Подготовить и продать -Агроинвестор
Добро пожаловать на "Агроинвестор 2.0". Старую версию сайта можно найти по этой ссылке. Об ошибках и пожеланиях можно сообщить здесь.
Не более 5МБ
Спасибо! Вы подписаны на нашу рассылку!

Подготовить и продать
Ольга Акильева
Агроинвестор
январь 2013
Обработав овощи, можно заработать в несколько раз больше

Предпродажная подготовка овощей увеличивает их рентабельность до 100 и более процентов, а сам продукт можно реализовать в несколько раз дороже сырья. Но пока обработкой овощей и картофеля занимаются немногие хозяйства — во всяком случае, малые и средние агрофирмы. Одни специализируются на выращивании сырья, которое реализуют переработчикам либо продают самостоятельно. Другие объясняют, что если урожай выращивается менее чем на 1 тыс. га, то инвестиции в его обработку не окупаются. Всех останавливает высокая — несколько сотен тысяч евро — стоимость оборудования, кредиты на покупку которого к тому же не субсидируются.

Виктор Старовойтов, замдиректора ВНИИ картофельного хозяйства им. Лорха, называет предпродажную подготовку одним их самых доходных бизнесов в картофелеводстве. По его словам, рентабельность продаж овощей и картофеля после мойки и чистки может достигать 100% против 30−80% при реализации натурального картофеля. Поэтому многие компании занимаются только подготовкой и реализацией овощей — сами не выращивают сырье, а только закупают, хранят в специальных терминалах и реализуют в обработанном либо переработанном виде.

Добавляют стоимости

Одна из таких компаний — «Белая Дача», полностью отказавшаяся от возделывания тепличных овощей и зеленных агрокультур в Подмосковье еще несколько лет назад и построившая в нескольких километрах от МКАДа перерабатывающий завод мощностью 50 т/сут. и стоимостью $ 18 млн. На предприятии выпускаются свежие салаты и овощи, планируемый срок окупаемости технологических линий — 4−5 лет, рассказывает Ксения Кимельман — директор по развитию компании «Белая Дача Трейдинг». Вся продукция очищена, вымыта, при необходимости — нарезана, упакована в пленку с использованием модифицированной газовой среды. Основные каналы продаж — продовольственный ритейл, horeca и «Макдоналдс». Последний — основной клиент компании, замечает Кимельман: его доля в продажах составляет 70% в натуральном выражении, меньшая часть — 10% — приходится на сегмент horeca. Из-за небольшого срока реализации (5 дней) рынок сбыта ограничен центральными и северо-западными регионами, добавляет она. «Малино» — один из самых крупных в Московской области про¬из¬водителей кар¬то¬фе¬ля и ово¬щей открытого грунта (возделывает 15 тыс. га). «Мы подготавливаем к продаже картофель, морковь, свеклу, лук и капусту», — говорит Дмитрий Кобзев, руководитель направления переработки овощей. Клиенты компании — структуры правительства Москвы (госзаказ), сетевые магазины, заводы-производители пюре, замороженных овощей, готовых полуфабрикатов и т. д. Им «Малино» продает мытые овощи навалом и расфасованные — в сетке (1,5−25 кг), на подложке (0,5−1,0 кг), вакуумных полимерных пакетах (очищенные и/или резаные — 0,3−10 кг), а также очищенные вареные. Последние тоже реализуются в полимерных пакетах аналогичного объема и могут быть нарезаны.

Расходы на обработку и переработку высокие, сетует топ-менеджер. «Вымыть продукцию стоит примерно 2 руб./кг, — оценивает Кобзев. — Например, осенью, когда цена сырья составляет 5−6 руб., мойка составляет 30% его стоимости. Очистка и вакуумизация обходятся еще примерно в 15 руб./кг». А варка очищенных овощей и картофеля еще дороже — порядка 70 руб./кг, добавляет он. Продукция, обработанная до состояния полуфабриката высокой степени готовности, имеет срок годности 3 месяца.

Кобзев уверяет, что компания не зарабатывает дополнительной маржи на подготовке сырья — просто «стоимость продукции повышается на себестоимость ее обработки». Средняя рентабельность продаж, по его словам, составляет 10%. Причины низкой маржи — высокая конкуренция производителей такой продукции и дорогие кредиты на закупку оборудования, думает Кобзев. Да и само импортное оборудование недешевое, продолжает он: простейшие машины и линии стоят от € 100 тыс., а средняя цена комплекта оборудования — € 400 тыс. Инвестиции в приобретенные «Малино» несколько лет назад технологические линии еще не вернулись. «По нашим расчетам, средний срок окупаемости оборудования составит 4−5 лет», — прикидывает Кобзев.

Большинство опрошенных «Агроинвестором» участников рынка, впрочем, говорят, что маржа овощей после предпродажной подготовки может быть в несколько раз выше в сравнении с реализацией сырья. В 2005 году заняться обработкой картофеля решил тульский предприниматель Андрей Казючиц (статью о его компании «Тульская нива» см. в апрельском выпуске «АИ»). Он был недоволен низкой маржей натурального картофеля и решил скорректировать стратегию, сосредоточившись на производстве вымытого, фасованного, откалиброванного и брендированного, который позиционирует в премиум-сегменте. Всего у компании, по данным с ее сайта, 9 видов продукта, в том числе для приготовления в микроволновой печи и низкокалорийный.

Для хранения урожая, который компания выращивает самостоятельно (покупая 6 тыс. т/год импортного картофеля только в низкий сезон), Казючиц в 2009 году построил склад на 20 тыс. т единовременного хранения, из которых 3 тыс. т — холодильные мощности. Из всех секторов картофельного рынка этот самый дефицитный, а норма прибыли — она из наиболее высоких, доволен Казючиц. Маржа от реализации мытого фасованного картофеля может быть трехзначной, следует из его слов: себестоимость килограмма картофеля — 3 руб.; доставка в Екатеринбург обходится еще 4 руб./кг, а в Москву — в восемь раз дешевле, 0,5 руб./кг. При этом продается продукт в сетях в среднем по 20 руб./кг. В марте корреспондент «Агроинвестора» приобрел в московском «Седьмом континенте» трехкилограммовый пакет картофеля «Тульской нивы» за 134 руб. (45 руб./кг).

«МОРО» из Ленинградской области 10 лет занимается предпродажной подготовкой овощей и картофеля (сортировка, калибровка, мойка и упаковка в полиэтиленовые пакеты), которые закупает у аграриев из разных регионов. Заготавливается 250 т/год, рассказывает Виктор Бессонов, директор по развитию производства «МОРО». Продукция из хранилищ компании поступает в ее распредцентры, а оттуда отгружается ритейлу. Оценка стоимости оборудования у Бессонова такая же, как у Кобзева из «Малино», — фасовочное стоит € 200 тыс., а покупка моечных линий увеличивает эту сумму в 1,5 раза. Об объеме инвестиций в обработку овощей, их окупаемости и рентабельности этого бизнеса Бессонов говорить не захотел.

Проекты на перспективу

Не все агропроизводители, особенно возделывающие овощи на небольших угодьях, готовы вкладывать в обработку и переработку. Они говорят, что такие проекты в принципе интересны, но предпочитают выращивать сырье и реализовывать его переработчикам либо продавать самостоятельно. В самарской «Веге» о предпродажной подготовке «только задумываются», говорит исполнительный директор Михаил Котов. Он реализует натуральный картофель по 7 руб./кг и не готов нести дополнительные затраты на создание добавленной стоимости этого продукта. Даже фасовка в сетку (1,5 кг), не говоря уже об обработке, повышает затраты на 30%, подсчитал он. «Со временем» Котов планирует поставлять картофель местным торговым сетям, а при реализации такого проекта без оборудования для мойки и фасовки уже не обойтись, признает директор. Вымытый и расфасованный картофель можно продавать ритейлорам по 9−9,5 руб./кг, знает Котов. Но «Вегу» не устраивает стоимость оборудования: линия мойки обходится в $300−500 тыс. Инвестировать такие средства компания не готова, резюмирует топ-менеджер. «Не исключено, что в течение ближайших двух лет мы введем оборудование, предусматривающее сортировку, мойку, сушку и фасовку картофеля, — размышляет Валентина Осипова, глава КФХ «Нива», (Московская обл., 50 га картофельных угодий). — Это могло бы увеличить его цену в два раза — с 6 до 12 руб./кг». Подробных расчетов она не проводила, но уверена, что обработка увеличит рентабельность продаж. Даже минимальная подготовка сырья в хозяйстве — отбор крупных клубней высокого качества и их упаковка в розничную сетку по 4,5 кг — позволяет реализовать продукт почти втрое дороже, по 15 руб./кг. Впрочем, этот проект у «Нивы» пока под вопросом: поставлять картофель сетям КФХ не планирует, купить импортное оборудование невозможно дешевле 3 млн руб., а отечественные компании его не выпускают, говорит Осипова. Вот если бы небольшую технологическую линию для предпродажной подготовки можно было приобрести за 1 млн руб., то она окупилась бы за 2−3 года, думает глава «Нивы».

У новгородского «Еврохимсервиса» 200 га картофеля и 10 га моркови. Несмотря на то, что мойка и фасовка добавляют к продажной цене примерно 2 руб./кг, перерабатывать товарное сырье на данный момент компании неинтересно, говорит председатель совета директоров Игорь Лазуко: «Фасовать продукт требуют только магазины и торговые сети, с которыми мы не сотрудничаем. И потом, им нужна сетка объемом 1−10 кг. Мы же реализуем картофель и морковь оптовикам — вологодским, череповецким и ленинградским продуктовым базам». Однако «в перспективе» привлекательной выглядит возможность очистки для дальнейшей продажи комбинатам питания и столовым так называемого фуражного картофеля — небольших клубней, которые сейчас компания вынуждена реализовывать животноводам по 1,5 руб./кг или даже выбрасывать, говорит Лазуко. Такой картофель обладает всеми потребительскими свойствами и мог бы продаваться на 2 руб./кг дороже неочищенного продовольственного, считает он.

«Солана агро-сервис» (Самарская обл., 1,5 тыс. га) выращивает картофель и все основные виды товарных овощей. Компания продает продукцию ритейлу, который требует поставок «полного ассортимента овощей», объясняет Раиль Рахимов, руководитель отдела растениеводства. Автоматизированных линий предпродажной подготовки и упаковки у компании нет, в планах только приобретение полного комплекта оборудования для основной агрокультуры — картофеля. В конце 2008 г. компания уже купила линию сухой чистки и сейчас фасует клубни в сетку по 3, 5, 10 и 20 кг.

Минимальная площадь земли под картофелем должна быть от 1 тыс. га — тогда в предпродажной подготовке и переработке будет экономический смысл, убедился Павел Сандркин, директор фирмы «Картофелев» (Ульяновская область). В компании присматривались к комплексу оборудования для мойки и фасовки, которое стоит 6 млн руб., и решили, что оно не окупится: картофель выращивается всего на 200 га угодий. Сейчас агрофирма упаковывает его и реализует в мешках-сетках (40 кг) по 8−9 руб./кг. «Предпродажная подготовка в нашем хозяйстве, не считая упаковывания, заключается только в сортировке — ручной и на сортировальном пункте», — подытоживает Сандркин.

Нужен масштаб

Если хозяйство производит 1−2 тыс. т картофеля, то ему выгодно заниматься предпродажной подготовкой, поддерживает Сандркина Старовойтов из ВНИИ картофельного хозяйства. «При этом оборудование, конечно, дорогое», — признает он. Чтобы сельхозпроизводители быстрее переходили от простой упаковки овощей в сетку к обработке, нужно субсидировать кредиты на приобретение оборудования — так, чтобы эффективная ставка была 8−10%, считает эксперт. Сейчас такие линии можно приобрести только на рыночных условиях. Пока в России перерабатывается менее 2% от общего объема производства, составляющего в среднем 31 млн т/г. Из картофельного сырья делают чипсы, пюре и т. д. Спрос на обработанные овощи и полуфабрикаты из них генерируют в основном крупные торговые сети, поддерживает участников рынка Андрей Голохвастов, гендиректор «Агриконсалта» (Санкт-Петербург). Производителям необходимы достаточно серьезные объемы годового производства, чтобы заинтересовать ритейл, говорит он. «Например, 400 га посадок картофеля, при средней урожайности 30 т/га, дадут 12 тыс. т продукции в год, а овощей — при урожайности 50 т/га [и на той же площади] - 15 тыс. т, — приводит он пример. — Такие объемы уже интересны розничным сетям». Предпродажная подготовка, говорит Голохвастов, резко повышает рентабельность овощеводства. Средняя цена натурального картофеля в 2009 г. составляла 8−9 руб./кг, а в супермаркетах цена килограммового пакета вымытого картофеля доходила до 30 руб./кг, — сравнивает он. Правда, не всегда известна наценка переработчиков и магазина. «Но, думаю, подготовленный к продаже картофель сельхозпроизводитель или переработчик могут реализовывать по 20 руб./кг», — предполагает эксперт. По его словам, после мойки и фасовки рентабельность овощей и картофеля может вырасти с 20−25% до 40−50%.

Кто это делает
По данным ВНИИ картофельного хозяйства им. Лорха, в числе крупных компаний, обрабатывающих и перерабатывающих овощи и картофель, — «Агротрейд», «Белая дача» и «Экоовощ». «Они поставляют продукцию «высокой степени готовности к потреблению», — говорит Виктор Старовойтов. А в Чувашии, знает он, завершается строительство завода по выпуску очищенного, и стерилизованного картофеля в вакуумной упаковке с длительным сроком хранения мощностью 30 тыс. т/год (инвестор — ООО «ТАВ»).
Статьи по теме
Рекомендации
Показать еще