Трансформация господдержки. Чего ждать от новых правил субсидирования и требований к локализации

Журнал «Агротехника и технологии»

Журнал «Агротехника и технологии»

С 2020 года отрасль сельхозмашиностроения ожидает ряд серьёзных изменений, связанных с государственной политикой в области субсидирования, требований к локализации, развития компонентной базы и стимулирования спроса

Повлияют ли эти изменения на планы мировых производителей сельхозтехники по размещению производств в России? Как трансформация господдержки скажется на доступности современной сельхозтехники для российских аграриев? Каким мировые производители сельхозтехники видят будущее российского рынка? Ответы на эти вопросы специально для журнала «» подготовил официальный представитель ассоциации VDMA Agricultural Machinery в России Михаил Мизин.

Последние годы российский рынок сельхозтехники развивается относительно стабильно с циклическими перепадами, свойственными развитой рыночной экономике, и с поправкой на зависимость от ситуации в сельском хозяйстве — текущих цен, урожая и т. д.

В 2019 году рынок сельхозтехники в целом сохраняет положительную динамику в сегменте тракторов, техники для почвообработки и посева, демонстрирует стагнацию по зелёной линейке и небольшой минус в сегменте зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов. Учитывая хороший урожай зерновых в текущем году и благоприятную ситуацию с ценами, перспективы рынка в 2020 году также вызывают сдержанный оптимизм у производителей сельхозтехники. Однако в российских реалиях традиционно присутствует фактор непредсказуемости в виде меняющихся условий игры в области регулирования и господдержки, зависимость от которых является слабым местом российского рынка сельхозтехники.

Основное стратегическое изменение в области господдержки — постепенная замена прямой субсидии производителям сельхозтехники по Программе 1432 на механизм единой лизинговой субсидии, что означает смещение фокуса c поддержки производителей техники на формирование платёжеспособного спроса. По задумке Минсельхоза, механизм льготного лизинга представляет собой более современную и эффективную форму поддержки, которая позволит значительно ускорить темпы обновления парка сельхозтехники и обеспечить более сбалансированное распределение государственных денег. При этом для снижения адаптационных издержек, связанных с переходом с прямой субсидии по Программе 1432 на механизм единой лизинговой субсидии, было принято решение о сохранении Программы 1432 на 2020-2022 годы в объёме 8 млрд руб. в год. Однако эти деньги ещё не выделены.

С точки зрения решения поставленной президентом задачи повышения аграрного экспорта до $45 млрд к 2024 году, механизм единой лизинговой субсидии представляется адекватным инструментом, но его реальная эффективность будет зависеть от того, как он будет реализован на практике. В условиях сильной закредитованности аграриев и специфического технологического цикла сельского хозяйства, развитие финансовых инструментов в целом и льготного лизинга в частности — объективная необходимость, и государство это отчётливо понимает.

Другой вопрос — насколько предлагаемые меры позволят удовлетворить существующий спрос на рынке. С одной стороны, взял курс на удовлетворение запросов аграриев по номенклатуре, качеству и объёмам сельхозтехники. С другой стороны, правила локализации разных видов техники постоянно ужесточаются, а для получения господдержки техника должна соответствовать жёстким критериям и иметь статус «Сделано в России». В некоторых сегментах это может стать тормозом на пути обновления парка техники. Например, сегодня в России практически отсутствуют производства тракторов малой и средней мощности. И это значит, что аграрии не смогут приобретать такие тракторы по программам поддержки, во всяком случае до тех пор, пока такие производства не появятся в России, а на это могут уйти годы.

Краеугольным камнем требований к локализации остаётся Постановление Правительства РФ № 719, которое определяет условия присвоения промышленной продукции статуса отечественной и к которому в будущем, по словам чиновников, будут привязаны все отраслевые субсидии. Эти правила тоже подверглись концептуальному пересмотру и начиная с 2020 года будут планомерно изменены. Основное нововведение — создание единой оценки уровня локализации, основанной на применяемых технологиях, — так называемая балльная система, в рамках которой каждому используемому компоненту и выполняемой технологической операции присваивается определённое количество баллов, сумма которых при достижении установленного порога будет давать возможность присвоения продукции статуса отечественной. Анализируя пилотный проект изменений по тракторам, принятый в октябре, из положительных изменений можно отметить тот факт, что наиболее сложные операции были декомпозированы на подоперации, каждая из которых даёт возможность получения баллов, а также предусмотрено начисление баллов за НИОКР. Однако конечной целью проекта является достижение к 1 января 2025 года 80 % баллов от максимально возможного количества для каждой конкретной модели трактора, что, на наш взгляд, является трудновыполнимым условием, учитывая отсутствие эффекта масштаба в тракторном производстве и слабое состояние компонентной базы в России.

По заявлениям Минпромторга, уже разработаны и готовятся к принятию аналогичные проекты изменений по прицепам и полуприцепам, а также зерноуборочным и кормоуборочным комбайнам. На стадии разработки находятся проекты по почвообрабатывающей и посевной технике. Одна из заявленных целей изменений — стимулирование развития компонентной базы в России через требования по использованию отечественных компонентов. При этом даже отечественные производители сельхозтехники отмечают, что слабое место многих отечественных компонентов — высокая цена при низком качестве. Поэтому важно, чтобы задача развития компонентной базы не привела к тому, что производителей техники просто обяжут покупать дорогие компоненты, уступающие по качеству импортным аналогам. Избежать этого поможет реальный диалог с привлечением ведущих мировых производителей сельхозтехники, ведь существует распространённая практика, когда крупный производитель, локализующий производство в стране, приводит за собой глобальных поставщиков компонентов, которые, в свою очередь, также локализуют производства.

У мировых игроков отрасли сельхозмашиностроения накоплен колоссальный опыт локализации производств в разных странах мира, и было бы логично привлекать зарубежных производителей сельхозтехники, планирующих локализацию в России, к участию в разработке нормативной базы по локализации уже на этапе экспертного обсуждения. Однако на практике это не всегда происходит, и зарубежные производители зачастую узнают о новых требованиях, когда правила уже разработаны.

Загрузка...
Агротехника и технологии

«Агротехника и технологии»