Топ-10 грибных проектов. Заявлены производства на 28 млрд рублей

В стране объявлены грибоводческие проекты, мощность которых вдвое превышает нынешний объем рынка
В стране объявлены грибоводческие проекты, мощность которых вдвое превышает нынешний объем рынка
Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

До введения продэмбарго доля импорта на рынке свежих культивируемых грибов превышала 90%. Возможность заполнить эту нишу привлекает в сектор новых игроков, готовых вкладывать миллиарды рублей. Руководители действующих комплексов более сдержано оценивают перспективы развития бизнеса, жалуются на нелегальный ввоз и ждут господдержки

«Хочешь быть с деньгами — займись грибами» — под впечатлением этого рекламного слогана 15 лет назад гендиректор грибного комплекса «Каскад» Николай Семеньков начал создавать свое предприятие в Ростовской области. Внешне все выглядело довольно привлекательно, с красивыми бизнес-планами, но на деле оказалось гораздо сложнее, признается он. На первом этапе пришлось привлекать кредиты, да и потом постоянно требовались займы для пополнения оборотных средств, так что компания, по словам руководителя, еле сводила концы с концами, но тем не менее выжила и сейчас производит до 600 т вешенки в год.

Компании привлекает свободная ниша

Грибоводство в России развивается всего около 30 лет. Несмотря на открывшиеся в 1990-х годах возможности для бизнеса, существенного увеличения объемов производства грибов в стране тогда не произошло. Для начала отечественные потребители должны были просто привыкнуть к тем же шампиньонам. Помогли импортеры, заполнившие этими грибами торговые прилавки и рестораны. В период рыночного оптимизма грибоводство казалось простым занятием, сулящим немалые дивиденды. На этой волне появлялись первые российские грибоводческие предприятия.

Правда, относительно хорошо производители стали себя чувствовать совсем недавно — после введения ограничений на импорт продовольствия. В частности, под запрет попали польские грибы, которые занимали более 90% отечественного рынка. Российские компании получили возможность наращивать производство и заполнить освободившуюся нишу. За прошедшие два года в стране было объявлено немало новых крупных проектов в грибоводстве, хотя, как и в других отраслях, многие из них не двигаются дальше деклараций планов.

Например, «Орикс Групп» совместно с Корпорацией развития Самарской области начала проект создания комплекса по промышленному выращиванию и переработке мощностью почти 25 тыс. т шампиньонов и 1,4 тыс. т вешенки в год. Инвестиции оцениваются в 2 млрд руб. «Орикс Групп» входит в компанию «Орикс», которая выращивает грибы уже свыше восьми лет и является одним из лидеров рынка с объемом около 2 тыс. т в год. «Агротехмаркет» (грибной комплекс «Подмосковье») планирует за 1,6 млрд руб. увеличить производство до 14 тыс. т, первая очередь проекта на 1,32 тыс. т была запущена в 2014 году.

Воронежский «Агрокомбинат „Здоровое питание“» начал строительство комплекса мощностью 36 тыс. т и стоимостью 7,2 млрд руб. Питерская «Полонис Групп» в том же регионе намерена создать комплекс по производству и переработке 10 тыс. т шампиньонов с объемом инвестиций в 4,5 млрд руб. » заявляла о планах возведения в Курской области комплекса на 1 тыс. т шампиньонов в месяц за 3,6 млрд руб. «Воронежская фруктовая компания» планирует построить тепличный комплекс по выращиванию шампиньонов, а также компостный завод за 2 млрд руб. При выходе на полную мощность предприятие должно производить по 100 т грибов в неделю.

В августе 2014-го московская «Агропром-МДТ» анонсировала возведение комплекса по выращиванию 6 тыс. т шампиньонов за 1,5 млрд руб. в Липецкой области, а также хотела создать производство мощностью 2,5 тыс. т в Калининградской области за 200 млн руб., но летом прошлого года СМИ сообщали, что старт проекта откладывается. Компания «Агро-Регион», принадлежащая сыну генпрокурора Юрия Чайки Игорю, осенью этого года планирует начать строительство комплекса на 12,5 тыс. т шампиньонов и 37 тыс. т компоста в год в Подмосковье. В проект будет вложено около 2,5 млрд руб. Компания «Шампиньоны Татарстана» в прошлом году стала резидентом особой экономической зоны «Алабуга», где хочет создать фабрику шампиньонов мощностью 5,6 тыс. т в год, вложив 1 млрд руб. Кроме того, грибные фермы строятся в Краснодарском крае, Тульской, Рязанской, Псковской областях.

Инвесторов привлекает большой рынок и хорошая рентабельность бизнеса, отмечает главный редактор журнала «Школа грибоводства» Александр Хренов. В результате реализации заявленных проектов грибов на внутреннем рынке может стать существенно больше. «В ближайшие три года я ожидаю увеличения объемов производства как минимум в два раза», — говорит он.

В 2015 году в России было выращено почти 14,3 тыс. т грибов — на 21% больше, чем в 2014-м, сравнивает Хренов. Правда, оперирует другими цифрами и сообщает об увеличении производства с 7,7 тыс. т до 8,7 тыс. т. Доля импорта, по разным данным, сейчас составляет 78-92%. Емкость рынка свежих культивируемых грибов в 2014 году оценивалась в 78 тыс. т, в 2015-м она уменьшилась до 64,5 тыс. т. Около 70% занимают шампиньоны, на втором месте — вешенка. С 2013 года ввоз за прошедший год сократился примерно на четверть, и именно эту нишу теперь заполняют отечественные производители.

Импорт давит на рынок

Однако переоценивать эффект ответных санкций инвесторы не спешат. «За последние два года мы существенно увеличили производство, дальнейшие планы декларировать нет смысла: важен результат. Озвучим его, когда он будет достигнут»,  — комментирует председатель совета директоров «Национальной Грибной Компании „Кашира“» Арунас Радзявичюс. Предприятие является крупнейшим в стране и сейчас вышло на объем 5,5 тыс. т в год.

В течение одного-двух лет в России может открыться множество новых комплексов, но есть риск перепроизводства грибов, тем более в условиях падения платежеспособного спроса, отмечает Семеньков. По расчетам «Агроинвестора», плановые мощности лишь десяти объявленных за последние два года крупных проектов превышают 137 тыс. т — то есть вдвое больше прошлогоднего объема рынка. Тем не менее пока доля российских грибов существенно не увеличилась, так как с момента введения продэмбарго новые комплексы еще не успели запустить и на рынке все еще преобладает импорт, добавляет гендиректор компании «Можайский шампиньон» (500 т в год) Павел Афонин.

«В торговых сетях каких только этикеток не встретишь. Если раньше это были хотя бы Словения или Хорватия, то сейчас в одном магазине в Воронеже нашел грибы якобы из Кот-д’Ивуара», — делится владелец «Белгородской грибной компании» (около 300 т шампиньонов в год) Сергей Радченко. Под видом продукции из таких экзотических стран, как правило, скрывается все та же польская, уверены участники рынка. «То, что раньше было польскими грибами, сейчас поступает под видом белорусских и других», — считает Афонин.

Эти выводы подтверждают и несложные подсчеты. «В 2015 году в Россию было ввезено 47,5 тыс. т грибов на $20,6 млн, из них 98% — из Белоруссии, хотя ранее ее доля не превышала 15%», — отмечает гендиректор компании «Агриконсалт» Андрей Голохвастов. Из открытых источников о резко выросших объемах производства грибов в соседнем государстве ничего не известно. Остается предполагать, что белорусские грибы — это реэкспорт из стран Европы, и вероятнее всего, из Польши, рассуждает он.

Давление такой продукции на рынок особенно остро ощущается в приграничной Белгородской области, отмечает Радченко. Чтобы успеть сбыть большие партии товара, поставщики предлагают сетям довольно низкие цены, в итоге отечественные производители проигрывают. Присутствие импорта сказывается на окупаемости проектов. «Чем ближе к западным границам — тем цены на грибы ниже и срок больше. Чем дальше на восток страны, тем грибы дороже и инвестиции вернутся быстрее», — говорит Хренов.

Тем не менее российским грибоводам, причем даже небольшим хозяйствам, стало значительно проще попасть в торговые сети. «Интерес ритейлеров к отечественной продукции связан с тем, что партии товара из-за рубежа периодически арестовывают и уничтожают. Поэтому они все больше обращаются к местным производителям, которые могут обеспечить бесперебойные поставки», — доволен Афонин. Для выхода в торговые сети многие предприятия обзавелись собственными линиями фасовки продукции, поскольку сети заинтересованы в красивой упаковке.

Кроме денег нужны знания

Сейчас строительство стабильного промышленного производства грибов даже минимальных объемов — в несколько десятков тонн продукции в месяц — обходится не менее чем в 40 млн руб. Средние инвестиции в комплекс мощностью 100 т грибов в месяц составляют примерно 250-450 млн руб., оценивает Афонин. Стоимость проекта зависит от наличия компостного производства. «Например, при создании комплекса полного цикла по выращиванию до 2,7 тыс. т шампиньонов в год по голландской („полочной“) технологии капитальные затраты составят приблизительно 1,1 млрд руб.», — уточняет Голохвастов. Для реализации аналогичного проекта, работающего на покупном компосте, потребуется около 800 млн руб. Дополнительно нужны инвестиции для покупки или аренды земельного участка. Но трудности бизнеса связаны не только с финансированием.

«Если бы знал, что так в этом увязну, может быть, и не пошел бы в грибной бизнес», — признается гендиректор СХП «Смольное» (Челябинская  область) Эльданиз Камилов. Сейчас оно производит около 200 т шампиньонов в год, хотя могло бы — в десять раз больше. Но вывести производство на полную мощность не так просто.

Для успешного функционирования предприятия необходимо соблюсти множество параметров. Прежде всего, необходимо подготовить разнопрофильные помещения и закупить оборудование. Например, для промышленного производства шампиньона строят механизированные комплексы, культивационные камеры и вспомогательные помещения. В камерах для выращивания грибов нужно поддерживать определенные климатические показатели, причем с очень высокой точностью. «Для этого понадобятся специальные климатические установки, источники тепла, холода и воды», — перечисляет Хренов. Кроме того, требуются стеллажи для размещения компоста и различные устройства для рыхления, полива почвы и сбора грибов.

Молодым предприятиям непросто удержаться на плаву, так как они еще не знают всех тонкостей, но и старые сталкиваются со сложностями, делится Семеньков. На производстве постепенно увеличивается бактериальный  фон, то есть помещения заражаются микроорганизмами, урожайность грибов падает. В результате компании банкротятся и уходят с рынка. Он вспоминает, что когда создавал свой комплекс, на рынок пришли еще 200-300 игроков, сейчас из них осталось только пять-семь хозяйств. «Сложность грибного бизнеса в том, что он совмещает множество наук: микробиологию, биохимию, ботанику, микологию; нужно постоянно соблюдать технологию, поддерживать чистоту», — рассказывает руководитель.

Свой компост выгоднее, но сложнее

Практически все производство грибов завязано на компосте. Подготовка субстрата, например, для шампиньонов, — это цепочка выверенных процедур. Сначала в определенных пропорциях готовится смесь из соломы, навоза и мела, причем свойства каждого ингредиента чрезвычайно важны. Специалисты ратуют за птичий помет, но говорят, что можно использовать коровий и конский навоз. Главное, чтобы он был качественным: примесь древесных стружек, используемых в качестве подстилки для птиц и животных, сразу снизит урожайность шампиньонов, так как смолистые вещества отрицательно влияют на их рост.

Смесь увлажняют и выкладывают слоями в бурты для ферментации. Начинается первая фаза: навозные штабели разогреваются из-за размножающихся в их толще микроорганизмов, солома становится бурой. Вторая фаза — пастеризация. Компост нагревают и кондиционируют, чтобы избавиться от патогенных микроорганизмов, насекомых и остатков выделявшегося на первой фазе аммиака, поскольку все это вредит грибам. На третьей фазе субстрат распределяют по камерам в предварительно обработанных паром, очищенных полустерильных помещениях и засевают мицелием — нитевидными ростками грибницы. После его разрастания сверху укладывают слой покровной почвы.

Важно поддерживать равномерную температуру, влажность и уровень углекислого газа, причем в каждой точке компостной массы. Только так можно гарантировать равномерный рост мицелия, высокую урожайность и снизить риск заражения компоста вредными микроорганизмами.

Для выращивания вешенки готовится менее плотный субстрат,  который пакуют в мешки, так как гриб растет на вертикальной основе. Так как при повышенном содержании углекислого газа вешенка развивается интенсивнее, в этом случае нет необходимости проветривать помещение.

Процесс подготовки компоста для шампиньонов занимает около 25  дней, грибы растут еще примерно 38 суток, уточняет Голохвастов. Работать на собственном компосте прежде всего могут крупные предприятия, поскольку для этого требуются инвестиции в оборудование и персонал. «У нас есть технологии, которые мы сами разработали, необходимые ресурсы и знания для организации такого производства», — говорит Арунас Радзявичус.

Хотя, по данным «Агриконсалта», даже лидеры рынка не отказываются от закупок импортного компоста. Например, та же «Кашира» приобретает компост у компании Baltic Champignons в Литве, а самостоятельно пока готовит небольшие объемы. Привозит субстрат из-за рубежа и другой крупный игрок — «ПЗ Приневское» (Ленинградская область, 1,3 тыс. т грибов). А вот у «Русской грибной компании» (Московская область, 1,7 тыс. т) есть собственное компостное производство.

Средние и малые предприятия чаще используют готовый компост, то есть работают на второй или третьей фазе. Однако это не сильно упрощает процесс выращивания грибов, поскольку возникает ряд рисков. «Компост вместе с мицелием завозим из Украины за евро, покровную почву везем из Рязани. Химические препараты — из Польши и Украины. Это основные затраты в себестоимости производства», — перечисляет Сергей Радченко. Девальвация рубля, из-за которой доля компоста в стоимости конечной продукции выросла с 40% до 60-70%, не единственная проблема. «Качество компоста второй фазы нестабильно, из-за этого урожай может быть меньше планируемого», — поясняет он.

На успешность бизнеса также влияет технология. На одном компосте могут собирать по три волны плодоношения грибов, и объем урожая — вопрос мастерства и знаний грибовода. Рентабельность производства в большей степени определяется не объемом понесенных затрат на его организацию, а урожайностью, подчеркивает Арунас Радзявичус. Также важную роль играют объемы производства: чем они больше, тем выше рентабельность. Камилов добавляет, что 50 работников могут выращивать 500 кг грибов в день, а могут и 3 т — все зависит от организации процесса.

«Грибной бизнес особенно выгоден при создании собственного компостного цеха, тогда рентабельность может достигнуть 150%. При работе на покупном компосте она составляет 45-50%», — сравнивает Голохвастов. Хренов оценивает рентабельность выращивания грибов на покупном компосте в 20-30%. Афонин приводит еще более скромные цифры — 12-18%. Это связано с тем, что до 60-70% всех расходов приходится на сырье, а компост его предприятие пока закупает в Польше. Для повышения доходности «Можайский шампиньон» планирует построить свой компостный завод.

Также в структуре издержек немалую долю составляют расходы на электроэнергию, причем летом они существенно повышаются, так как почву необходимо постоянно охлаждать, говорит Сергей Радченко. «В целом в стоимости товара по 140 руб./кг 90 руб./кг составляют затраты на производство, и то если все идет хорошо», — добавляет он.

Сектор пока без господдержки

Кроме свежих, на рынке немало консервированных грибов, их выпуск тоже мог бы стать неплохим каналом сбыта отечественной продукции. Но в этом сегменте сегодня доминирует Китай, и российские производители не рискуют в него идти из-за высоких рисков. «У китайской продукции низкая себестоимость за счет дешевой рабочей силы и использования довольно простых технологий, — рассказывает Афонин. — Они выращивают грибы в теплицах без капитальных строений. Производительность и урожайность получаются низкими, зато они берут объемами».

Еще один конкурент культивируемых грибов — лесная продукция. Сбор дикоросов в России в целом развит, поскольку леса есть практически в каждом регионе. Кроме того, что люди собирают грибы для собственного потребления, в этой нише есть и товарная продукция. Централизованной закупкой грибов у населения занимаются организации потребительской кооперации. Так, в 2015 году, по данным Центрального союза потребительских обществ, было закуплено 136 т свежих, соленых и маринованных лесных грибов в пересчете на свежие. 

Летом из-за притока лесных грибов, а также увеличения потребления овощей и фруктов спрос на культивируемые грибы падает на 15-20%, но к сентябрю рынок обычно восстанавливается, говорит Афонин.

В некоторых регионах производители грибов получают поддержку из областных бюджетов, но на федеральном уровне она не предусмотрена. О том, что грибоводство нужно приравнять к тепличным хозяйствам, говорилось много, но пока такого решения нет, отмечают участники рынка. Поэтому предприятия отрасли платят НДС по полной ставке в 18%, подчеркивает Семеньков.

Финансовая нагрузка усиливается из-за высоких ставок по кредитам. Практика субсидирования ставки до сектора еще не дошла, в результате при стоимости заемных денег в 15% годовых и рентабельности бизнеса на уровне 12% сложно говорить о развитии, отмечает Афонин. Кроме того, растут расходы на подключение к инженерным сетям. «Каскад» планирует расширять производство, уже построено несколько новых камер заращивания. Когда согласовали подключение к электроснабжению на 90 тыс. кВт, энергетики объявили стоимость — 1,3 млн руб., делится Семеньков. «Дай Бог, чтоб хотя бы не отменили санкции», — вздыхает он.

Сектор получит субсидии

Губернатор Московской области Андрей Воробьев в июле на заседании Правительственной комиссии по вопросам агропромышленного комплекса и устойчивого развития сельских территорий назвал грибоводство выгодной темой для страны. «Интересно, что мы 60 тыс. т шампиньонов и вешенок везем из-за границы и только 10% производим у себя в стране», — отметил он. В области принята региональная программа поддержки грибоводства, здесь оно является одним из приоритетных направлений сельского хозяйства. В частности, инвесторам возмещают до 25% понесенных капитальных затрат. Позже министр сельского хозяйства Александр Ткачев на совещании у президента Владимира Путина сказал, что страна ежегодно импортирует грибов на $2 млрд, хотя у нас «грибов как грязи». С 1 января 2017 года агроведомство рассчитывает начать субсидировать проекты по переработке грибов.

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»