Тотальная перепрошивка. Как обеспечить Россию сельхозмашинами в условиях санкций

Журнал «Агротехника и технологии»

Журнал «Агротехника и технологии»

В августе 2022 года Ассоциация дилеров сельскохозяйственной техники «АСХОД» предложила концепцию развития производства сельскохозяйственных машин, запасных частей и компонентов в условиях международных санкций. Описание ключевых принципов и подходов предложенной концепции специально для журнала «Агротехника и технологии» подготовил член правления Ассоциации «АСХОД» Михаил Мизин

2022 год развеял многие иллюзии и заставил нас непредвзято взглянуть на реальность. Внезапно обнаружилась сохраняющаяся значительная зависимость аграрного сектора от импорта сельхозмашин, запчастей и комплектующих. Весной 2022 года одномоментно встало всё: производство российской техники, поставки импортных машин и запчастей, облачные сервисы западных поставщиков. Первыми ощутили шок дилеры сельхозтехники. Именно они приняли на себя удар и начали искать пути преодоления возникшего дефицита. 

Вскоре появились новые поставщики из дружественных стран, российские производители смогли частично заменить западные комплектующие. Цены на технику выросли, логистика усложнилась, но коллапса не произошло. Выручило то, что в предыдущие два года наши аграрии хорошо закупились техникой и подошли к шоковому 2022 году с обновлённым парком сельхозмашин. 

Но одновременно с этим стало очевидно, что без решения системных проблем отрасли, которые обнажились в 2022 году, технологическое проседание настигнет нас уже в перспективе ближайших 4-7 лет — ровно столько, по нашим оценкам, будет сохранять работоспособность существующий парк импортной техники. 

При этом важно отметить, что все текущие программные документы развития сельхозмашиностроения были разработаны до санкций и ориентированы на эволюционное развитие в условиях здоровой конкуренции с иностранными производителями и без указания конкретных точек воздействия на сегменты отрасли. В 2022 году все эти стратегии потеряли актуальность. Более того, многие цели и задачи предыдущих стратегий так и остались на бумаге, что существенно усложняет работу сейчас. А, стало быть, текущая ситуация требует принятия экстренных мер по разворачиванию в России производств сельхозмашин и критически значимых компонентов и запчастей в условиях санкций. 

Актуальное состояние отрасли

В начале 2022 года доля импортной сельхозтехники в России составляла примерно 40-45%, что соответствует показателям наиболее развитых рынков мира — США, Германии, Франции. Это позволяло соблюсти баланс между задачей развития собственного сельхозмашиностроения и обеспечением доступа аграриев к лучшим мировым технологиям. 

В основном импортировалось то, что-либо не производится в России, либо производится в недостаточном количестве: тракторы всех мощностных сегментов, телескопические погрузчики, почвообрабатывающая и посевная техника, машины для уборки корнеклубнеплодов, косилки, прицепные и самоходные опрыскиватели. При этом импортная техника отличалась большой разномарочностью, что создало, как показал 2022 год, значительные трудности в снабжении рынка запчастями. 

Стоит отметить, что российские сельхозмашиностроители в течение последних 10-15 лет в условиях острой конкуренции с иностранными производителями совершили большой рывок в развитии производств, нарастив объёмы за счёт расширения модельного ряда и улучшив качество производимой продукции.  Однако большинство сегментов всё ещё не охвачено полностью российским производством. К слову, все эти годы конкуренция являлась серьёзным фактором сдерживания цен на отечественные и импортные сельскохозяйственные машины.

Другая серьёзная проблема, которая так и не была решена — слабая компонентная база. Многие комплектующие в России просто не производятся. Нет современных трансмиссий и мостов для мощных тракторов и комбайнов. Практически не выпускаются электроника и системы GPS для самоходной и прицепной сельхозтехники. Нет на рынке и всей необходимой гаммы шин. В результате многие российские компании-производители сельхозтехники зависят от зарубежных деталей и комплектующих. 

Дружественный и недружественный импорт

Традиционно основной поток импортных сельхозмашин шёл в Россию из стран Европы и Северной Америки (США, Канада) в силу относительной схожести природно-климатических условий и, как следствие, применяемых технологических принципов, а также сходства размеров и площадей сельскохозяйственного производства. Другими словами, нашему аграрному сектору очень подходили машины, которые производились в Европе и Северной Америке. При этом мы жили в парадигме свободного мирового рынка и верили, что любой пробел в собственном производстве легко может быть компенсирован импортом. Именно поэтому аграрный сектор так болезненно отреагировал на прекращение поставок западных брендов. Рухнули не только продажи. Рухнула вера в доступность технологий, вера в стабильность рынка.

Надежды найти замену западной самоходной технике в дружественных странах также не оправдались. Безусловно, сегмент тракторов малой и средней мощности частично удалось закрыть поставками из Китая, Турции и Индии. Однако большая часть востребованного в России мощностного диапазона азиатскими производителями либо не производится, либо производится специально для России, но с непониманием требований к такой технике по технологичности, мощности, надёжности, ремонтопригодности. Помимо этого, сказываются различия почвенно-климатических условий и, как следствие, применяемых технологий и основных видов выращиваемой продукции. 

Получается вилка: с одной стороны, западные самоходные сельхозмашины в нашу страну не поставляются, а с другой — техника из дружественных стран не может в полной мере компенсировать выпавший объём по мощности и технологичности. В такой ситуации нам ничего не остаётся, как в экстренном порядке создавать в России производства техники и ключевых компонентов. А экстренный режим предполагает концентрацию усилий и ресурсов на определённых сегментах и отказ от неперспективных направлений. 

Принципы новой концепции

По нашему мнению, создание российских производств запасных частей и сложных компонентов (двигателей, трансмиссий, гидравлики, электроники) для самоходных машин импортного производства представляется нецелесообразным с технической, технологической и экономической точек зрения. Не имеет смысла даже мелкосерийное производство данной продукции в силу большой разномарочности импортной техники. В связи с этим наиболее целесообразным представляется курс на полное замещение данных видов техники моделями российского производства.

При этом ключевое условие развития — поддержание здоровой конкурентной среды и недопущение монополизации рынка. Для этих целей необходимо наличие не менее двух российских производителей в каждом массовом сегменте самоходных машин (как сейчас / в сегменте тракторов 5-7 класса или / в сегменте зерноуборочных комбайнов). Это обеспечит необходимое технологическое развитие отрасли и ценовое сдерживание. 

В сегменте производства запасных частей и компонентов представляется целесообразным сделать ставку на производство продукции, потребность в которой исчисляется тысячами единиц. Например, быстроизнашивающиеся запасные части для почвообрабатывающего и уборочного оборудования (культиваторные лапы, стойки, диски, лемеха, отвалы, прутковые транспортёры), посевные секции для пропашных сеялок, бункеры для сеялок, опрыскивателей, сухих и жидких удобрений и прочее.

Перспективным направлением представляется также реализация межотраслевых проектов для организации производства подшипников, мостов, гидрораспределителей, ремней, шин, колёсных дисков и прочих элементов для всех линеек производственного и транспортного оборудования с возможностью производства ограниченных партий продукции, в том числе, для сельхозтехники.


Помимо этого, требуется создание условий для мелкосерийного производства сложных запчастей и компонентов через создание технологических парков или инженерных центров с упрощённым порядком получения технических условий и сертификации.

Воплощение в жизнь вышеописанных планов включает в себя несколько этапов.  

1 этап. Подготовка 

Продолжительность этапа оценивается в 2-3 года для простых частей и 3-5 лет для сложных частей с составными элементами. В этот период предлагается основную деятельность направить на НИОКР, обратный инжиниринг, определение материалов, технологии производства и индустриальных исполнителей, изготовление опытных образцов, испытания и сертификацию. 

2 этап. Замещение 

Продолжительность этапа оценивается в 2-3 года. 

3 этап. Производство

Продолжительность этапа оценивается в 5-6 лет. Производство специализированной отраслевой техники ограниченных серий предлагается реализовать через создание производственно-конструкторских ателье по аналогии с проектом AURUS. По сути, данная концепция предлагает детализацию воздействия на определённые производственные направления в рамках существующей Стратегии развития сельхозмашиностроения 2030, включая соответствие этапов.


С точки зрения номенклатуры представляется целесообразным сосредоточиться на производстве следующих видов техники: универсально-пропашные тракторы рамной конструкции 3-5 класса тяги (130-300 л.с.), самоходные комбайны для уборки сахарной свёклы, комбайны для уборки картофеля и овощей, высокопроизводительные пропашные сеялки для посева сахарной свёклы, подсолнечника, кукурузы, овощей и т. п. (6-24 рядные), высокопроизводительные комбинированные зерновые сеялки 6-12 м, высокопроизводительные косилки для кошения кормов: самоходные, прицепные, навесные, комбинированные, сажалки для картофеля, навигационные системы. 

Возможности и потребности

Чтобы всё вышеизложенное принесло реальный результат, нужно чётко сформулировать, как определять потребности сельского хозяйства и производственные возможности. Сегодня оценка продаж сельхозмашин и подсчёт общего парка техники чаще всего ведутся в штуках или единицах. Но это даёт лишь общее представление о реальной оснащённости хозяйств. Например, трактор мощностью 80 л.с. и 600 л.с. — это две совершенно разные единицы по энергонагруженности, выполняемым операциям, цене и иным характеристикам. В то же время статистика по импортной технике сегодня позволяет делать анализ в мощностном аспекте. Так, по итогам 2021 года импортная техника дала российским аграриям около 1,5 млн л.с. мощности. Однако подобного анализа по отечественным машинам нам в публичных отчётах, к сожалению, найти не удалось. А ведь такой же подход целесообразно применить и к прицепной технике, которую разумно считать не только в штуках, но и в метрах, корпусах плугов или высевающих секциях.


Пример расчёта потребностей в высевающих секциях: 

  • Общая площадь применения сеялок точного высева для посева пропашных культур составляет: сахарная свёкла — 1 млн га, кукуруза — 3 млн га, подсолнечник — 9 млн га, овощи открытого грунта — 200 тыс. га. Итого: ≈ 13 млн га.   

  • Скорость сеялки с принудительной подачей 10-15 км/ч, в среднем ≈ 12 км/ч. 

  • Рабочий день — 10 ч.

  • Ширина захвата посевной секции 0,45-0,7 м, в среднем ≈ 0,5 м. 

  • Агротехнологические сроки посева — 10 дней. 

  • Дневная потребность посева составляет: 13 млн га / 10 дней = 1,3 млн га.

  • Суточная производительность посевной секции: (0,5 м х 12000 м/ч х 10 ч) / 10 000 м² = 6 га/рабочий день на одну посевную секцию. Итого требуется посевных секций на посев: 1,3 млн. га / 6 га = 217 тыс. посевных секций всего. 

Получается, при сроке службы 8 лет требуется ежегодно 27 тыс. посевных секций.


Таким образом, мы видим, что поединичный учёт техники искажает представление о реальных потребностях и обеспеченности и ведётся, скорее, в интересах производителей, но никак не отвечает интересам пользователей сельхозтехники.  Наш опыт показывает, что текущая система статистики в отрасли сельхозтехники является логически разорванной или непоследовательной, не отвечает задачам глубокого анализа и не охватывает сферу интересов АПК. Но это тема для отдельного большого разговора.

Загрузка...
Агротехника и технологии

«Агротехника и технологии»