Выживают только с господдержкой: без субсидий молочное животноводство часто убыточно -Агроинвестор
Добро пожаловать на "Агроинвестор 2.0". Старую версию сайта можно найти по этой ссылке. Об ошибках и пожеланиях можно сообщить здесь.
Не более 5МБ
Спасибо! Вы подписаны на нашу рассылку!

Выживают только с господдержкой: без субсидий молочное животноводство часто убыточно
Ирина Шуваева
Агроинвестор
июль 2016
Производство молока — одна из самых низкорентабельных, долгоокупаемых и технологически сложных отраслей. Нередко цена сдаваемого сырья едва покрывает затраты на его производство. Причина — высокая себестоимость. Выйти из положения позволит правильная бизнес-схема, позволяющая получать приемлемую маржу
Цены на молоко резко выросли в 2013 году
Фото: Легион-Медиа

Закупочные цены на сырое молоко за последние два-три года значительно выросли. Его средняя стоимость в мае составила 20,8 руб./кг за первый сорт и 22,9 руб./кг за высший (с учетом НДС). В начале лета молоко стоило примерно на 2% дороже, чем год назад, а по сравнению с показателями 2013-го цены увеличились на 40%, обращает внимание старший эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Вадим Семикин. Три года назад молоко у сельхозпроизводителей закупали по 14,8 руб./кг и 16 руб./кг за первый и высший сорт. Однако, несмотря на позитивную ценовую динамику, молочное животноводство по-прежнему остается одной из самых низкорентабельных отраслей.

Ценовая ситуация

Цены на молоко резко взлетели во второй половине 2013 года, когда ощутимо — на 5−6% к 2012-му — уменьшился объем производства. «Причиной стало значительное сокращение стада молочных коров — на 6,5% за год, — поясняет Семикин. — В результате даже летом не было сезонного падения цен на молоко, так как на рынке отмечался дефицит сырья». А с августа 2013-го его стоимость начала расти, достигнув к началу 2014 года отметки в 20 руб./кг за первый сорт и 22,5 руб./кг за высший.

К числу факторов, влияющих на рост стоимости молока, в первую очередь можно отнести мировой уровень цен на него — до введения в России продовольственного эмбарго этот фактор был ключевым, говорит гендиректор Petrova Five Consulting Марина Петрова. Кроме того, имеет значение цена кормов, на которые приходится до 60% себестоимости производства молока, а также соотношение спроса и предложения на отечественном рынке. Сейчас производство молока-сырья сокращается, и в пиковые периоды наблюдается его нехватка.

В последние годы надои в сельхозорганизациях существенно не увеличиваются (см. график на стр. ХХ). В то же время, по словам Петровой, спрос на молоко и молочные продукты рос до середины 2015-го, вместе с ним повышались и цены на сырье. Но затем началось перераспределение спроса и уменьшение потребления молочной продукции. По данным Росстата и ФТС, в 2015 году рынок сыра сократился на 20% по сравнению с 2014-м, сливочного масла — на 7%, кисломолочных продуктов — на 2%, при этом рынок творога прибавил 5%.

Согласно Росстату, в апреле этого года средняя закупочная цена сырого молока под влиянием фактора сезонности снизилась на 1% относительно марта и составила 21,7 руб./кг. Тем не менее это на 1,6% больше, чем в апреле 2015-го, сравнивает председатель правления Национального союза производителей молокаСоюзмолоко») Андрей Даниленко. «То, что сегодня цены выше уровня прошлого года, связано с увеличением себестоимости производства молока из-за девальвации рубля и инфляции», — поясняет он.

В этом году закупочная цена на сырое молоко практически не выросла, добавляет гендиректор пензенской «Русмолко» (16 тыс. КРС на 1 мая 2016 года, производство молока — около 160 т в сутки) Суманта Кумар Де. И это несмотря на растущие производственные затраты, удорожание кормов и импортных составляющих себестоимости. «Это, конечно, не очень выгодно производителям молока, но, с другой стороны, может положительно сказаться на динамике потребления молочной продукции. А растущее потребление — положительный фактор для отрасли в целом», — считает он.

Племзавод «Красногвардейский» (Ленинградская область, 33 т молока в сутки) в этом году сдает сырье примерно по 25 руб./кг с учетом надбавок. «Это именно наша цена, у других производителей она может быть иной. Ведь все зависит от качества, валового производства, личных отношений с заводами», — подчеркивает директор хозяйства Олег Сергиенко.

Вологодский племзавод «Родина» (16 тыс. т/год) реализует молоко в среднем по 22 руб./кг. «Но для такой цены продукция должна быть высшего сорта», — отмечает директор предприятия Геннадий Шиловский. При этом цена по сравнению с 2015-м упала на 1,5 руб./кг, обращает внимание он.

Себестоимость все выше…

По данным «Союзмолоко», с 2012 года средняя закупочная цена молока выросла примерно на 50%. Но даже такая динамика не позволяет его производителям получать стабильную маржу. Основная причина — постоянно растущая себестоимость производства. По оценке Петровой, сейчас на современных фермах она в среднем доходит до 23,5−24,5 руб./кг. «Только государственная поддержка в виде субсидий на литр выводит их в плюс, — говорит она. — Современные предприятия могут быть прибыльными только с компенсацией постоянных затрат». Любая задержка субсидий немедленно ведет к кассовым разрывам у сельхозпроизводителей, и если раньше они могли получить краткосрочные кредиты, то теперь сделать это довольно сложно, добавляет эксперт.

Себестоимость производства молока на старых фермах ниже, чем на современных, отмечает Андрей Даниленко. «У немодернизированных хозяйств этот показатель может быть около 15 руб./кг, а у построенных с нуля или модернизированных только операционные затраты составляют 15−16 руб./кг, плюс еще 6−7 руб./кг — капитальные, — знает он. — Так получается в первую очередь из-за высокой кредитной нагрузки». Хотя чисто теоретически, когда затраты распределяются на более крупный объект, себестоимость должна получаться ниже. Но существует еще и человеческий фактор: системы управления на крупных фермах сложнее, а с неэффективным менеджментом себестоимость может быть выше. Ведь на показатель влияют и стоимость кредитных ресурсов, и цена кормов, и такие составляющие как транспортная удаленность предприятия, генетика, необходимость модернизации.

Дорогим российское молоко делает балансовая, а не производственная часть себестоимости, считает Суманта Кумар Де. «Негативное влияние на себестоимость и конкурентоспособность оказывают три фактора: доступность капитала, стоимость денежных ресурсов и слишком часто изменяющиеся условия получения государственной поддержки, — перечисляет он. — Стабильность — это самое важное, что нужно молочному животноводству». Срок инвестирования в молочный проект — 10−15 лет, и в течение всего этого времени условия работы должны быть неизменны.

Гендиректор «Залесье-Агро» (Калининградская область, объем производства — 60 т в сутки) Вячеслав Пак говорит, что на себестоимость влияют параметры курсов валют, а они зависят от общей конъюнктуры. Свой вклад также вносят стоимость энергоносителей, запчастей, уровень зарплат, цена упаковки, если у предприятия есть собственная переработка, добавляет президент компании «Русское молоко» (18 тыс. т/год) Василий Бойко-Великий.

На «Красногвардейском» себестоимость производства молока в последние два года держится на уровне 20 руб./кг и может изменяться в зависимости от стоимости корма, делится Олег Сергиенко. А на племзаводе «Родина» показатель превысил 22 руб./кг. «Это полный кризис производства», — констатирует Шиловский.

…рентабельность ниже

По оценке Petrova Five Consulting, текущие цены на молоко-сырье позволяют получать рентабельность, с учетом господдержки, в пределах 10−12%. Более эффективными и прибыльными являются вертикально-интегрированные хозяйства полного цикла — со своими кормами, занимающиеся воспроизводством скота и переработкой молока. Применение современных технологий позволяет повысить эффективность работы и качество сырья. Но также многое зависит от продуктивности стада и используемых кормов, условий содержания и т. д., уточняет Петрова.

Даниленко считает, что рентабельность зависит от каждого конкретного производителя: есть предприятия на старте инвестиционной фазы, те, кто почти выплатил кредит, и те, кто остро нуждается в модернизации. «Доходность может быть и нулевой, и отрицательной, тогда ферма будет выживать только за счет господдержки. Но рентабельность может стать и очень высокой, если производитель сам перерабатывает молоко, выпускает элитную и высокомаржинальную продукцию», — комментирует эксперт.

Он подчеркивает, что старое хозяйство в краткосрочной перспективе может иметь хорошую доходность. Но если в его модернизацию ничего не вкладывается и нет планов инвестировать в ближайшие три-четыре года, то со временем рентабельность будет падать. «Если же ферму станут модернизировать, то какое-то время она будет убыточной. Порог безубыточности, как правило, достигается через семь-восемь лет», — утверждает он. Хотя многое зависит от наличия кредитных средств, залог успеха молочной отрасли — в современных технологиях и эффективном управлении, а также в резерве оборотного капитала на ближайшие пять-семь лет. При этом самая серьезная проблема старых предприятий — высокий средний возраст работающих. «Молодежь туда не идет, поэтому постепенно кадры выбывают», — добавляет эксперт.

Петрова уверена, что фермы необходимо модернизировать, так как благодаря этому повышается качество молока, но без господдержки это экономически нецелесообразно. Господдержка производителей молока — распространенная мировая практика, но она должна быть комплексной и регулярной, чтобы сельхозорганизации и фермерские хозяйства могли получать доход. Прежде всего, для АПК важна доступность кредитов, что обеспечит возможность поэтапного развития. Кроме того, поскольку агробизнес связан с внешними рисками, в частности стихийными бедствиями (засуха, наводнения, эпизоотии и др.), важна система страхования для покрытия возможных убытков. Для сокращения себестоимости и зависимости от зарубежных поставок необходимо создавать собственное производство кормов, наладить в стране выпуск ветеринарных препаратов, развивать племенное молочное животноводство, а также производство оборудования, включая упаковочное. «Также важно создание сельской инфраструктуры: дорог, образовательных учреждений, больниц и т. д.», — считает эксперт. Даниленко соглашается, что важнейшую роль играет обязательность и гарантированность господдержки.

Как повысить маржу

Чтобы увеличить доходность, сельхозпроизводители в первую очередь работают над снижением себестоимости. Например, «Русмолко» уделяет большое внимание кормлению и обеспечению стада кормами собственного производства. «Выходом также стало решение вопроса с завозом племенного скота, стоимость которого значительно выросла из-за девальвации рубля», — рассказывает Суманта Кумар Де. В 2015 году компания открыла первую очередь собственного центра по выращиванию ремонтного молодняка на 5,2 тыс. животных. Стоимость проекта составила более 700 млн руб. Это позволило значительно сократить поставки нетелей из-за рубежа. «Если несколько лет назад практически весь скот был импортным, то в этом году 2,1 тыс. нетелей будут поставлены на фермы из нашего репродукционного центра и только 1 тыс. животных — из-за рубежа», — доволен топ-менеджер.

«Красногвардейский» стремиться снизить себестоимость за счет самостоятельного производства кормовых смесей, выпуска высокобелковых кормов, например рапсового жмыха, травяной муки. Также хозяйство работает над повышением квалификации сотрудников и импортозамещением в сфере обслуживания и ремонта оборудования. «Планируем увеличить мощности своего рапсового завода, есть планы расширения стада скота, ведь большее количество коров на то же число сотрудников и техники также позволяет уменьшить себестоимость», — говорит Сергиенко.

«Русское молоко» тоже снижает себестоимость путем повышения производительности труда, модернизации производства и сокращения трудозатрат на 1 кг продукции, отмечает Бойко-Великий. У компании есть собственная переработка, но, несмотря на рост себестоимости, цену готовой продукции начиная с ноября 2014 года «Русское молоко» поднимало только один раз — на 8%. «Итоговая рентабельность производства молока очень низкая, — сетует руководитель, не уточняя цифр. — Во многом так получается из-за больших совокупных торговых наценок, увеличения цен на энергоносители, запчасти и прочие комплектующие».

Для повышения доходности бизнеса компания наращивает сбыт за счет ввода новых продуктов и расширения своего присутствия в магазинах. «Для повышения рентабельности у нас уже закуплено более современное оборудование, которое даст возможность при сохранении качества и натуральности продукции увеличить срок ее годности с семи до 14 суток, что позволит сократить возвраты и расширить географию продаж», — заключает он.

У «Родины» о рентабельности производства молока речи сейчас не идет речи. «Только пытаемся что-то сделать для понижения себестоимости, как-то на топливо цены повышают, то на удобрения, вырос в цене металл — запчасти стали дороже, все одно к одному. Получается, копим долги и все», — сетует Шиловский. В этом году компания впервые работает с убытком. «Рентабельность отрицательная. Затраты на производство не окупаются, — признает руководитель. — Вся надежда на поддержку государства, с ней есть призрачные шансы вывести предприятие из кризиса. Стараемся хотя бы просто выжить и не разориться».

Чтобы повысить маржинальность молочного бизнеса, Петрова советует наращивать продуктивность коров, укрупнять фермы и выстраивать вертикально-интегрированные холдинги, а также объединяться в кооперативы. «Успешный опыт европейских производителей, например Valio или FrieslandCampina, подтверждает, что объединение сельхозпроизводителей в кооперативы при четком разграничении ответственности ведет к увеличению объемов производства молока и продаж готовой продукции внутри страны, а также к повышению доходности производства», — утверждает она.

Еще один вариант повышения рентабельности молочного животноводства — развитие в России смежных отраслей: производство внутри страны оборудования для нужд сектора, упаковочных материалов, кормов для сокращения зависимости от зарубежных поставок. Также выгодно поставлять на экспорт биржевые молочные продукты, например сухое молоко, масло, сыр и подсырную сыворотку. «Но, к сожалению, сегодня Россия импортирует молокоемкие продукты, и позитивных трендов пока не наблюдается», — добавляет Петрова.

Производство пока растет
По данным Минсельхоза, за четыре месяца 2016 года производство молока в сельхозпредприятиях выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 145,4 тыс. т, или 3,1%, и составило 4,9 млн т.

Наибольший прирост получен в Воронежской (15,6%), Кировской (5,4%) областях, Краснодарском крае (6,5%), Татарстане (4,4%), Удмуртии (5,8%) и Башкортостане (6,2%). Снижение производства молока допустили Омская (4,1%), Оренбургская (5,7%) и Пензенская (6,1%) области, а также Кабардино-Балкария (18,4%).

Надой молока в расчете на одну корову в сельхозорганизациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, составил 1951 кг, что на 99 кг (5,3%) больше аналогичного показателя 2015 года. Наибольший прирост молочной продуктивности достигнут в Москве (плюс 497 кг, или 19,8%), Нижегородской (313 кг, или 16,6%), Смоленской (311 кг, или 19,7%) и Псковской (294 кг, или 16,3%) областях.
Статьи по теме
Рекомендации
Показать еще