Журнал «Агроинвестор»
Николай Лычев, главный редактор журнала «Агроинвестор» о том, что все революции имеют технологическую природу
С четверть века назад мир осязаемо пришел в движение. С тех пор время ускоряется, не думая замедляться. Образ нынешнего мира — клип, мозаика, пиксельная матрица. Меняются режимы, стираются границы, виртуализуется реальность. На наших глазах за какие-то полтора десятилетия победили две революции. Первая — цифровая, со всеобщей интернетизацией, накоплением огромных объемов данных и тысячекратным ускорением обмена ими. Вторая — революция в источниках энергии, которую не совсем верно называют сланцевой, указывая только на один из источников. Возможно, на подходе — революция медицинская, и лет через …дцать 100-летние люди перестанут быть единичными старожилами планеты. Не сомневаюсь, что уже при нас последуют другие революции — финансовая (с распространением криптовалют, таких как биткойн), госуправления и услуг (технологии блокчейн). И, конечно, аграрная, связанная с развитием биотехнологий и других альтернативных укладов.
Все эти революции имеют технологическую природу. У России есть свои точки технологической силы — оборонные технологии и IT. АПК, к сожалению, не относится к числу таких точек, несмотря на наличие у нас уникальных селекционно-генетических и других разработок. Они не монетизированы, не поставлены на поток, многие существуют только на уровне опытов или в теории — как часть фундаментальной науки, и стремительно устаревают. Рывка нулевых годов в таких отраслях, как мясная, масложировая, зерновая, роста среднего надоя молока не было бы без зарубежных кроссов, пород, гибридов. После научно-технического провала 1990-х годов мы сразу перешли к прямым заимствованиям, импортируя даже не технологии, а продукты этих технологий — такие, как импортных нетелей без племенных книг. Неплохо, что у нас есть деньги на покупку всего необходимого для продолжения роста товарного агросектора. Плохо, что не развиваем свои технологии, остаемся аутсайдерами мирового прогресса: за прошлый год государство не выделило ни рубля на селекционные центры.
Плохо и то, что «свое» противопоставляется «чужому». Современный мир живет и конкурирует по принципу «win-win»: при всех взаимных противоречиях, в приоритете — поиск точек соприкосновения и общих интересов. Все больше конкурентоспособных услуг и товаров являются продуктами международной кооперации, а мы запрещаем ГМО, принимаем «антицифровые» пакеты законов, упорствуем на темы «импортозамещения» и «продовольственной безопасности». Причем понимаем эти в основе своей правильные идеи линейно и как-то по-феодальному: чтобы все было при себе, за своим забором. Но в XXI веке заборы строят только аутсайдеры, а лидеры выходят в открытый мир и распространяют там свое влияние. Ну не знают технологии рубежей и границ! Не может быть «своей» конкурентоспособной породы свиней, если данные по поголовью не выгружаются каждый день в глобальный дата-центр генетической компании. Делясь же собственными сведениями, мы имеем возможность получать оттуда агрегированные данные из любой точки мира, где содержится эта порода, тем самым улучшая «свою».
Если мы хотим сильный агропродовольственный сектор, если планируем быть игроком — то есть субъектом, а не объектом и сырьевым придатком, то не нужно противопоставлять себя глобальному миру, одновременно обещая его «накормить». Нужно формировать современный технологический уклад в сельском хозяйстве. Каким его видим мы и лидеры рынка — подробно поговорим на нашей ближайшей конференции Russian Crop Production-2016/17, куда я вас с удовольствием приглашаю.