USD

73.76 (1,09%)

EUR

86.84 (1,12%)

MOEX

2931.87 (0,06%)

BRENT

43.48 (-1,52%)

Пшеница

516.4 (-0,88%)

Сахар

12.72 (0,63%)

USD

73.76 (1,09%)

EUR

86.84 (1,12%)

MOEX

2931.87 (0,06%)

BRENT

43.48 (-1,52%)

Пшеница

516.4 (-0,88%)

Сахар

12.72 (0,63%)

USD

73.76 (1,09%)

EUR

86.84 (1,12%)

MOEX

2931.87 (0,06%)

BRENT

43.48 (-1,52%)

Пшеница

516.4 (-0,88%)

Сахар

12.72 (0,63%)

Технологии

Школа выживания

Журнал «Агротехника и технологии»

Журнал «Агротехника и технологии»

Читать номер

В настоящее время многие страны испытывают острый дефицит сельхозугодий: свободных земель, пригодных для сельского хозяйства, на планете практически не осталось. Одним из немногих исключений является Россия. Ее территория занимает 12% суши планеты, а земельный фонд располагает 3,3% мировых сельскохозяйственных угодий. Однако при таком богатстве в государстве возделывается только половина пахотных земель. По мнению специалистов, это главным образом связано с недостаточным количеством и низким качеством выпускаемой отечественной сельхозтехники и отсутствием господдержки сельского хозяйства.

Например, в Ленинградской области общая площадь сельскохозяйственных угодий составляет 775 тыс. га. Из них под пашню отведено 445 тыс. га, однако под урожай 2009 года было задействовано всего 257,7 тыс. га общей посевной площади, рассказывает Павел Репников, генеральный директор компании «Урожай» (Санкт-Петербург, материально-техническое обеспечение АПК). При этом хозяйства Ленинградской области испытывают определенный дефицит техники, сетует специалист.

Действительно, сегодня во многих хозяйствах не хватает техники, соглашается Владимир Молянов, генеральный директор компании «Cамара-Солана» (Самарская область, генеральный представитель немецкой компании Solana-Hamburg в России, производство семенного картофеля и зерновых культур, посевная площадь — 3015 га). По его словам, связано это не только с недостатком финансов у аграриев, но и с отсутствием на российском рынке нужных сельхозмашин, например, качественных тракторов отечественного производства средней и малой мощности от 120-200 л. с., поливальных агрегатов, систем кругового полива, которые невозможно приобрести даже по лизингу.

Аграрии, у которых нет возможности купить технику, восполняют недостаток машин в хозяйствах за счет аренды или лизинга, а также используют для работы агрегаты, бывшие в употреблении. Однако вторичный рынок сельхозмашин в России развит плохо, говорит Молянов. «Зачастую из-за недостатка техники поля вообще не обрабатываются. А если техника и есть, то на ней некому работать», — огорчен гендиректор. «Не хватает не только рядовых сотрудников, но также конструкторов, инженеров и техников, не говоря о научных кадрах. А система профессиональной подготовки механизаторов (ПТУ) «вырублена под корень», — уточняет Евгений Пучин, профессор кафедры ремонта и надежности машин Московского государственного агроинженерного университета им. В. П. Горячкина (МГАУ). По его данным, за последнее десятилетие количество сельхозтехники в хозяйствах уменьшилось в 2-3 раза. По словам эксперта, политика нашего государства не направлена на поддержку отечественных производителей. Большинство российских заводов по выпуску сельхозмашин не выдержали перехода к рыночной экономике, а те немногие, что выжили, сегодня производят неконкурентоспособную технику. «Поддержку от государства, подобную автопрому, предприятия сельхозмашиностроения не получили. Проще, а кому-то видимо и «выгоднее» открывать российские проселки для импортной сельхозтехники. Но иностранные агрегаты не всем хозяйствам по карману», — объясняет Пучин.

Но и ввоз зарубежной техники, в первую очередь необходимых зерноуборочных, кормоуборочных комбайнов и тракторов, затруднен из-за высоких пошлин и отсутствия субсидированных кредитов, считает Светлана Цветкова, руководитель отдела маркетинга компании «Клаас Восток» (сбытовая компания немецкого производителя сельхозтехники Claas). По данным специалиста, за последние 20 лет производство сельхозмашин в России резко сократилось: тракторов — в 19 раз, зерноуборочных комбайнов — в 9, кормоуборочной техники — в 14 раз, а существующий парк машин изношен на 70%.

С Цветковой не согласен Олег Ландин, директор по маркетингу компании «Ростсельмаш» (Ростов-на-Дону, производство сельскохозяйственной техники). «На российском рынке сегодня достаточно сельхозтехники, — уверен он. — Только наше предприятие производит 17 типов машин, что составляет более 100 моделей, начиная от тракторов и заканчивая техникой для животноводческих комплексов». Несмотря на то, что продукция предприятия поставляется на постоянной основе в 26 стран мира, все же основными рынками сбыта для «Ростсельмаша» остаются Россия, Украина и Казахстан. «Ну а недостаточная укомплектованность техникой сельхозпредприятий объясняется отсутствием государственной поддержки сельского хозяйства, жесткими банковскими условиями с завышенным кредитным процентом и низкой ценой на российское зерно. Поэтому многие крестьянские хозяйства не могут позволить себе закупить новую технику», — добавляет Ландин.

И все же отечественной техники на российском рынке необоснованно мало, говорит Андрей Горгодзе, заместитель генерального директора компании «Агротехмаш» (Санкт-Петербург, производство тракторов и самоходной сельскохозяйственной техники). И связано это прежде всего с состоянием сельхозмашиностроительной отрасли в нашем государстве, согласен он с Пучиным. По словам Горгодзе, данная отрасль хозяйства с 1990 года жила сама по себе, без государственной поддержки и, следовательно, выживала, как могла, опираясь на наработки и интеллектуальные ресурсы прошлого. «Вселяет оптимизм то, что в последние пять-семь лет чиновники заговорили о продовольственной безопасности России. Стали наблюдаться подвижки в сторону развития сельского хозяйства и сельхозмашиностроения. Да, сегодня у нас есть серьезные отставания в машиностроении и металлургии. Но в России имеются все необходимые ресурсы для развития этих отраслей. Не хватает одного — последовательной государственной политики и поддержки», — подчеркивает замдиректора.

И все же отсутствие финансовых средств у сельхозпредприятий является основной причиной их недоукомплетованности техникой, уверена Цветкова. «Впрочем, сегодня в России отсутствует производство ряда сельхозмашин, таких как свекло- и картофелеуборочные комбайны, льноуборочные машины, животноводческое оборудование», — добавляет она. «Поэтому нам просто необходимо поднять и станкостроение, и тяжелое машиностроение, и сельхозмашиностроение. Без этих отраслей сельское хозяйство не может ни развиваться, ни обновлять свой парк», — убежден Горячкин.

Загружаем по полной

Недостаточная укомплектованность техникой во многих хозяйствах решается с помощью увеличения нагрузки на машины либо благодаря сокращению посевных площадей, говорит Репников. Но увеличение нагрузки на технику чаще всего приводит к ее износу, сокращению срока службы. Хотя в то же время повышение дневной выработки машины увеличивает ее экономическую эффективность, констатирует специалист. Для каждой единицы техники существует своя нагрузка, рассказывает он. «Например, есть модели зерноуборочных комбайнов, у которых нормальная нагрузка составляет до 300 га за сезон, а есть и такие, что выдерживают до 1 тыс. га. Причем в Ленинградской области фактическая наработка на комбайн в отдельных хозяйствах может составлять до 700 га, а в хозяйствах юга России — свыше 1,5 тыс. га за сезон. У тракторов нормальная наработка составляет около 1,5 тыс. моточасов в год, а фактическая зачастую превышает 3 тыс. моточасов», — поясняет Репников.

Естественно, нагрузка на различные сельскохозяйственные машины и орудия зависит от размера полей в хозяйстве. К примеру, средняя наработка сеялки в зависимости от ширины захвата (а в большинстве российских агрокомпаниях Северо-Западного региона — Ленинградская, Вологодская, Новгородская, Псковская области, Республика Карелия — распространены сеялки с шириной захвата от 3 до 6 м) варьируется от 200 до 500 га за сезон, рассказывает Борис Суханов, агроконсультант компании «Еврохимсервис» (Великий Новгород, поставка агрохимикатов, средств защиты растений и сельхозтехники). Можно увеличить наработку, но тогда сеялки будут работать на износ и растянутся сроки посева, что нежелательно, добавляет он.

Наработка самоходных силосоуборочных комбайнов, которые при соблюдении сроков уборки кормовых культур и при двухукосной работе функционируют в среднем около 30 дней в год, составляет 250-300 моточасов, продолжает специалист. Но в некоторых хозяйствах, где не соблюдают технологию, заготовка кормов начинается в июне и заканчивается в сентябре. «Причем происходит это при одноукосном режиме использования трав. Неудивительно, что в этом случае наработка может доходить до 500 моточасов», — замечает Суханов.

Тракторы же, в отличие от комбайнов, загружены постоянно, поэтому их наработка вне зависимости от мощности двигателя составляет в среднем 1,5 тыс. моточасов в год, отмечает агроконсультант. «В целом для хозяйств нашего Северо-Западного региона РФ характерна высокая загрузка любой сельхозтехники. Несмотря на то, что парк машин изношен, аграрии пытаются выжать из агрегатов «последние соки», чтобы заработать денег для поддержания в хозяйстве ликвидности», — делает вывод Суханов.

В агрохолдинге «Талина» (Мордовия, выращивание кормовых, технических и зерновых культур, посевная площадь — 90 тыс. га) в основном используют импортную технику, но при этом не отказались и от отечественной. При этом нагрузка на импортные сеялки составляет около 2,5 тыс. га за сезон. Высокопроизводительные агрегаты позволяют компании справляться со всеми работами в оптимальные сроки. «Отечественная техника уступает в надежности и производительности импортной, конечно, если мы сравниваем машины одной мощности», — поясняет главный специалист по земледелию компании Иван Дьяков. Впрочем, среднюю нагрузку на машину определить крайне сложно, производительность зависит от конкретного участка, добавляет он. «Безусловно, импортная техника более надежна, меньше времени приходится тратить на ремонт, она обеспечивает более качественное проведение сельхозработ. К тому же важно создать комфортные условия для механика», — поясняет специалист.

В компании «Самара-Солана» на один комбайн приходится примерно 700 га, на трактор — 500 га в сезон. По словам генерального директора, уборочная техника в хозяйстве загружена по полной, поскольку комбайны должны отрабатывать вложенные средства. К ее приобретению специалисты подходят ответственно. «При выборе наименования техники, импортной или отечественной (принципиально не важно), — говорит Молянов, — мы руководствуемся следующим: во-первых, функциональностью и соответствием требованиям агротехники, во-вторых, удобством в работе, ну и ценой».

Наем техники

Обычно в хозяйствах используется техника с максимальной производительностью. Поэтому к помощи соседних агрокомпаний крестьяне стараются прибегать лишь в крайних случаях. Например, «Самара-Солана» арендует машины для пахоты или уборки только тогда, когда оптимальные сроки для проведения работ уже прошли. Стоимость такой услуги обходится хозяйству недешево: трактор — от 150 руб./час (или 400-500 руб./га), вспашка — 900-1400 руб./га.

В «Талине» сформирована своя машинно-тракторная станция. «Это дает нам огромное преимущество перед другими хозяйствами и позволяет работать с максимальной эффективностью — мы можем вовремя перебрасывать технику туда, где она в данный момент наиболее необходима. Ведь потребность в ней во многом зависит от погодных условий, к тому же на одних полях урожайность выше, на других — ниже. Вот почему так важно иметь необходимое количество машин — это позволяет самостоятельно выстраивать оптимальный график работы», — объясняет Дьяков. Максимальное расстояние, на которое в «Талине» перебрасывают технику, — 250 км. И то в условиях острой необходимости, подчеркивает специалист. Свою технику предприятие сдает в аренду крайне редко, поскольку машинно-тракторная станция была сформирована для эффективной работы на полях только своего агропредприятия.

По мнению многих опрошенных «АТт» специалистов, переброска техники в большей степени актуальна для хозяйств, расположенных на юге России (и то при больших объемах уборки — порядка 2-3 тыс. га зерновых). «Уборочные работы начинаются с Краснодарского края — там созревание урожая наступает раньше, потом перемещаются к северу в Ставропольский край, Ростовскую и Тамбовскую области и т. д. На Северо-Западе ввиду незначительных объемов посева зерновых и других культур аграрии сами справляются с уборкой, поэтому необходимости в аренде техники в этих краях нет. Машины арендуются только в редких случаях и то на время поломки собственной техники», — говорит Суханов из «Еврохимсервис».

Впрочем, в Северо-Западном регионе аграрии иногда нанимают технику для проведения мелиоративных работ или рекультивации, добавляет Репников из «Урожая». «В нашей области нет МТС. А хозяйства друг другу машины дают неохотно из-за их недостатка, поэтому аграрии обращаются друг к другу нечасто», — отмечает специалист. По его словам, острую нехватку техники испытывают в основном слабые хозяйства, а сильные не стремятся предоставлять им технику в аренду из-за их низкой платежеспособности. К тому же в слабых хозяйствах из-за невысокой культуры земледелия повышаются риски повреждения агрегатов.

Дьяков замечает, что редко используются и арендуются и широкозахватные агрегаты. Объясняется это тем, что данная техника не может проехать по российским дорогам из-за низко расположенных электропроводов. «Это вечная проблема наших дорог, за рубежом таких препятствий, безусловно, нет. К сожалению, и сегодня при строительстве трасс эти проблемы не учитываются, что негативно сказывается на развитии сельского хозяйства, — сетует он, — ведь эксплуатация широкозахватных агрегатов дает большую производительность».

Владимир Ржевский, председатель совета директоров сельхозпредприятия «Русагро-Инвест» (Белгород, выращивание зерновых и технических культур, общая площадь пашни — более 270 тыс. га), убежден, что без перегона техники с одного поля на другое сегодня обойтись практически нереально. Однако сам перегон может выйти хозяйству в копеечку. «В разгар страды иногда приходится объезжать не только весь район, но и область. И именно в это время начинается «террор» со стороны сотрудников ГИБДД», — возмущен специалист. По его словам, они выстраиваются в местах проезда сельхозтехники и штрафуют водителей по любому поводу. В результате машины простаивают: трактористы вынуждены заниматься судебными делами и выплачивать непомерно большие штрафы. «Весной и осенью каждый день на счету, но сотрудников ГИБДД, впрочем, как и многих местных и федеральных чиновников, проблемы сельского хозяйства не волнуют. Вот и получается, что мы, аграрии, стали заложниками на оккупированной сотрудниками ГИБДД территории. О непорядочном поведении гаишников я доложил губернатору области в марте 2010 года на селекторном совещании. После этого ситуация несколько изменилась», — говорит Ржевский.

Необходимость МТС

Вячеслав Муратов, эксперт Научно-производственного информационно-консультационного центра «Подмосковный»:

В годы начала перехода к рыночной экономике в России просматривались попытки воссоздания МТС, даже вводились обновленные названия: машинно-технологические станции и машинно-технологические парки. Однако в последнее время о них почти не слышно. А ведь в нашей стране с различными климатическими зонами и сроками посева и уборки урожая они просто необходимы. Кроме того, в среднем за уборочную кампанию комбайн работает 350 часов (с колебаниями от 200 до 650 часов). Поэтому содержать и обслуживать дорогостоящую технику сельхозпредприятиям весьма накладно.
В связи с этим продолжает оставаться актуальной проблема создания сервисных предприятий (как бы они ни назывались) с участием частно-государственного капитала, позволяющих осуществить в них концентрацию сельскохозяйственных машин и оборудования. Основным звеном данных структур должны являться передвижные механизированные отряды, обеспеченные квалифицированными кадрами. Их функционирование может увеличить период работы комбайна почти в пять раз, доведя его до 1,6 тыс. часов. Следствием будет сокращение простоев техники и, в конечном счете, потерь сельхозпродукции.
По расчетам специалистов, подобные отряды должны иметь не менее 50 комбайнов и состоять из звеньев 3-5 комбайнов по два механизатора на комбайн и грузовых автомобилей, агрегата технического обслуживания, топливозаправщика и вагона для отдыха механизаторов. Работы должны выполняться по заранее составленным договорам с указанием перечня объемов работ и сроков их выполнения, цен и взаимной ответственности.
Взаиморасчеты могут осуществляться деньгами или частью убранного урожая.

Загрузка...
Агротехника и технологии

«Агротехника и технологии»

Читать

реклама