Подсластить натуральный сахар -Агроинвестор
Добро пожаловать на "Агроинвестор 2.0". Старую версию сайта можно найти по этой ссылке. Об ошибках и пожеланиях можно сообщить здесь.
Не более 5МБ
Спасибо! Вы подписаны на нашу рассылку!

Подсластить натуральный сахар
Андрей Бодин
Агроинвестор
август 2014
Как применение заменителей влияет на сахарный рынок
Фото: ИТАР-ТАСС

В последние пять лет сахар дорожает примерно по 8% в год, то есть за 12 лет цена на него теоретически может удвоиться. При сохранении этого тренда продолжит расти интерес пищепрома к подсластителям и искусственным заменителям сахара. Почти 100% этого рынка — импорт, в 2013 году выросший на 10% до 165 тыс. т.

В1980-е годы мода на сахарозаменители, а также активное субсидирование производства и переработки кукурузы на четверть обрушили рынок натурального сахара США. Чтобы восстановить его, американским производителям потребовалось почти 30 лет.

Ростом импорта и потребления этих продуктов пару лет назад озаботилась Украина. Эта страна даже пытается разработать закон о запрете их ввоза и ограничении использования в пищевой промышленности.

В России потребление подсластителей с каждым годом растет, хотя их влияние на организм человека недостаточно изучено, а мировой опыт оценивает их использование неоднозначно.

Что такое подсластители

Сахар (сахароза) — традиционный для России подсластитель. У нас он обычно использовался в качестве наполнителя, природного консерванта, улучшителя вкуса и служил основным источником натуральных углеводов. Во всем мире сахар признан эталоном сладкого вкуса.

Его популярность у производителей пищевых продуктов это подтверждает: на долю сахара приходится более 80% объема всех используемых подсластителей. Натуральный сахар — ценный источник жизненной энергии. Конечно, углеводы как поставщики энергии могут заменяться жирами и белками, но только на короткое время. Полностью исключить их из полноценного рациона питания нельзя.

Сейчас большая часть сладкой выпечки, десертов, газированных напитков и соков содержит не сахар, а его дешевые аналоги — сахарозаменители, что вызвано желанием производителей снизить себестоимость.

Как правило, в мире высокоинтенсивные подсластители дешевле сахара, что в сочетании с отсутствием в них калорий способствует росту продаж. Побудить производителей продуктов питания и напитков пересмотреть свои рецептуры помогли высокие и волатильные цены на сахар на многих рынках.

Например, в США в начале 2012 года оптовые цены на интенсивные подсластители — такие как спленда (сукралоза) и аспартам — составляли 20% и 10% от цены рафинированного сахара, а глюкозно-фруктозные сиропы были дешевле него на 50−55%.

По данным Международной организации по сахару (МОС), с 2010 года ежегодный рост рынка интенсивных подсластителей составлял 4% и сейчас превышает 17 млн т/год в эквиваленте белого сахара (wse). Эти вещества, как правило, значительно слаще сахара, поэтому для достижения необходимого уровня сладости продукта требуются в небольших количествах.

Но отсутствие свойств наполнителя, неприятное послевкусие и низкая температурная устойчивость ограничивают их применение. Поэтому в кондитерских изделиях их часто используют с калорийными подсластителями или низкокалорийными наполнителями, что увеличивает долю сахарозаменителей в продукте.

Сахарин, аспартам, цикламат, ацесульфам калия, сукралоза и другие интенсивные подсластители производятся главным образом в Китае. По данным аналитической компании Da Vinci AG, многие из них частично или полностью запрещены к использованию в развитых странах.

К примеру, в США нельзя применять цикламовую кислоту (E952), в Великобритании — ацесульфам калия (Е950; исключение — безалкогольные напитки). В некоторых странах ограничено использование аспартама (Е951): его нельзя применять при производстве продуктов, которые проходят термическую обработку. Не разрешен также сахарин (Е954). На продукцию, в которой они содержатся, наносится специальная маркировка.

Сахарин ограничили в использовании США, Канада и Евросоюз. Исследования показали, что он провоцирует развитие онкологических заболеваний и обостряет желчнокаменную болезнь. Цикламат может вызывать почечную недостаточность, а аспартам — стать причиной эпилепсии, хронической усталости, опухолей мозга. Ацесульфам негативно влияет на сердечно-сосудистую и нервную системы.

Российский рынок

В России все эти вещества разрешены при условии соблюдения допустимых дозировок. Индивидуальный сахарозаменитель (сорбит) для пищепрома производит только компания «Марбиофарм», с 2005 года входящая в группу компаний «Биотэк». Завод начал синте- зировать его в 1950-е годы.

Сейчас объем производства не превышает 200 т/год. Более развито отечественное производство столовых подсластителей и их смесей промышленного назначения. Внутреннее производство оценивается приблизительно в 2−2,5 тыс. т/год. Среди крупнейших игроков российского рынка компании WorldMarket, «Арком», «Зеленый лист», «Аспасвит», «НоваПродукт АГ» и «Зеленые линии».

К одной из тенденций нашего рынка стоит отнести возрастающий интерес к более «здоровым» и дорогостоящим продуктам на основе стевии и сукралозы. Несмотря на высокую стоимость, эти подсластители пользуются спросом, так как считаются безопасными для здоровья.

На долю Китая приходится 75−80% мирового производства экстрактов стевии, но из-за плохой растворимости в воде и долгого горьковатого послевкусия их можно использовать только в смесях сахарозаменителей.

Некоторые производители йогуртов и других молочных продуктов пытались пересмотреть рецептуры и заменить сахар экстрактами стевии, но потерпели неудачу, потому что нарушался традиционный вкус продуктов. Сейчас в ЕС наблюдается снижение потребления этого сахарозаменителя, что заставляет его производителей искать новые рынки сбыта, и Россия по возможным объемам продаж является очень привлекательным потребителем.

Это объясняет довольно навязчивую рекламу стевиозидов. Но даже в сушеных листьях стевии содержание витаминов и микроэлементов не выше, чем в традиционных лекарственных травах.

Основными объемными сахарозаменителями (их уровень сладости близок к сахарозе) в России являются крахмальные сиропы (патоки). Причем если в США наиболее востребован глюкозно-фруктозный сироп с повышенным содержанием фруктозы (ГФС), то в нашей стране на его долю приходится менее 10% общего объема потребления паток.

В целом можно сказать, что их рынок наиболее устоявшийся и зрелый, он поделен между десятком производителей.

Это единственный сегмент, где внутреннее производство значительно превышает импорт. Ключевым игроком на рынке сиропов является «Глюкозно-паточный комбинат «Ефремовский»» (Тульская область, принадлежит американской корпорации Cargill).

Он контролирует более половины рынка.

С точки зрения потенциала роста ГФС — наиболее привлекательный сегмент на рынке сиропов. Фруктозные сиропы в несколько раз слаще крахмальных паток и в 1,3 раза — сахара, а значит, способны существенно снизить себестоимость готовой продукции. Они хорошо смешиваются с текстурой продукта и продлевают срок его хранения. Однако исследования связывают рост потребления глюкозно-фруктозного сиропа с возникновением ожирения.

Кроме того, некоторые ученые указывают на связь между потреблением ГФС и развитием диабета второго типа.

В отличие от сахара, эти продукты не повышают уровень инсулина в крови, а также не влияют на выработку гормона лептина, регулирующего энергетический обмен и отвечающего за чувство насыщения от съеденной еды.

Без инсулина калории от этого сиропа переходят непосредственно в жир, кроме того, без лептина мозг не включает режим насыщения и просто не посылает сигнал о том, что пора прекратить есть. В итоге съедается намного больше, чем нужно. Поэтому ГФС часто называют «пустыми калориями».

При этом глюкозно-фруктозный сироп является одним из самых популярных пищевых ингредиентов. Многие йогурты, мороженое, сладкие творожки, соусы, кетчупы и огромное количество других продуктов изготавливаются с его использованием. Причин его популярности несколько, но основная — дешевизна.

Сироп производят из кукурузного крахмала, а вырастить кукурузу проще, чем сахарный тростник или свеклу. В США правительство поддерживает производство кукурузы. Периодически кукурузное лобби пытается сменить название сиропа на что-либо нейтральное, например «кукурузный сахар».

Почти половину «сладких» калорий американцы получают из ГФС: в 2008 году средний житель США за год съедал 21 кг сахара и 17 кг сиропа. Объем потребления сиропа за последние 30 лет вырос на 1000%!

Доминирует импорт

Видовая структура отечественного рынка сахарозаменителей полностью соответствует структуре импорта, так как 99,5% составляет зарубежная продукция. Фактически весь рынок искусственных подсластителей формируется за счет полиолов, сладость которых в 1,5−2 раза ниже, чем сахара.

К сахарозаменителям, близким по уровню сладости к сахарозе, относятся ксилит и мальтит. Их сладость составляет 1 и 0,9.

Импорт в Россию искусственных заменителей сахара в 2013 году вырос почти на 10% — до 165 тыс. т, что вызывает беспокойство специалистов в сфере здорового питания и производителей сахара. Эти объемы легко можно было заменить натуральным отечественным сахаром.

Пропорционально увеличению потребления сахарозаменителей снижается потребление натурального сахара: за последние четыре года оно упало на 5%.

Исследователи из Школы медицины Йельского университета обнаружили, что, хотя на вкус сахар и его низкокалорийные заменители могут казаться идентичными, на более глубоком уровне мозг человека отлично понимает, когда его обманывают.

Это приводит к повышению вероятности «срыва» и потреблению большого количества сладких продуктов в будущем. Как сказано в официальном пресс-релизе группы исследователей, им удалось обнаружить специфический сигнал в мозге, который играет критическую роль в определении выбора между сахаром и сахарозаменителями.

Он регулирует уровень дофамина — нейрогормона, отвечающего за чувство получения награды, и повышается только при расщеплении сахара на вещества, которые могут быть использованы организмом.

Ученые предупреждают, что человек, потребляющий сахарозаменители, не сможет избавиться от лишнего веса, а скорее получит противоположный результат. Ведь заменители сахара замедляют обменные процессы в организме, калории, полученные из пищи, не успевают перерабатываться в энергию, а оседают в виде жировых накоплений, установили специалисты.

Исследователи из Школы медицины Йельского университета обнаружили, что, хотя на вкус сахар и его низкокалорийные заменители могут казаться идентичными, на более глубоком уровне мозг человека отлично понимает, когда его обманывают.

Это приводит к повышению вероятности «срыва» и потреблению большого количества сладких продуктов в будущем. Как сказано в официальном пресс-релизе группы исследователей, им удалось обнаружить специфический сигнал в мозге, который играет критическую роль в определении выбора между сахаром и сахарозаменителями.

Он регулирует уровень дофамина — нейрогормона, отвечающего за чувство получения награды, и повышается только при расщеплении сахара на вещества, которые могут быть использованы организмом.

Ученые предупрежда- ют, что человек, потребляющий сахарозаменители, не сможет избавиться от лишнего веса, а скорее получит противоположный результат. Ведь заменители сахара замедляют обменные процессы в организме, калории, полученные из пищи, не успевают перерабатываться в энергию, а оседают в виде жировых накоплений, установили специалисты.

Доля интенсивных подсластителей в общем объеме рынка России составляет приблизительно 3,6%. Порядка 94% импорта подслащивающих веществ приходится на объемные, поскольку они дешевле интенсивных. Наиболее популярные сахарозаменители — сорбит и мальтит. Их доля составляет около 85% всего ввоза в натуральном выражении. Остальные 15% поставок занимают изомальт, маннит и ксилит.

Сегмент интенсивных подсластителей в натуральном выражении в 16 раз, а в стоимостном — в шесть раз меньше, чем сегмент сахарозаменителей. Уровень сладости этих добавок в десятки и сотни раз выше, чем сахара. Следовательно, их дозировки на соответствующую величину ниже. Самый распространенный подсластитель в этой группе — цикламат — один из наиболее дешевых на российском рынке.

Его доля в структуре импорта подсластителей с 2012 года составляет приблизительно 54% в натуральном выражении. Однако он имеет существенные ограничения по дозировке внесения, поэтому чаще применяется в смеси с другими подсластителями, где проявляет синергизм.

Существенным преимуществом цикламатов, помимо их низкой стоимости, является высокая устойчивость при термической обработке.

Второй по распространенности на российском рынке подсластитель — аспартам — в 200 раз слаще сахара. Доля этого вещества в натуральном объеме импорта составляет 20%.

Порядка 13% поставок приходится на ацесульфам калия, который обладает тем же коэффициентом сладости, что и аспартам, но гораздо более устойчив при обработке. При этом он самый дорогой в группе подсластителей. Как правило, его используют в смесевых композициях, чаще всего с аспартамом.

Объемы импорта сахарина приблизительно равны ввозу ацесульфама — свыше 230 т/год. Сахарин используется преимущественно в составе смесей, так как при моноупотреблении имеет «металлический» привкус.

Такие подсластители, как сукралоза, стевия и неотам, пока не получили широкого распространения на нашем рынке и импортируются в минимальных количествах. Примерно 67% ввоза сахарозаменителей обеспечивает французская компания Roquette Freres.

Среди других крупнейших импортеров — Cargill и Beneo- Palatinit, на долю каждой из которых приходится по 6,7% в общем натуральном объеме. Cargill поставляет в Россию маннит, сорбит, изомальт, мальтит. Beneo- Palatinit на протяжении многих лет является основным поставщиком в Россию изомальта.

Более 70% объема рынка сахарозаменителей и около 20% — интенсивных подсластителей потребляют российские подразделения международных концернов.

В то же время отечественные производители, традиционно использующие в рецептурах натуральные углеводы, не выдерживая конкуренции, тоже вынуждены все шире применять более дешевые заменители сахара и интенсивные подсластители. Среди крупных потребителей можно назвать «Чупа-Чупс Рус», «Конти Рус», «Рошен».

Перспективы

В числе факторов, способствующих развитию рынка заменителей, стоит выделить повышение цен на сахар, популярность продуктов «здорового» питания с пониженным содержанием сахара, восстановление после кризиса прежних темпов роста в кондитерской промышленности (5−6%/год), динамику которой в значительной мере формирует спрос на рынке крахмальных сиропов.

Кроме того, согласно прогнозам экспертов, ожидаются рост пивоваренной отрасли на уровне 3−5%/год и постепенное восстановление докризисных объемов потребления пива.

За последние пять лет цены на натуральный сахар увеличиваются в среднем на 8%/год. При сохранении данной тенденции в среднесрочной перспективе интерес к подсластителям и сахарозаменителям среди производителей продуктов питания, вероятно, будет только расти.

В структуре импорта, возможно, постепенно будет увеличиваться доля таких подсластителей, как стевиозид и сукралоза, которые считаются более «здоровыми» и уже завоевали популярность на мировом рынке.

Сукралоза является дорогим интенсивным подсластителем и используется в основном для снижения калорийности и в диабетическом питании. Но называть ее конкурентом сахара пока рано, так как в рецептурах она массово не используется. В общем объеме импорта в Россию в 2012 году сукралоза составила 4,6% или 6,9 тыс. т (по данным ФТС).

В конце 2008 года Американская организация продуктов питания и напитков (Food and Drug Administration) официально подтвердила безопасность Rebaudioside A — разновидность стевии — как пищевой добавки, чем резко повысила спрос на стевиа-подсластители.

Официальный статус безопасного подсластителя, установленного в США, открыл перед стевией широкие возможности: продуктом заинтересовались лидеры рынка безалкогольных напитков — Coca-Cola и PepsiCo (компании являются партнерами Cargill).

В апреле 2010 года Европейская ассоциация безопасности пищевых продуктов (The European Food Safety Authority (EFSA)) также приняла положительное решение относительно применения стевиол-гликозида (Rebaudioside A).

Несмотря на свои предыдущие утверждения, что стевия не удовлетворяет требованиям компании, недавно Coca-Cola объявила о своих планах начать выпуск первой продукции со стевией в качестве подсластителя.

Стевия уже заняла доминирующие позиции среди сахарозаменителей на многих азиатских рынках — так, в Японии на нее приходится до 40% объема потребления подсластителей. Но дороговизна стевиозидов ограничивает рост рынка.

Натуральные подсластители разрабатываются и из других растений: например, PepsiCo и Cargill собираются запатентовать продукт из овса и монатина (monatin) — сладкого вещества из южно-африканского растения. С формированием рынка натуральных подсластителей цены на искусственные, вероятно, снизятся. Так, стоимость сукралозы за последние четыре года уже упала с $350/кг до $100/кг.

Что делать

Бороться с ростом доли сахарозаменителей, многие из которых, с учетом появляющейся каждый год новой информации, могут вредить здоровью человека, могло бы помочь изучение опыта ЕС, который в 1970-х годах ввел производственные квоты на изоглюкозу, и Сахарной Ассоциации США.

Основой политики по использованию сахарозаменителей и подсластителей в Европе и других странах является то, что все пищевые добавки, на основе которых создается тот или иной продукт питания, должны быть сертифицированы и допущены к реализации. Предпосылками для допуска на рынок являются основательные научные исследования, которые должны подтвердить пищевую безопасность продукта.

Министерство аграрной политики и продовольствия Украины выступило с инициативой ограничить использование синтетических сахарозаменителей при изготовлении пищевых продуктов.

Специалисты ведомства считают необходимым изменить перечень веществ, разрешенных к использованию в стране, основываясь на опыте стран с развитой экономикой.

Принятие такой меры приведет к увеличению на украинском рынке продуктов, соответствующих принцапам рационального питания. Сейчас на Украине изготовление, применение и реализация подсластителей осуществляются только с разрешения Минздрава.

Среди других возможных путей снижения потреб ления сахарозаменителей и подсластителей — пропаганда в СМИ белого сахара как незаменимого природного компонента в питании человека, разработка новых продуктов и рецептур с использованием сахара, а также мероприятия по улучшению и стабилизации его качества, расширение ассортимента.

Союз сахаропроизводителей России, в частности, реализует программу повышения популярности натурального сахара: ассоциация разработала товарный знак «Натуральный сахар», которым будет маркироваться продукция с его содержанием.

Чтобы поддержать потребление натурального сахара и сохранить долю рынка, многие его производители в развитых странах объединяются для принятия специальных защитных мер.

Например, в США еще в 1943 году производители и переработчики сахарного тростника и сахарной свеклы создали Сахарную Ассоциацию (The Sugar Association). Ее цель — увеличение потребления сахара в стране через распространение точной научной информации и формирование понимания его преимуществ в полезных продуктах и напитках.

Хорошим примером популяризации натурального сахара служит опыт Белоруссии, где с 1 июля 2014 года введен государственный стандарт, разработанный Научно-практическим центром Национальной академии наук Белоруссии по продовольствию, на соковую продукцию для питания детей дошкольного и школьного возраста.

Согласно стандарту, при ее изготовлении не допускается использование диффузионных концентрированных соков, подсластителей, ароматизаторов и красителей (кроме натуральных в напитках), консервантов, сырья, содержащего генно-модифицированные организмы, и полуфабрикатов из такого сырья.

Для производства должен применяться только натуральный сахар. Стандарт создаст условия для организации в стране выпуска соковой продукции высокого качества, а также улучшения питания детей и расширения рынков реализации продукции.

Автор — председатель правления Союза сахаропроизводителей России («Союзроссахар»).

ПОЧЕМУ МЫ ОБ ЭТОМ ПИШЕМ
Российский свеклосахарный рынок никогда не отличался стабильностью. Посевы и урожаи сахарной свеклы с начала 2000-х то резко сокращались, то увеличивались. Но если раньше около половины потребляемого сахара составлял сырец, то теперь объемы импорта последнего сократились в 4−5 раз, а отечественные производители стали в состоянии почти полностью закрыть потребности страны в этом продукте. Однако потребление сахара в последние пять лет стагнирует. Одна из возможных причин — увеличение импорта и производства сахарозаменителей. Сейчас их потребляется в стране не менее 600−700 тыс. т в пересчете на сахар, причем сохраняется тенденция роста объемов. Что представляют собой заменители сахара, на которые все чаще обращают внимание представители бизнес-сообщества? На какие сегменты делится этот рынок? Ограничивает ли рост производства и импорта подсластителей потребление свекловичного сахара, а значит, и инвестиции в его производство?
НЕ СТОИТ БЕСПОКОИТЬСЯ
На мой взгляд, сейчас импорт сахарозаменителей не настолько велик, чтобы вызывать беспокойство. В ближайшие годы ввоз этих продуктов не окажет
реального влияния на рынок, хотя в дальнейшем может способствовать сокращению спроса на отечественный свекловичный сахар. Но пока мы этого не замечаем. Заменители сахара в пищепроме используют из-за их дешевизны. Это некий эквивалент пальмового масла для молочной промышленности. Такие продукты очень популярны в странах с низким ВВП на душу населения — например, в Китае. Или в США, где дешевые продукты потребляют малообеспеченные слои населения.

В России далеко не все предприятия пищевой промышленности готовы использовать вместо сахара его заменители, влияние которых на здоровье человека плохо изучено. Среди наших клиентов нет компаний, производящих дешевые и, возможно, вредные для здоровья товары. Поэтому они не снижают либо даже увеличивают потребление сахара, а заменители, по моим данным, не применяет ни одно предприятие.
ЗАМЕНИТЕЛИ НЕ ВСЕГДА ДЕШЕВЛЕ, ЧЕМ САХАР
На мой взгляд, сейчас импорт сахарозаменителей не настолько велик, чтобы вызывать беспокойство. В ближайшие годы ввоз этих продуктов не окажет реального влияния на рынок, хотя в дальнейшем может способствовать сокращению спроса на отечественный свекловичный сахар. Но пока мы этого не замечаем. Заменители сахара в пищепроме используют из-за их дешевизны. Это некий эквивалент пальмового мас- ла для молочной промышленности. Такие продукты очень популярны в странах с низким ВВП на душу населения — например, в Китае. Или в США, где дешевые продукты потребляют малообеспеченные слои населения. В России далеко не все предприятия пищевой промышленности готовы использовать вместо сахара его заменители, влияние которых на здоровье человека плохо изучено. Среди наших клиентов нет компаний, производящих дешевые и, возможно, вредные для здоровья товары. Поэтому они не снижают либо даже увеличивают потребление сахара, а заменители, по моим данным, не применяет ни одно предприятие.
РЫНОК ПОДСЛАСТИТЕЛЕЙ НУЖНО РЕГУЛИРОВАТЬ
Сейчас применение в пищепроме подсластителей, особенно импортных синтетических
или ГФС, равносильно использованию в молочных продуктах пальмового масла. Стоимость свекловичного сахара в стране растет, и производителям продо- вольствия выгоднее заменять его более дешевыми ингредиентами. Синтез многих подсластителей крайне дешев: если стоимость сахара сейчас около $650/т, то цена заменителя может быть в 8−10 раз ниже.
В последние три года мы достигли обеспечения себя сахаром, при этом его потребление не растет. Не происходит ли это потому, что значительная доля сахара замещается заменителями и ГФС? Этот вопрос нужно изучать. Но в любом случае стоит помнить, что отдаленные последствия приема в пищу современных подсластителей не до конца изучены. Я считаю, что использование этих продуктов [в пищевой промышленности] необходимо регулировать.
Статьи по теме
Рекомендации
Показать еще