2.0. Варианты будущего -Агроинвестор
Добро пожаловать на "Агроинвестор 2.0". Старую версию сайта можно найти по этой ссылке. Об ошибках и пожеланиях можно сообщить здесь.
Не более 5МБ
Спасибо! Вы подписаны на нашу рассылку!

2.0. Варианты будущего
Николай Лычёв
Агроинвестор
октябрь 2015
Николай Лычев, главный редактор журнала «Агроинвестор», о том, как изменится мир еды в ближайшие десятилетия
«В мире еды в ближайшие десятилетия будет интересно. Он сильно изменится. Возможно, вы даже не узнаете его. Или я ничего не понимаю в агро»
Фото: M. Балакин

У меня есть любимые компании и предприниматели. Не те, которые агро, а которые «на досуге и для общего развития». Среди них — Tesla, Uber и Яндекс, Илон Маск, Юрий Мильнер и Михаил Кокорич. Маск — пионер системы персональных электронных денежных переводов, создатель одной из первых публичных дотком-компаний, основатель и главный инженер SpaceX — частного разработчика ракет-носителей Falcon и коммерческого оператора космических систем. Маск верит, что охват жизнью нескольких планет может служить защитой от угрозы исчезновения человечества. Tesla Motors — тоже детище Маска, выращиваемое в Кремниевой долине и специализирующееся на электромобилях. Илон верит, что за ними будущее, а потому не просто создал платформу, на которой строятся авто, но и помог изобрести аккумуляторы нового поколения. Ими будут оснащать сети станций для зарядки машин и сами машины, чтобы на них можно было совершать длительные поездки. Фирменные станции Tesla — внимание! — питаются энергией солнечных батарей. Они — и снова внимание! — будут бесплатными, а аналогичные аккумуляторы для электрокаров уже сейчас стоят по $2500. Наш соотечественник, выпускник физфака МГУ и основатель Mail.ru Group Юрий Мильнер учредил премии по физике и математике, размер каждой из которых кратно выше размера Нобелевской. У премий есть особенность — они даются за открытия, пока не получившие экспериментальных подтверждений. А некоторое время назад Мильнер объявил о решении вложить до $100 млн в поиск внеземных цивилизаций — по $10 млн каждый год в течение 10 лет. Кокорича знают меньше — больше известна сеть «Техносила», которую он вытащил из кризиса и позже продал. На деньги от продажи компании он создал другую, высокотехнологичную, Dauria Aerospace, которая делает и запускает нано-спутники для геосъемки весом по 10 кг каждый.

Что объединяет Кокорича, Маска, Мильнера и других, кроме умения инвестировать? А то, что они не просто изобретают, производят или зарабатывают, а меняют мир. Благодаря им (или из-за них, смотря кто как относится) жизнь на обывательском уровне меняется сегодня или изменится завтра. В нашу жизнь прочно вошли мобильная связь, интернет, биопластики, а еще раньше — телевизоры, ксероксы и синтетические ткани. Не удивлюсь, если в обозримой перспективе мы начнем ездить на роботах-электромобилях, наблюдать жизнь внеземных цивилизаций в режиме онлайн или, скажем, не будем заглядывать в торговые сети. Вместо них еду нам станут доставлять предприниматели, производящие ее по индивидуальному заказу. Нормой жизни станут нишевые интернет-магазины, мини-маркеты и фермерские рынки. Сама еда перестанет быть безлико-индустриальной, а сможет выращиваться и выпускаться с учетом личных особенностей вашего или моего организма, и при этом заметно подешевеет.

Я верю, что в сельское хозяйство придут Кокоричи, Мильнеры и Маски. У них просто нет вариантов туда не прийти. Потому что нынешние государство, фуд- и агролидеры не смогут и не захотят выйти за рамки индустриальной парадигмы, все меньше отвечающей вызовам человечества. Индустрия нужна, но она инерционна. Отсутствие свободного доступа к еде в одних странах и переедание в других вместо равномерного распределения ресурсов. Глубокая переработка, красители, консерванты и пищевые добавки вместо производства продовольствия, близкого к естественным формам. Хронический дефицит питательных веществ вместо функционального питания. Производство еды с огромным ущербом для экологии и не менее впечатляющие потери при конверсии растительных белков в животные, при переработке, доставке, хранении и потреблении. Маркетинговые стереотипы в массовом сознании, создающие иллюзию свободы выбора. Импульсивные покупки и беспорядочное пищевое поведение. Обязательная фармакология для лечения последствий употребления индустриальной пищи. Рационы с кратным превышением полезных для человека норм жиров, сахара и соли. Целые категории продуктов, ведущие как минимум бессмысленное существование — вроде газированных вод и жевательной резинки.

Нас кормит индустрия, сложившаяся в послевоенные годы ХХ века. И хорошо, что кормит, — другой нет. Но в обществе зреет запрос на новые формы производства, доставки, иной ассортимент и, я бы сказал, на новую пищевую самоидентификацию. Современное общество подсознательно понимает, что еда должна быть максимально близкой человеку по составу, экономической доступности (питание, жилище, вода и воздух — базовые потребности) и воздействию на организм. В идеале пища укрепляет здоровье, а не ведет к болезням. Пока мы ищем нерешительно, вслепую, наощупь. Отсюда — много новых систем питания (не диет!), разворот фастфуда к категориям фрэш, рост спроса на домашнюю и фермерскую еду, экопродукты. Отсюда же инвестиции в небольшие (до нескольких миллионов долларов) агробизнес-проекты, включающие не просто производство продукции, а переселение предпринимателя с семьями на места производства и создание там новой среды обитания. Открывается интернет-магазин, иногда — ресторанчик. Строятся гостевые домики. Подтягиваются местные жители-поставщики домашних овощей, молока, солений, дикоросов. Приезжают и селятся рядом друзья бизнесменов.

Проекты объединяет одно: как правило, предприниматели — горожане с опытом в неаграрном бизнесе. Не задаваясь целью, я почти случайно узнал о пяти таких проектах в радиусе 20 км от своей тульской дачи. Инвесторы говорят о желании повысить качество собственной жизни (в том числе через питание), заняться интересным делом и только потом — зарабатывать. В сравнении с системообразующими национальными чемпионами такие проекты для государства и общества мелки и пока кажутся чуть ли не вздором. Эти, что ли, чудаки своими курами по тысяче рублей за штуку накормят города-миллионники, они обеспечат импортозамещение сырами по 2500 за кило? Нет, конечно. Но они и не рассчитывают на господдержку. Не сравнивают себя с сельхозпредприятиями. Они просто делают свое дело. И это дело и похожие дела — часть «интерфейса» сельского хозяйства недалекого будущего.

Концентрация сырья, земель, бюджетной поддержки, агрохолдинги и вертикальная интеграция, глобальные пищевые цепочки и торговые сети, рост «валовки» и «самообеспечение»… наше завтра — не это. Это наше сегодня, а по сути — вчера. Инерционный уклад будут до последнего отстаивать его бенефициары в лице правительств, крупного бизнеса, дистрибуторов, банков, лизинговых компаний, производителей оборудования, пиар-индустрии, маркетологов, страховщиков и т. д. Этот уклад не исчезнет — у него большой запас прочности и много потребителей на десятилетия вперед. Государства и общества прочно аффилированы с этим укладом. Но параллельно с индустрией укрепятся и будут существовать другие модели производства, распределения и потребления: традиционный агробизнес, фермерство и organic food, ГМО и даже искусственная еда, то есть произведенная из непищевых ингредиентов. Кстати, проект первого в мире гамбургера из выращенных стволовых клеток проинвестировал основатель Google, наш бывший соотечественник Сергей Брин. Посевные инвестиции в похожие стартапы делали основатели других всемирно известных компаний — Paypall (Илон Маск) и Twitter (Джек Дорси). Они и другие герои начала колонки хотят и умеют менять мир.

В мире еды в ближайшие десятилетия будет интересно. Он сильно изменится. Возможно, вы даже не узнаете его. Или я ничего не понимаю в агро.

P. S. Специально для читателей. Я не за ГМО и синтетическую еду. Не против агрохолдингов и господдержки АПК. Я предложил тему для размышлений. Хотите поспорить, согласиться или что-то добавить? Комментируйте, поговорим.

Статьи по теме
Рекомендации
Показать еще