Мотив — время или деньги -Агроинвестор
Добро пожаловать на "Агроинвестор 2.0". Старую версию сайта можно найти по этой ссылке. Об ошибках и пожеланиях можно сообщить здесь.
Не более 5МБ
Спасибо! Вы подписаны на нашу рассылку!

Мотив — время или деньги
Нина Важдаева
Агроинвестор
август 2013
Как сделать так, чтобы сотрудники работали по праздникам и выходным

Все чаще руководители агрокомпаний отказываются от двойной оплаты труда сотрудников в выходные и праздничные дни. Эффективнее компенсировать выход на работу в такие даты отгулами и дополнительными отпусками. Это позволяет экономить 15−20% фонда заработной платы.

В 2012 году российские граждане отдыхали 117 дней, из которых 18 пришлось на будни. В этом правительство установило 118 выходных и праздничных дней, из них 14 — будни. Но главное, что в 2013-м более продолжительные майские каникулы: до девяти дней (пять из них были будними) против четырех в прошлом году. В мае в большинстве регионов проводятся полевые работы либо активная подготовка к ним, поэтому у агрокомпаний на счету буквально каждый день. Дополнительные выходные усложняют задачу топ-менеджмента — убедить людей работать в праздники бывает непросто, к тому же для этого могут потребоваться дополнительные средства.

Двойной стандарт

На сезон активной работы в поле или подготовки к посеву приходится сразу несколько праздников (по дню-два в марте и июне), а в этом году добавились майские каникулы. «В праздничные дни работают неохотно, всем хочется быстрее вернуться домой, провести время с родственниками и друзьями», — говорит ведущий консультант по прямому поиску в сфере АПК международного кадрового агентства «Виват персонал» Екатерина Евсеева. Однако, по ее словам, благодаря двойной оплате труда, предоставлению отгулов в другие дни и разным способам нематериального поощрения сотрудников можно сохранить производительность труда на прежнем уровне или даже повысить ее. Работодатель может предоставить сотруднику возможность самостоятельно выбрать схему работы в такие дни, которая будет постоянной, предлагает руководитель практики «Агроиндустриальный комплекс» кадрового агентства Cornerstone Виктория Прибыловская. «Обычно денежные компенсации и условия работы записаны в коллективном договоре или других нормативных документах предприятия», — поясняет она.

В агропромышленной группе «Черноземье» сотрудников мотивируют работать в праздники двойной оплатой труда. «Мы действуем строго по трудовому кодексу», — отмечает гендиректор Игорь Икармин. Работать в праздники однозначно выгодно, считает он: если у сотрудника компании почасовая оплата, то он получает двойную ставку, а в ночное время — полуторную. Правило распространяется на всех, от комбайнеров до руководителей подразделений. Кроме того, люди понимают, что их доход зависит от результатов компании, поэтому работают сознательно, продолжает Икармин. По итогам года «Черноземье» выплачивает премии в зависимости от собранного урожая. Ключевые специалисты получают до 1 млн руб. «Это оправдывает усилия, потраченные на работу в праздники», — резюмирует Икармин. Такой же принцип мотивации используют в «Тверской агропромышленной компании». «За выходные и праздники мы платим вдвое больше, поэтому в сезон у сотрудников зарплата [в эти дни] стабильно удваивается, — комментирует гендиректор Сергей Конаныхин. — Формально за сверхурочную работу не доплачиваем, но по факту сотрудники все равно лучше мотивированы: скажем, зарплата комбайнера зависит от дневной выработки. Если он работал сверхурочно, то она увеличится». По его словам, специалисты, занятые в поле, летом могут зарабатывать до 50 тыс. руб./мес. Средним и высшим менеджерам в сезон тоже начисляют почти два оклада. «Мы оплачиваем дни переработки, к тому же есть премии за результат, и это очень весомый стимул», — уверен Конаныхин. HR-специалисты обращают внимание, что важно не просто поощрять сотрудников, в том числе за труд во внеурочные дни, но и выбрать подходящее время. «Если компания планирует премирование, то лучше сделать это сразу после праздников, — советует Евсеева из «Виват персонала». — При этом сумма премии должна зависеть от показателей работы в праздничные дни. Получится двойной эффект: во-первых, люди начинают активнее работать, потому что хотят получить больший бонус, а во-вторых, это добавит энтузиазма, поскольку сотрудники видят заботу и внимание компании». Персонал низшего звена можно мотивировать, раздавая во время праздников продукцию собственного производства, добавляет она.

Доброе слово приятно

Впрочем, материальные стимулы не самые важные, рассуждает Икармин. «В праздники человеку хочется побыть с семьей, поэтому деньги далеко не для всех могут быть определяющим фактором полноценной работы, — говорит он. — Мы выяснили, что в системе мотивации из десяти пунктов сотрудники компании ставят деньги на седьмое место. Часто люди говорят, что для них зарплата — не самое главное, важнее хороший результат, моральный климат в коллективе, карьерный рост и т. д. А как достичь всего этого на сельхозпредприятии, если не работать в праздники?» Когда сотрудник демонстрирует посредственный результат, он может лишиться не только премии, но и места работы, а это серьезный удар по самолюбию и карьере, добавляет Икармин. По словам Евсеевой, для эффективной работы в праздничные дни очень важно, чтобы персонал чувствовал свою востребованность. В ее практике был случай, когда менеджеру по растениеводству предложили выступить на телевидении с рассказом о системе орошения. Человек сделал вывод, что ему поручили представлять компанию как лучшему работнику, почувствовал свою значимость, повысилась его самооценка. «Когда человеку приятно работать, он готов отдавать все силы предприятию, независимо от буднего или праздничного выходного дня», — поясняет Евсеева.

Хорошим стимулом, по ее мнению, может стать оплаченная компанией семейная путевка на отдых. «В этом случае человек понимает, что сейчас поработает дополнительное время, зато потом бесплатно поедет отдыхать», — говорит она. Также мотивацией могут стать служебная машина, которая потом перейдет в собственность сотрудника, или беспроцентный кредит на покупку жилья. Евсеева советует предоставлять такие опции перед праздниками или обещать, что сотрудник получит их после работы в выходные: тогда у него будет стимул работать на результат, чтобы доказать, что он действительно достоин поощрения. Новый современный метод мотивации — работа с сайтом компании или корпоративной газетой. «Можно рассказывать о заслугах лучших сотрудников, публиковать статьи о них и результаты производственных конкурсов, — перечисляет Евсеева. — Перед праздниками подобная информация тоже становится дополнительным стимулом». Для сотрудников, стремящихся сделать карьеру, хорошей мотивацией станут зарубежная командировка для знакомства с зарубежным опытом или оплата курса повышения квалификации. А чтобы люди в праздники работали активнее, нужно создавать им настроение. «Например, можно устроить корпоративный обед или составить какое-то особенное праздничное меню», — предлагает она.

Нематериальные стимулы очень хорошо работают, доволен директор подмосковного свинокомплекса «Машкино» Александр Кошелев. «Мы отправляем молодых сотрудников на стажировку за границу, делаем подарки или вручаем грамоты за лучшие достижения, — рассказывает он. — Все это стимулирует их лучше работать, не исключая праздничных дней. К тому же специалисты знают, что у нас на предприятии круглосуточный контроль показателей, и любая халатность сразу будет замечена».

Десять лет назад в липецкой агрофирме «Трио» начали вводить новую систему мотивации персонала, благодаря которой сотрудники работают с полной отдачей независимо от дня недели, рассказывает гендиректор Евгения Уваркина. Если раньше оплата труда была почасовой, то теперь платят за результат — количество и качество обработанной почвы, объем собранного урожая и т. д. При почасовой формуле доход сотрудников, которые честно работали, и тех, кто половину времени тратил на разговоры, был одинаковым, что демотивировало добросовестных, объясняет Уваркина. Кроме того, чтобы люди работали в полную силу, нужно соблюдать баланс между внутренней и внешней мотивацией, причем первая важнее, считает она. «Внутренняя мотивация — это формирование у сотрудника желания достичь лучших производственных показателей, поэтому мы в компании создаем атмосферу соревнования», — делится Уваркина. По ее словам, только 10−20% людей готовы мириться с тем, что они худшие, остальные болезненно реагируют на плохие производственные показатели, которые демонстрируют. «Теперь механизаторы, выходя в поле, знают, что их зарплата зависит от того, как они поработают. В конце дня каждый получает условную оценку по пятибалльной шкале, где «пятерка» — это на 100% выполненная работа, — рассказывает Уваркина. — У нас своя система расценок: например, культивация стоит дешевле посева. Если механизатор выполнил посев на «отлично», то он заработал до 30 тыс. руб./мес., тот же результат на культивации — 20 тыс. руб./мес. За посев и культивацию на «тройку» зарплата снизится до 10 тыс. руб./мес. и 6−8 тыс. руб./мес.». Во время уборочной комбайнер в «Трио» может получить 50−100 тыс. руб./мес. Финальная сумма зависит не только от производительности труда, но и от урожайности, так как оплата идет за тонну обмолота». Благодаря такому подходу у сотрудников формируется дух соревнования — в том числе потому, что им хочется достойно выглядеть в глазах коллег, замечает Уваркина. Кроме того, включается внешняя — финансовая — мотивация, так как все хотят получать более высокую зарплату. «Конечно, мы оплачиваем работу в праздники по двойным тарифам, но еще важнее, что люди получают больший доход по результатам работы», — уточняет она.

Право на отдых Раньше хозяйства вологодской компании «Подгорнов и К» выходные и праздничные дни оплачивали в двойном размере. Но, проанализировав результаты прошлого года, увидели, что некоторые предприятия этим злоупотребляют, поэтому теперь решили давать до шести оплачиваемых дней дополнительно к отпуску, рассказывает гендиректор Полиэкт Подгорнов. «В первую очередь это касается занятых на полевых работах, где дорог каждый час и невозможно оперативно предоставить отгул», — поясняет он. Так же поступают на свинокомплексе «Машкино». «Вместо дней, которые сотрудники отработали в праздники, мы даем им отгулы, — рассказывает Кошелев. —  Я вообще считаю, что доплаты — порочная практика. Мы подсчитали, что, если бы оплачивали работу в праздники и выходные, то зарплатный фонд с учетом всех налогов пришлось бы увеличить минимум на 15−20%. Это большие расходы. А так и для компании экономия, и люди могут отдохнуть». По словам Евсеевой из агентства «Виват персонал», такой подход, как у «Подгорнова и К» и «Машкино», оправдан в том числе потому, что у сотрудников не накапливается хроническая усталость, а работать без выходных даже за хорошие деньги сложно. В ее практике было немало случаев, когда люди уходили из агрокомпаний со словами, что лучше зарабатывать меньше, но иметь возможность полноценно отдыхать. «Если компания дает отгулы за работу в праздники, то это может значительно снизить текучку кадров», — одобряет она. К вопросу работы в праздники своих офисных сотрудников агрокомпании тоже подходят по-разному. Те, кто не работает на производстве, по определению должны успевать выполнять свои обязанности в рабочее время, убежден Подгорнов. «Если они не справляются из-за плохой самоорганизации или недостаточной квалификации, то должны доделать работу в личное время [без доплаты] или переходить на менее ответственную должность», — говорит он. В «Машкино» офисные сотрудники в праздники выходят на дежурства. «Например, от бухгалтерии дежурит один человек, поскольку нужно вести учет работы техники, расчет бензина, — перечисляет Кошелев. — Иногда возникает необходимость срочно подписать или оформить какие-то документы». За дежурства сотрудники также получают отгулы.

Отдохнуть от выходных
После долгих выходных сотрудникам нужна адаптация для возвращения к интенсивному рабочему процессу. «Работодатель должен понимать, что этот период может длиться от двух до четырех дней, это естественно и необходимо: сотрудник делится с коллегами впечатлениями, освежает в памяти все проекты и задачи, созванивается с партнерами, проверяет корпоративную почту и т. д.», — поясняет Виктория Прибыловская из агентства Cornerstone. Хуже обстоят дела между праздниками, как, например, в мае: в этом году между продолжительными выходными было три рабочих дня. По данным Superjob.ru, 81% HR-менеджеров считают период работы между праздниками непродуктивным. В этом признаются и сами работники: 50% респондентов сайта, которых опросил портал, ответили, что эффективность труда падает по объективным причинам: «Трудно включиться в работу. Теряется ритм. Не все коллеги помнят договоренности».
Страдает экономика
Снижение ВВП за один праздничный день Минтруда оценивает примерно в 12−14 млрд руб. В 2011 году потери от новогодних каникул составили 600−700 млрд руб., пишет Forbes.
Май в октябре
В компании «Агро-Нова», чтобы дополнительно мотивировать сотрудников, устраивают им праздник помимо официальных дней — после завершения сельхозработ. «Конечно, у нас есть система премиальных и отгулов за работу в выходные — все строго по закону, — поясняет совладелец Сергей Пеннер. — Но мы понимаем, что нужен еще и эмоциональный отдых. Поэтому осенью,
после уборочной кампании, когда появляется свободное время, устраиваем корпоративы, даем сотрудникам отгулы». В таких случаях праздники просто сдвигаются во времени, поясняет Пеннер.
Статьи по теме
Рекомендации
Показать еще