Под защитой. Влияние господдержки на развитие АПК

Журнал «Агротехника и технологии»

Журнал «Агротехника и технологии»

В момент смены хозяйственного механизма после 1992 года в АПК произошли кардинальные изменения. Вторая волна преобразований началась с середины 2000-х годов в связи с изменением внутренней экономической ситуации и внешними благоприятными факторами, которые способствовали быстрой трансформации агротехнологий, внедрению инноваций и адаптации мирового научного опыта. Третий этап начался после 2014 года, когда Россия оказалась в новой политико-экономической реальности, а c начала 2023 года встаёт вопрос об эффективной реализации накопленного опыта и сохранении достигнутого потенциала. Своим мнением о ситуации на рынке АПК с журналом «Агротехника и технологии» поделился профессор кафедры общего земледелия и агроэкологии факультета почвоведения МГУ имени М.В. Ломоносова Дмитрий Хомяков

За прошедшие три десятилетия страна прошла путь от продовольственной зависимости к самостоятельности и возможности стать крупнейшим экспортёром, значимым участником мирового рынка продовольственных товаров, сельскохозяйственного сырья и минеральных удобрений.  

Очевидно, что успешное функционирование АПК определяется, прежде всего, государственной поддержкой отрасли. Она осуществляется по основным направлениям, предусмотренным статьёй 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», а также федеральными законами от 25 июля 2011 года № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"», от 3 августа 1995 года № 123-ФЗ «О племенном животноводстве», от 30 декабря 2021 года № 454-ФЗ «О семеноводстве» (вступает в силу с 1 сентября 2023 года) и от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения». 

Стоит отметить и государственные программы: развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утверждённую постановлением правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717 (далее — Госпрограмма); развития рыбохозяйственного комплекса, утверждённую постановлением правительства Российской Федерации от 15 июля 2014 № 314; комплексного развития сельских территорий, утверждённую постановлением правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года № 696; эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса, утверждённую постановлением правительства Российской Федерации от 14 мая 2021 года № 731. Кроме того, разработана и действует обновлённая стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, утверждённая распоряжением правительства Российской Федерации от 8 сентября 2022 года № 2567-р.

Наиболее значимыми по объёму формами бюджетной поддержки сельхозтоваропроизводителей является кредитование по льготной ставке, а также субсидии на приобретение различных видов материально-технических ресурсов и оплату услуг, льготный лизинг, дотации на отдельные виды сельскохозяйственной продукции, поддержка стартапов в агросфере и другие. 

К основным немонетарным формам поддержки следует отнести: применение льготных тарифов на услуги естественных монополий (на электроэнергию, перевозки, водопользование и т. д.); проведение государственных интервенционных операций и осуществление закупок для государственных нужд; оказание консультационной помощи напрямую и через центры компетенций; оказание организационного содействия при приобретении посевного, посадочного, племенного материалов и других материальных ресурсов, а также в сбыте произведённой продукции, в том числе, на внешних рынках; поддержка всех типов сельской кооперации; проведение антимонопольной политики и содействие развитию конкуренции; поддержка развития конкурентной снабженческой и сбытовой рыночной инфраструктуры.

Помимо этого, в 2020—2022 годах был принят ряд оперативных мер поддержки. В частности, в целях обеспечения внутреннего рынка минеральными удобрениями и стабилизации цен на них были установлены экспортные квоты и определён план поставок внутренним потребителям. Также был упрощён ввоз в Российскую Федерацию средств защиты растений через любые пункты пропуска, увеличено субсидирование железнодорожных перевозок сельскохозяйственной продукции и удобрений, оказывалась поддержка хлебопекарной отрасли и системообразующим организациям и предприятиям агрокомплекса. 

Кроме того, в прошлом году в интервенционный фонд отправили до 3 млн тонн зерна, которые будут доступны для производителей муки и хлеба. А начиная с 2020 года, был изменён механизм государственной поддержки АПК, введены компенсирующая и стимулирующая субсидии. 

Новые виды субсидий направлены на поддержку сельхозпроизводства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства и сельскохозяйственного страхования, а также на стимулирование развития приоритетных подотраслей АПК и малых форм хозяйствования на селе.

Вместе с тем анализ объёмов финансирования, предусмотренных на меры государственной поддержки, свидетельствует о сокращении доли стимулирующей субсидии в 2020—2022 годах в совокупном объёме указанных субсидий. Впрочем, на стимулировании прироста производства продукции приоритетных подотраслей сельского хозяйства это отразилось в меньшей степени. 

Отдельное внимание уделяется поддержке развития малых форм хозяйствования на селе. Расширены меры государственной поддержки сельскохозяйственных кооперативов.

Благодаря господдержке российские аграрии стали конкурентоспособными по ряду продуктов на мировом рынке. Например, в 2021 году экспорт продукции АПК в стоимостном выражении составил более $37 млрд, что на 21% больше показателя 2020 года. А в прошедшем 2022 году по предварительным оценкам он достиг $40 млрд. Вместе с тем, при общей отраслевой эффективности применяемых сегодня мер, они в большинстве своём недостаточно доступны и оказывают неодинаковое воздействие на производство в сельскохозяйственных предприятиях различных типов и размеров. Это связано, главным образом, с неравномерным распределением средств поддержки между группами сельхозтоваропроизводителей. 

В таблице приведены показатели по четырём государственным программам согласно Федеральному закону от 5 декабря 2022 года № 466-ФЗ «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов».


Загрузка...
Агротехника и технологии

«Агротехника и технологии»