Спасибо! Вы подписаны на нашу рассылку!

Перевозчики зерна вышли на забастовку
Екатерина Дятловская
Агроинвестор
24 января 2019
Автовладельцы недовольны низкими тарифами и коррупционными схемами
Перевозчики предлагают трейдерам подписать хартию о добросовестном ведении бизнеса
Фото: Т. Кулистикова

В ряде российских регионов владельцы грузовиков, перевозящих зерно, отказались работать, требуя навести порядок в этой сфере. Как сообщил «Агроинвестору» один из организаторов забастовки, член Профсоюза перевозчиков сельхозпродукциии Андрей Грузденко, в акции участвуют водители в Ростовской, Волгоградской, Воронежской области, Краснодарском и Ставропольском краях.

«Остановилось до половины погрузок, — оценивает Грузденко. — Glencore на неделю приостановил свои отгрузки в порт Азов, терминал в Тамани также приостановил работу, в Новороссийск поставки упали практически вдвое». По его словам, к забастовке водителей вынудили недобросовестная конкуренция и коррупционные схемы, из-за которых добросовестным перевозчикам приходится работать с отрицательной рентабельностью. «Людей вынуждают работать с перегрузами, потому что если соблюдать все требования законодательства, то они просто не выживут», — поясняет он.

Представители Glencore и зернового терминала в Тамани на запросы «Агроинвестора» к настоящему времени не ответили. Представители НМТП (входит Новороссийский зерновой терминал) и группы «Дело» (в активы входит зерновой терминал КСК) от комментариев отказались. Пресс-служба «Объединенной зерновой компании» (владеет контрольным пакетом НКХП) сообщила, что для перевозки зерна компания использует железнодорожный и морской транспорт. В то же время источник, связанный с занимающимися перевалкой зерна стивидорными компаниями, сообщил «Агроинвестору», что снижение автопотока в порты связано не с забастовкой, а с объективными факторами. «Груз в сторону юга сейчас в основном идет по железной дороге. Да и самого груза осталось мало: если в первой половине сезона было экспортировано 28 млн т зерна, то во второй половине, по прогнозам, будет лишь 14 млн т», — сказал он. Кроме того, по его словам, на снижение отгрузок в январе повлияли метеусловия. «Из 23 дней в январе фактически только шесть дней была нормальная погода», — рассказал он.

Коррупционная составляющая приводит к тому, что зерно перевозится машинами с трех-четырехкратным превышением допустимой массы машины, в свою очередь говорит президент Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин. «Трейдеры сейчас предлагают тариф на перевозку в 1,4 руб./кг. На расстояние 575 км — от Ростовской области до порта Тамань — если взять норматив в 20-25 т, то получается до 35 тыс. руб. за рейс. При этом только расходы на топливо составляют около 27 тыс. руб., также необходимо заплатить за «Платон» - это еще 2 тыс. руб. Рейс делается три дня, в течение которых водителю надо есть, платить за стоянку. И это мы еще не берем налоги, амортизацию автомобиля и т. д.», — перечисляет Матягин.

При таком ценообразовании, продолжает он, на рынке перевозок зерна получить приемлемую рентабельность сейчас могут лишь те, кто идет на нарушения. «С трехкратным перегрузом, заплатив на каждом посту по 2 тыс. руб., еще можно добиться какой-то рентабельности, но это с нарушением законодательства. Если же перевозчик не заплатит мзду, ему за превышение общей массы транспортного средства грозит штраф до 500 тыс. руб.», — говорит Матягин.

«Грузавтотранс» 16 января направил обращения о ситуации с перевозками зерна президенту, премьер-министру, главам Минсельхоза, Минтранса, ФАС и Генпрокуратуры. «Цель — чтобы всеми участниками рынка стали соблюдаться законы, — говорит Матягин. — Государство должно вмешаться и навести порядок: если в одной машине перестанут перевозить груз трех машин, то будет и больше работы, и ценообразование будет выше». Со своей стороны ассоциация предложила собрать на одной площадке трейдеров и перевозчиков, чтобы выработать хартию о добросовестном ведении бизнеса. «Если трейдер на себя возьмет обязательство не допускать перегруз, они эти машины просто не будут принимать. В этом случае перевозчики перестанут работать с перегрузом. Минсельхоз пообещал содействовать», — рассказал Матягин.

По ситуации с перевозками зерна была проведена встреча с представителями ассоциации «Грузавтотранс», в свою очередь сообщила пресс-служба Минсельхоза. «Министерство совместно с Минтрансом рассматривает в рамках своих полномочий возможные меры, реализация которых будет способствовать решению сложившейся ситуации», — отметили там, подчеркнув, что агроведомство находится в постоянном контакте с перевозчиками и трейдерами.

Проблема с перегрузом существует давно, однако сейчас в связи со снижением цен на перевозку на 10-15% и одновременным ростом цен на топливо на 20% ситуация стала критической, отмечает руководитель компании Smartseeds Кирилл Подольский. «Автотранспортом перевозится десятки миллионов тонн зерна в год, из них больше половины сейчас — с перегрузом», — оценивает он. Он также заметил, что при таком положении дел парк автомобилей не может обновляться, что сказывается на безопасности, экологии, порче дорог. «Взятые по лизингу новые машины, у которых ненарощенные борта и лизингодатель никогда не даст внести такие изменения, они на рынке сейчас не могут конкурировать со старыми машинами с увеличенными бортами. Это приводит к ненормальной ситуации, когда гораздо более рентабельно взять старый «КамАз» и нарастить борта, чем взять новую машину, которая будет ездить по всем правилам», — добавляет Подольский.

В то же время источник, близкий к стивидорным компаниям, предположил, что за появлением вопроса перегруза и коррупции в информационном поле могут последовать «дальнейшие шаги к государственному регулированию рынка перевозок зерна». «Прослеживается определенная синхронность с последними заявлениями, в том числе о создании единого зернового оператора», — полагает он. Также, не исключил он, бенефициарами ситуации могут стать платформы, специализирующиеся на услугах по доставке зерна.


Показать еще

Статьи по теме



Рекомендации
Реклама