Двойная жизнь

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

Зачем бизнесмены работают депутатами, советниками и «общественниками»

Многие владельцы и топ-менеджеры агрокомпаний совмещают управление бизнесом с тем, что раньше называлось общественной нагрузкой: депутатскими должностями, работой в аппаратах губернаторов, отраслевых союзах и ассоциациях. Все они уверяют, что используют эти должности не в целях пиара собственных компаний или лоббирования личных проектов, а для защиты интересов всех участников рынка. Однако есть и такие предприниматели, которых общественная работа только отвлекает от бизнеса, а выполнять представительские функции они не хотят.

Директора подмосковного «Совхоза им. Ленина» Павла Грудинина впервые избрали в областную думу в 1997 году. «Работы оказался непочатый край, — вспоминает депутат, которому тогда было 37 лет. — Было много идей, как улучшить жизнь регионального сельского хозяйства, разваленного реформами». Реализовывать эти идеи Грудинину было с кем: вместе с ним в парламент, где 50 мест, прошли десять директоров местных хозяйств. «Это достаточно серьезное лобби», — говорит он. В 2007 году Грудинин стал областным депутатом в третий раз. За прошедшие 11 лет он и его коллеги по агросектору разработали и приняли несколько законопроектов, самым значимым из которых директор «Совхоза им. Ленина» считает введение дотирования производства молока (70 коп./л). Эта мера начала работать в регионе еще до нацпроекта.

Депутатская доля

Плюсы депутатской должности не только в возможности влиять на законотворчество, продолжает Грудинин. По его мнению, 40% успеха любой компании, в том числе сельскохозяйственной, — нормальные отношения с властями. Поэтому логично самому пойти во власть, чтобы правильно выстраивать government relations. А еще депутатский статус директора в 1990-е годы помог совхозу отбиться от рейдеров: земли компании примыкают к московской кольцевой автодороге и претендентов на эти угодья хватало всегда. Имея статус избранного депутата и опираясь на доверие пайщиков, Грудинин, как он рассказывает, сумел опередить рейдеров и сосредоточить контрольный пакет совхоза в руках менеджмента. Директор говорит, что у него получается совмещать должности во власти и бизнесе — «иначе бы не избирали трижды и на тот, и на другой пост».

Депутаты региональных парламентов могут напрямую руководить компаниями и владеть их акциями, а вот федеральные парламентарии и госслужащие этой возможности лишены. Виктор Семенов, в 1998 году назначенный министром сельского хозяйства и продовольствия, а потом избранный депутатом Госдумы, покинул должность гендиректора группы «», а свои акции передал в доверительное управление. Сейчас он полностью посвящает себя политике и общественной работе. Семенов возглавляет Ассоциацию отраслевых союзов АПК и комитет ТПП по предпринимательству в аграрно-промышленной сфере. Как депутат Госдумы он участвовал в разработке федеральных законов о введении единого сельхозналога и обороте земель сельхозназначения. Он не использует статус парламентария для лоббирования интересов «Белой Дачи», хотя и остается ее совладельцем, уверяет источник в окружении Семенова.

Из бизнеса во власть ушел и основатель птицеводческого холдинга «Моссельпром» Сергей Лисовский. В 2004 году курганские депутаты доверили ему представлять интересы своего региона в Совете Федерации. Сейчас Лисовский является первым зампредом комитета палаты по аграрно-продовольственной политике. Он всячески подчеркивает, что не занимает в «Моссельпроме» никаких постов и бизнес его больше не интересует. «Буду говорить как сенатор», — предупреждает он журналистов, прежде чем давать комментарий или интервью. «Эту тему мне обсуждать неинтересно, до свидания», — говорит Лисовский корреспонденту «Агроинвестора» в ответ на вопрос, почему он покинул «Моссельпром» и выбрал карьеру политика. В 2006 году в интервью журналу «Агробизнес. Современные стратегии, технологии, менеджмент» он объяснял свое решение невозможностью эффективно вести бизнес, не являясь законодателем. «Если вы хотите, чтобы для развития […] бизнеса было приемлемое правовое поле, то не можете не участвовать в законотворческом процессе. А участие в нем в России невозможно без официального статуса — общественного или государственного», — рассуждал Лисовский. Общественный статус у сенатора тоже имеется: компании, входящие в , избрали его вице-президентом этой организации.

Чиновники и общественники

Алексей Гриншпун, совладелец и председатель совета директоров самарского холдинга «СВ-Поволжское», /С КАКОГО года?/ работал еще и советником по аграрным вопросам губернатора области Константина Титова. В августе 2007 года главой обладминистрации был назначен Владимир Артяков. Аппарат нового губернатора окончательно сформируют не раньше июня, поэтому сейчас Гриншпун занимается только развитием своей компании. «Конечно, совмещать обе должности полтора года подряд было тяжело, — признается он. — Катастрофически не хватало времени. Кроме того, быть советником губернатора — колоссальная ответственность: аграрии смотрят на тебя не как на коллегу, а как на человека, представляющего интересы власти и обладающего влиянием». Заботиться об интересах работа в губернаторской команде скорее мешала, чем помогала. «Я сознательно не проталкивал решения, выгодные конкретно «СВ-Поволжскому», — говорит глава холдинга, — чтобы никто не упрекнул меня в лоббировании личных интересов».

По словам Гриншпуна, Титов пригласил его в советники, поскольку нуждался в знаниях и навыках не только чиновников, но и аграрного топ-менеджера. Как советник он курировал областной и поддерживал отношения с федеральным аграрным ведомством. За полтора года в регионе по его предложению началась реконструкция нескольких свинокомплексов. Также Гриншпун утверждает, что лично привел в область два московских банка — Национальный резервный и Российский банк развития регионов: при его содействии они договорились с губернатором о кредитовании местных сельхозкомпаний по программе нацпроекта. «Титов — очень сильный руководитель, он дал мне бесценный опыт управленческой работы и навыки принятия решений», — доволен Гриншпун. «Помощники [в «СВ-Поволжском»] говорят, что уже почувствовали на себе эти механизмы», — шутит он. Кроме него, агросоветником Титова работала Людмила Орлова, гендиректор компании «-Евротехника».

Пока одни топ-менеджеры и владельцы компаний АПК избираются депутатами и замещают должности советников, другие выдвигаются в руководящие структуры союзов и ассоциаций. В этих организациях у игроков рынка нет конфликта интересов — они для того и созданы, чтобы лоббировать инициативы компаний, да и времени общественная нагрузка отнимает меньше, чем чиновничья. «Наша общественная работа и жизнь компании — звенья одной цепи», — подтверждает Игорь Худокормов, председатель совета директоров «-Холдинга» и член правления »). По его словам, союз — чуть ли не единственный способ наладить диалог с властью, тем более что сахарный сектор нуждается в эффективном госрегулировании. 15 лет назад «» создавал «» вместе с другими крупными игроками рынка. В его руководство Худокормова выбрали в 2004 году. «С моим приходом в правление у компании появилась возможность напрямую участвовать в выработке решений союза», — рассказывает он. «Продимексу» приходилось готовить предложения о мерах защиты внутреннего рынка, в том числе от незаконного ввоза белорусского сверхквотного сахара.

Им это не нужно

Не все владельцы агрокомпаний готовы занимать государственные или общественные посты, даже если их об этом настойчиво просят. «Ни в каких госструктурах и союзах я не состою — времени нет», — заявляет Вадим Ванеев, владелец ростовского «» (производитель индейки). Два года назад он отказался выдвигаться в депутаты областной думы и не жалеет. Предприниматель уверен, что принесет региону больше пользы, полностью сосредоточившись на развитии своего бизнес-проекта, да и свободного времени у него нет. Каждый должен быть на своем месте, формулирует собственное кредо Ванеев. «Я знаю несколько компаний, руководители которых состоят на госдолжностях, и во всех случаях их бизнес страдает, — говорит он. — А я, может быть, еще просто не готов к общественной работе, но мне в любом случае достаточно того, что есть. Самоутверждаться за счет депутатской «корочки» не хочу».

Ванееву вторит другой производитель индейки, гендиректор тульского «Краснобора» московский ресторатор Аркадий Левин. «Откуда время на государственную и общественную работу? — удивляется он. — Все отнимает бизнес! Я не политик и отказываюсь от подобных предложений». Интересам «Краснобора», продолжает Левин, полностью отвечает принятая в прошлом году госпрограмма, поэтому нет смысла специально лоббировать проекты компании.

Общественная работа — «колоссальная дополнительная нагрузка», соглашается с птицеводами совладелец липецкого «Сельхозинвеста» Александр Жемчужников. Стратегия компании, по его словам, «не предусматривает членства в какой-либо организации». Единственное исключение — ассоциация агроинвесторов Липецкой области, где секцию по растениеводству возглавляет топ-менеджер «Сельхозинвеста» Сергей Грибанов. «На повестке дня [ассоциации] - меры по защите регионального агрорынка и резкое падение цен на молоко при одновременном росте стоимости кормов», - знает Жемчужников. По завершении полевых работ он обещает уделять ассоциации больше внимания. Тем более что «Сельхозинвесту» есть с кого брать пример: гендиректор расположенного в том же регионе «ЗеРоса» Николай Бобин управляет своей компанией и состоит в Общественной палате Липецкой области.

«Единая Россия» зовет аграриев

Не только аграрии идут во власть, чтобы продвигать интересы своего сектора. В диалоге с бизнесом заинтересована и партия власти. В апреле «Единая Россия» и «Деловая Россия» объявили о создании института дублеров. Бизнесмены, объяснили функционеры «ЕР», получат облегченный доступ в Госдуму и смогут выступать на президиуме фракции как эксперты. У них будут депутаты-дублеры, которые, по замыслу партии, станут проводниками законотворческих идей бизнесменов. За каждым из 18 отраслевых направлений уже закреплены по одному думцу-"единороссу" и предпринимателю. От сельского хозяйства выдвинут гендиректор «Международной зерновой компании» Юрий Огнев.

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»