Гриб, не зависящий от санкций. В России все чаще реализуются проекты по производству вешенки

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

Грибы попали в список санкционных товаров три года назад. Инвесторы, увидевшие в этой нише свои перспективы, за несколько лет анонсировали проектов на десятки миллиардов. Причем вначале они фокусировались на выращивании шампиньона — самого популярного в России гриба, но теперь сместили акценты на вешенку. Осенью будет запущено новое производство, которое может стать самым крупным в стране

Введение эмбарго на поставки грибов привело не только к росту инвестиций, но и цен на них в 2,5 раза, что, в свою очередь, отразилось на спросе. Если в 2013 году, по оценке «Школы грибоводства», потреблялось около 75 тыс. т, то в 2016-м было съедено лишь около 45 тыс. т. При этом потенциал рынка свежих грибов составляет порядка 200 тыс. т в ближайшие 5-7 лет, считает замгендиректора группы «АгроТИП» (занимается проектированием и строительством теплиц и комплексов по выращиванию грибов) Денис Пекарский. «Этот объем реально потребить, однако для достижения этого уровня потребуются снижение цен на культивируемые грибы и популяризация их потребления», — добавляет он.

Шампиньон или вешенка?

По оценке НПО «Биогрин», валовое производство грибов в России — шампиньонов и вешенки — составляет порядка 12-14 тыс. т в год. Для сравнения, США выращивают 450 тыс. т, Польша — свыше 250 тыс. т. Потребление культивируемых грибов в развитых странах составляет от 2 до 5 кг на человека в год, знает Пекарский. В России этот показатель существенно меньше 1 кг. Рынок же вешенки в стране и вовсе маленький: по разным оценкам, не более 10% от общего потребления культивируемых грибов.

Руководитель грибоводческого комплекса «Калужский субстрат» Илья Воронцов отмечает, что во всем мире объем потребления грибов растет, при этом доля шампиньона по отношению к другим грибам, в том числе к вешенке, неизменно снижается, пусть и невысокими темпами. Шампиньон — самый популярный в России культивируемый гриб. Только в Москве его реализуют более 200 т в день. При этом на 20 кг шампиньонов продается всего 1 кг вешенки.

По мнению управляющего партнера НПО «Биогрин» Владимира Филиппова, древорастущие грибы и вешенка в частности при правильном подходе к бизнесу вполне могут перетянуть на себя спрос части любителей шампиньона. «Вешенка постепенно заходит на шампиньонные территории, и однажды потребитель шампиньонов, купив хорошую вешенку, выращенную по правильной технологии, уже будет думать, что купить: привычный шампиньон или вешенку», — говорит он.

Инвестиции в выращивание шампиньонов в последние три года заметно активизировались. Анонсировано более десятка крупных проектов по выращиванию этого вида грибов на сумму свыше 30 млрд руб., приводит цифры Филиппов. «Вкладываться в такие производства стимулирует эмбарго: грибы попали под запрет сразу, с 2014 года, — напоминает топ-менеджер. — Но строить бизнес, который держится только на одном решении людей, стоящих у власти, рискованно, ведь ситуация может в любой момент измениться». Если эмбарго будет снято, на российский рынок вновь выйдут польские производители шампиньонов (основные поставщики импорта), у которых очень серьезная господдержка, отработанная годами технология, большие заводы, ориентированные на экспорт. С ними новым российским грибоводам конкурировать будет очень трудно, производство и сбыт станут крайне затруднительными, считает Филиппов.

А вот вешенку крупные российские заводы сейчас практически не выращивают. Кроме того, ее никогда не ввозили из-за границы в больших объемах, поэтому снятие эмбарго ей не страшно. По словам топ-менеджера, то, что реализуется в магазинах, в основном произведено небольшими отечественными компаниями. Как правило, импортную вешенку продают в готовом к потреблению виде — соленую, консервированную или жареную.

Вход в бизнес по выращиванию шампиньонов очень дорогой. Инвестиционный портфель должен составлять минимум несколько миллиардов, а то и десятков миллиардов рублей, знает Воронцов. Только в этом случае производители могут конкурировать с теми комплексами, которые сейчас существуют в Нидерландах, Венгрии, Польше, где объем производства напрямую связан с себестоимостью. Строительство предприятий по выращиванию вешенки, по словам специалиста, обходится значительно дешевле: проекты могут измеряться десятками миллионов рублей и быть успешными.

Пекарский же считает, что рынок шампиньонов интереснее рынка вешенки из-за своего потенциала роста. «Интерес инвесторов к выращиванию этого гриба был вызван практически полным отсутствием собственного производства шампиньонов: в 2013 году из примерно 120 тыс. т свежих шампиньонов, реализованных в России, лишь около 8-10 тыс. т были отечественными», — знает он. Гендиректор «Школы грибоводства» Александр Хренов добавляет, что из-за девальвации рубля импортный шампиньон, который занимает большую долю рынка, подорожал. Российские производители также подняли цену, в связи с чем выросла маржа и сектор стал более привлекательным для новых инвесторов.

Масштабные планы

Тем не менее НПО «Биогрин» решило сделать ставку на вешенку. Компания ставит перед собой цель не просто построить завод, на котором будут производиться древорастущие грибы, но и культивировать в России спрос на этот продукт.

Возводить первую очередь комплекса по выращиванию древорастущих грибов в Самарской области «Биогрин» начал в 2016 году. Были построены ростовые помещения, котельные, цех приемки, рассчитанный на все пять очередей, проведены 2,5 МВт электроэнергии, дороги, газ и прочая инфраструктура. Закуплено и установлено оборудование фабрики на 200 млн руб. В целом строительство первой очереди на 7 т грибов и 15 т субстрата ежедневно обошлось инвестору в 600 млн руб., из них половина — собственные средства. Кредитную часть пришлось собирать по нескольким банкам. «Мы долго не могли найти, кто нас профинансирует, прошли по всем крупным банкам, — вспоминает Филиппов. — В итоге оформили кредиты в трех небольших банках под ставки от 15 до 19%. Эти проценты наш проект выдерживает». Весь же проект обойдется «Биогрину» в 3,3 млрд руб. Он будет состоять из пяти очередей и включать, кроме производственного подразделения в Самарской области, ростовые помещения в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. «Они будут сравнительно небольшие, по 1,5 тыс. м каждое, но мы хотим их построить для того, чтобы потребители этих регионов каждое утро могли иметь свежий гриб без длительной перевозки», — рассказывает топ-менеджер.

Помимо вешенки, «Биогрин» планирует выращивать и более экзотические для российского рынка грибы. Вторая очередь проекта (планируется запустить в следующем году) будет производить королевские вешенки — еринги, а также шиитаке, маитаке, шимеджи. Последние не являются распространенными, но по ним есть сформированный рынок. Сейчас в рознице еринги стоят 1000 руб./кг — продукт не для массового спроса, и в нашей стране их практически не производят. Компания, по словам Филиппова, рассчитывает поставлять данный гриб по отпускной цене 300-320 руб./кг.

Третья очередь НПО предназначена для производства субстрата для продажи малым грибоводческим предприятиям. Также «Биогрин» планирует выпускать мицелий для выращивания шампиньона. У российских производителей этого гриба вскоре появится возможность закупать его по более выгодной цене и не зависеть от колебания курса валют (сейчас мицелий в основном импортный), обещает топ-менеджер.

Проект планируется реализовать к августу 2019-го. В результате компания намерена выйти на производственную мощность в 30 т грибов в день, или более 10 тыс. т в год. Окупить вложения планируется за 5 лет.

По мнению Филиппова, запуск производства на 7 т/сутки мало изменит рынок, который сейчас совсем не заполнен. «Конкуренции на рынке вешенки практически нет, поэтому ввод нашего предприятия не скажется даже на самых маленьких производителях», — считает он. Воронцов подтверждает: два года назад на предприятии «Калужский субстрат» был запущен временный проект по выпуску 4,5 т вешенки в сутки, которые производились в течение полугода. Рынок, по словам специалиста, не заметил этого объема. «Дефицит вешенки велик, но нужно учитывать, что у нас большое количество регионов, например Свердловская, Челябинская, Тюменская области, где почти совсем не потребляют культивированные грибы, так как люди предпочитают их не покупать, а собирать дикоросы», — обращает внимание он. При этом, считает Воронцов, в европейской части России дополнительные 10 т вешенки в сутки рынок переварит легко.

«Биогрин» планирует продавать грибы не только в России, но и на экспорт. Во Франции еринги сегодня стоят для потребителей € 14/кг, вешенка — € 9 евро/кг. Хотя, как признает Филиппов, выйти на зарубежные рынки достаточно сложно, возможно, начать придется с поставок туда субстрата и еринги, а далее «будем смотреть по ситуации», заключает он.

Вопрос цены

Для роста объема потребления вешенки в нашей стране необходимы стабильное поступление на рынок качественной продукции, а также популяризация данного гриба у потребителей, считает Хренов. Сейчас объем рынка — 5-7 тыс. т в год, это в 6-8 раз меньше, чем шампиньона. «Покупатель не знает вешенку: как показал наш опрос, 63% москвичей не покупают ее вовсе, — говорит он. — Часто потребителя не устраивает качество гриба на полке магазина, куда он уже поступает не всегда в лучшем виде, плюс к этому хранится в неподходящих условиях». Потенциал рынка также сильно зависит от розничной цены, добавляет эксперт.

Стоимость грибов в июне

По расчетам «Биогрина», вешенка его производства будет поставляться в сети по 120 руб./кг. Сейчас, по данным аналитической компании , сети получают этот гриб по 200-260 руб./кг и, добавив собственную наценку, выставляют его на полку по 100-115 руб. в фасовке по 300 г. «Если сеть будет закупать вешенку по цене 120-140 руб./кг, то в супермаркетах она будет стоить 170-180 руб./кг, а трехсотграммовую упаковку нашей продукции можно будет приобрести за 60 руб.», — уверяет Филиппов. Воронцов соглашается с уровнем цен, обозначенным остальными, и добавляет, что себестоимость производства вешенки сейчас составляет около 110-120 руб./кг. По его словам, этот гриб относится к группе товаров, на которые потребитель цену не знает. «Если подойти к покупателям и спросить, сколько стоит упаковка грибов, он точно не скажет, — говорит он. — Поэтому всевозможные акции, которые устраивают крупные сети, на вешенку и шампиньоны имеют крайне незначительное воздействие».

Сейчас в силу того, что большая часть вешенки производится небольшими сельхозпроизводителями, ее реализация в торговые сети идет в основном через посредническую компанию, которая ее фасует и отправляет в сети, что также добавляет наценку на продукт. «Биогрин» будет сотрудничать с ритейлерами напрямую, и это также позволит формировать более низкую цену. «Сейчас сети нацелены на работу с российскими производителями, особенно с крупными и надежными, которые заявляют определенные объемы и качество и выдерживают их», — утверждает Филиппов.

Существуют также надбавки за потребительскую и транспортную упаковку, доставку до сети, но в совокупности все это не должно приводить к тройному увеличению цены для покупателя. Пока получается, что стоимость грибов приравнена к стоимости мяса. Если ситуация не изменится, спрос будет сохраняться на нынешнем уровне, а если и будет прирастать, то крайне медленными темпами.

Сделать продукт дешевле специалисты «Биогрина» планируют за счет применения новых технологий. Предприятие, помимо гриба, будет производить субстрат для его выращивания из натурального сырья — отходов сельхозпроизводства, в числе которых — семечковая лузга, костра льна, гранулированная трава. «Сейчас вешенка выращивается в основном на соломе, наш субстрат другой, в гораздо меньшей таре, у него более высокая продуктивность, урожайность практически вдвое выше стандартной, — рассказывает Филиппов. — И несмотря на то, что наш субстрат несколько дороже, чем в среднем по рынку, его продуктивность и отдача несравненно больше». 

Значительная доля в себестоимости грибов приходится на энергетику. Вешенка растет при температуре 15 градусов, ей нужна вентиляция, орошение, климатика, которые должны поддерживаться постоянно. «Места, где растет гриб, — самые дорогие, и мы используем их эффективно. Ведется выращивание и сбор грибов только первой волны. Под каждый технологический процесс у нас есть свои ноу-хау», — говорит Филиппов. Порядка 4-5 операций на предприятии полностью роботизированы, специалисты компании заказывали оборудование, которое изготавливали специально под данное производство. «На выходе у нас будет высокотехнологичная грибная фабрика», — уверен топ-менеджер.

Пока без господдержки

Господдержка производителей грибов на федеральном уровне пока не предусмотрена, хотя отдельные регионы оказывают своим аграриям такую помощь. По словам Хренова, например, в Калужской, Белгородской областях сельхозпроизводители, выращивающие грибы, получают поддержку в подключении электричества, газа, оформлении разрешений на строительство.

Производство грибов

Филиппов считает, что какая-либо особая помощь грибоводам от государства, в общем-то, и не нужна. «В принципе, в сельском хозяйстве и так льготная система налогообложения. В этом году мы перешли на единый сельхозналог, нет ни НДС, ни налога на имущество, — рассказывает он. — Это уже дает возможность организовать бизнес, который позволяет и платить налоги государству, и зарабатывать самому». Единственное, что действительно нужно сельхозпроизводителям, — долгосрочные кредиты под «понятные» проценты, добавляет топ-менеджер. Если бы «Биогрин» имел возможность получить семилетние пятипроцентные кредиты, такие же, как предоставляет животноводам и производителям зерновых агрокультур, — процесс строительства предприятия шел бы гораздо быстрее. «Мы бы уже сейчас заложили все пять очередей одновременно, и через полтора года имели бы самый крупный завод по производству древорастущих грибов в Европе», — уверен Филиппов.

По оценке «Биогрина», производство древорастущих грибов в России будет интенсивно расти и в ближайшей перспективе может достигнуть 20-25 тыс. т. На данном этапе развития рынка места на нем пока хватит всем желающим, считает Воронцов. Объем предложения по вешенке сильно меньше спроса. «Конечно, по мере наполнения рынка менее рентабельные производства будут сворачиваться, а более прибыльные — расширяться. Но нам до этого пока далеко», — говорит он.

От импорта пока не уйти

Грибы в России — самый импортируемый сельскохозяйственный продукт. По данным НПО «Биогрин», до 85-88% от потребляемого ежегодно объема ввозится из-за рубежа. До эмбарго основным поставщиком была Польша, также значительная часть импортируется из Китая. Сейчас, по словам Владимира Филиппова, польский шампиньон все еще присутствует на российском рынке, проникая на него через Белоруссию.

Промпроизводство постепенно развивается

На рынке уже действует ряд крупных проектов по производству шампиньонов. Среди них племенной завод «Приневское», «Национальная грибная компания», «Орикс», «Агротехмаркет», а также недавно построенные предприятия «Русский Гриб» и «Грибная радуга». Кроме того, отмечает Денис Пекарский, заявлено еще около полутора десятка новых проектов на десятки миллиардов рублей.
Объявленных инвестиций в производства вешенки меньше, но их число тоже растет, акцентирует Илья Воронцов. Так, уже действует комплекс «Каскад» в Ростовской области, который производит порядка 1,5 т вешенки в сутки и планирует нарастить объемы до 2 т, а чувашская компания «Агрико» в ближайшей перспективе увеличит производство до 1,2 т/сутки. Кроме того, работает ряд небольших ферм, которые выращивают по 0,6-1 т. В 2018 году намечен запуск и более крупного предприятия — КДЦ «Инвест» в Калужской области, где будет производиться 4 т гриба в сутки.

«Биогрин» займется продвижением вешенки

Для популяризации не только потребления, но и производства вешенки «Биогрин» рассчитывает организовать продажи франшизы. «Мы готовы в любом регионе России построить ростовые помещения по нашим проектам, — делится планами Владимир Филиппов. — Для того, чтобы реализовать данную идею, хотим уже иметь с банком пройденную экспертизу нескольких проектов — маленького, среднего и крупного». По словам топ-менеджера, уже сейчас есть 30 заинтересованных лиц, которые хотели бы организовать небольшое ростовое помещение, вложить свою первоначальную долю и получить от банка оставшуюся сумму на постройку. А НПО возьмет на себя обязательства возвести это ростовое помещение за 2-3 месяца и будет обеспечивать предприятие готовым заинкубированным субстратом. Также компания гарантирует оказывать техническую поддержку, биоконтроль и станет в определенное время наблюдать за тем, чтобы выдерживались температура, климат и технологии. «Выращенные грибы производитель сможет продавать как сам — в маленькие магазины, так и через наши каналы сбыта», — говорит Филиппов.

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»