Компания года

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

Государственный зерновой трейдер

О том, что создает крупнейшего в стране зернового трейдера (форма — ОАО), стало известно полгода назад. По замыслу аграрного ведомства, к 2011 году он будет экспортировать не меньше половины российского зерна, зарабатывая до млрд. На его долю должно приходиться 10-15 млн т — 40-50% общего экспорта, который к 2011-2012 годам увеличится до 25-30 млн т, говорил в июле «Коммерсанту» министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. Частным игрокам, и прежде всего структурам международных корпораций, придется потесниться, намекают в министерстве (см. врез).

Трейдера создают на основе ОАО «Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка» при Минсельхозе (ФАП) -бывшего одноименного ФГУПа, до сих пор являвшегося госагентом проведения товарных и закупочных интервенций. Росимущество передаст ему гос-пакеты акций до 30 предприятий, в основном элеваторных. В июле все они оценивались в сумму до 0 млн. Самые привлекательные активы — Новороссийский КХП (; госпакет — 51%, еще 30% у WJ) и несколько элеваторов, в том числе «Буденовский» на Ставрополье и «Паласовский» под Волгоградом. В входит перевалочный терминал в глубоководном Новороссийском порту. Это самый востребованный канал экспорта: в 2007/2008 сельхозгоду через него вывезли 2 млн т зерновых. Аналогичные глубоководные мощности есть только в соседней Украине.

Выхода на рынок новой гос-компании ждали в 2008 году. В условиях резкого, до 106 млн т, роста урожая ей отводилась роль регулятора, который путем закупочных интервенций и экспорта зерна сможет изъять с рынка излишки урожая. Теперь ожидается, что трейдер начнет свою деятельность с закупок урожая 2009 года, а в 2008-м должна завершиться только оценка передаваемых ФАПу предприятий. По данным аналитиков и , предложения о передаче активов в обмен на акции поступали ОГО, , «Югу Руси» и «Разгуляю». У одной только ОГО мощность элеваторов составляет 1,5 млн т единовременного хранения. Взамен трейдерам предложат пакеты акций новой корпорации.

Возможно, впрочем, что ее создание пойдет по другой схеме: на момент сдачи номера правительство и не делали новых заявлений о структуре компании, окончательных критериях отбора частных активов и механизмах их передачи либо обмене на доли в ее капитале. Но механизмы — вопрос вторичный. «Генеральная линия» уже просматривается четко. Создаваемая компания не по форме, но по содержанию станет еще одной госкорпорацией, подобной «Ростехнологиям», «Росатому» и «Роснано». Она будет способна если не монополизировать зерновой экспорт, то диктовать правила игры на этом рынке. Кроме больших объемов перевалки, она получит фору перед другими компаниями в виде сильного административного ресурса. Например, если будут введены квоты на экспорт зерна, гострейдеру не составит труда пролоббировать предоставление себе большей их части. Как и госкорпорациям, новому ОАО передадут федеральные активы без приватизационных конкурсов. Так же как госкорпорации, трейдер станет решать в том числе политические задачи — к примеру, продвигать отечественное зерно в страны, куда нет доступа частным экспортерам (Япония, Китай и др.). На западе вообще видят в проекте Минсельхоза геополитику. Департамент сельского хозяйства США (USDA) обвинил наше агроведомство в намерении национализировать зерновой комплекс. А Financial Times процитировала непубличный доклад американских сельхозпроизводителей, подозревающих российские власти в желании сделать зерно внешнеполитическим оружием наряду с газом.

То, что контроль — 75% минус 1 акция — в новой компании получат частники, по сути мало что меняет. К тому же блокпакет останется у государства. Обвинения из США, конечно, вызывают сомнения. Однако создание трейдера все же хорошо укладывается в концепцию создания «зерновой ОПЕК», чтобы по аналогии с нефтянкой регулировать цены на зерно. Идею формирования такого картеля с участием Украины, Казахстана, Австралии и США уже больше года высказывает Алексей Гордеев. Но одно дело пытаться администрировать внешние объемы и цены, когда на внутреннем рынке больше десятка независимых частных игроков, ни один из которых не имеет доминирующего объема, как «Газпром» в газовом секторе. И совсем другое — договариваться со странами-экспортерами, имея компанию с госучастием, контролирующую хотя бы 50% зернового экспорта. Осталось только дождаться, кому из частников и на каких условиях государство доверит блюсти свой интерес на мировом рынке зерна.

Гордеев о госзернотрейдере

«Каждый трейдер мечтает стать монополистом […], но надо понимать, кто станет монополистом: какая-нибудь уважаемая компания со штаб-квартирой во Франции или в США или своя национальная. Вот государство об этом и думает».

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»