — в Краснодарском крае, Крыму. «Они наиболее эффективны с точки зрения урожайности», — поясняет Шленский.

По мнению президента Ассоциации садоводов России Игоря Муханина, садоводство — бизнес для богатых: инвестору нужно сто раз посчитать, прежде чем заняться им, поскольку это проекты на 35-40 лет. Есть два типа садов — безопорный и шпалерно-карликовый, рассказывает он. «Закладка первого стоит 300-600 тыс. руб./га, при этом вложения составят 300 тыс. га, если есть свой питомник саженцев, — подсчитывает Муханин. — На создание сада второго типа необходимо 1,5-4 млн руб./га — цена зависит от выбора шпалер, от того, где брать саженцы. Различается и стоимость установки капельного орошения: можно потратить 40 тыс. руб./га, а можно и 100 тыс. руб./га». По своему производственному потенциалу эти сады примерно одинаковы, однако окупаемость у них разная. Шпалерно-карликовый начинает плодоносить уже на второй год после посадки, затраты на его закладку окупятся в среднем через три-четыре года, тогда как срок окупаемости безопорного составляет пять-шесть лет.

По словам заведующей лабораторией экономики Северо-Кавказского НИИ садоводства и виноградарства Жанны Шадриной, еще один фактор, влияющий на окупаемость — урожайность, а она во многом зависит от зоны посадки. В 2014 году средний сбор всех плодово-ягодных агрокультур в Краснодарском крае составил 138 ц/га, яблок — 173 ц/га; на Ставрополье получили 75,6 ц/га и 80,5 ц/га, в Ростовской области — 54 ц/га и 63,3 ц/га. В Дагестане урожайность всех плодов была на уровне 31 ц/га, яблок — 22 ц/га, но там только начинают переходить на технологию интенсивного садоводства, пояснила Шадрина.

В себестоимости производства плодов и ягод 23,4% затрат приходится на удобрения и средства защиты; 24,6% — оплата труда и начисления; 28,9% — общехозяйственные расходы, перечисляет Шадрина. «В 2014 году затраты на производство семечковых плодов в Краснодарском крае составили 282 тыс. руб./га, а доход от их реализации — 406 тыс. руб./га», — знает она.

Правда, показатели бизнеса будут другими, если инвестировать еще и в строительство хранилищ. При этом их возведение необходимо: чтобы яблоко не потеряло товарных свойств, в течение суток после сбора его нужно положить в холодильник. Однако их общая емкость в стране составляет всего около 200 тыс. т, тогда как в промышленном секторе производится примерно 600 тыс. т яблок, сравнивает Муханин. «Остальные 400 тыс. т идут в переработку или продаются в сентябре, когда нет цены», — отмечает он. По подсчетам эксперта, возведение хранилища с холодильником на 1 тыс. т (примерно такой урожай дают 30 га сада) обойдется в €1 млн. Кроме холодильного оборудования нужно купить технику, сортировочную и упаковочную линии. В результате окупаемость затрат может составить 10-12 лет.

Интерес к садоводству со стороны инвесторов есть, утверждает исполнительный директор садоводческого сельскохозяйственного потребкооператива «Сады Ставрополья» (объединяет 26 хозяйств, занимающихся промышленным садоводством) Сергей Тюльпанов, однако существуют и сдерживающие факторы. «Одна из главных проблем — невозможность взять землю единым массивом, — поясняет он. — Для садов нужен участок в 100-300 га, а земля разделена на паи: здесь 3 га, там 11 га. Причем владельцы паев не всегда готовы ждать несколько лет пока сад начнет плодоносить, они предпочитают сдать землю под пшеницу и каждый год получать муку». Другой проблемой, тормозящей развитие отрасли, Тюльпанов считает чрезмерную сложность получения заемного финансирования. «Кредиты нам не дают, — сожалеет он. — Многие обращаются, но, например, в Россельхозбанке отказываются принимать в залог землю, берут только строения».

Несмотря ни на что, садоводство выгодный бизнес, более доходный чем, например, производство однолетних растений, делает вывод Шадрина. По подсчетам Северо-Кавказского НИИ садоводства и виноградарства, в 2014 году средняя рентабельность производства семечковых в Краснодарском крае составила 46%, косточковых — 26%, ягодных культур — 48%. По Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам эти показатели были на уровне 29,4%, 21,7% и 43,4%.

После введения продовольственного эмбарго на рынке сложилась благоприятная конъюнктура. По данным Специализированного центра учета в АПК, цена на яблоки к декабрю 2015 года выросла на 30,2%, а с начала декабря 2014-го — на 52,4%. «Не мешают дешевые польские яблоки, — радуется начальник отдела продаж торгового дома «Сады Кубани» Александр Силин. — Нам было сложно конкурировать с польскими производителями, поскольку у них выше уровень господдержки. Сейчас цена на яблоки выросла, это позволяет быстрее вернуть инвестиционные затраты».

Полную версию статьи читайте в январском номере «Агроинвестора».

Загрузка...