Правительство ждет роста доходов населения

Участники рынка пока не рассчитывают на восстановление платежеспособного спроса

Минэкономразвития прогнозирует, что потребление снова станет драйвером экономики
Минэкономразвития прогнозирует, что потребление снова станет драйвером экономики

Падение реальных доходов населения закончилось, об этом сказал вице-премьер Игорь Шувалов выступая на бизнес-форуме «Россия-Сингапур». Также чиновник отметил, что у некоторых групп доходы немного растут, и в следующем году эта тенденция станет массовой, рассчитывают власти. Так, Минэкономразвития, согласно базовому сценарию прогноза социально-экономического развития страны на 2017-2019 годы, ожидает увеличения доходов населения на 0,2% в 2017 году после снижения на 5,6% в этом. Реальная заработная плата может вырасти на 0,3% уже в 2016-м, а в следующем прибавит еще 0,4%, оценивает ведомство. При этом уровень инфляции может уменьшиться с 5,8% в 2016-м до 4% в 2017 году. На этом фоне оборот розничной торговли перестанет падать, и после минус 4,6% в 2016-м в следующем году покажет плюс 0,6%. Как результат — увеличение потребления вновь станет главным фактором экономического роста в стране, полагает Минэкономразвития.

«Потребительский спрос должен в будущем году ожить, сейчас потребители ведут себя достаточно аккуратно», — цитирует Шувалова РИА «Новости». По данным , за январь-октябрь реальные располагаемые доходы населения снизились на 5,3% к аналогичному периоду 2015 года, хотя в октябре действительно был прирост на 1% относительно сентября. Реальная заработная плана прибавила 0,5% по итогам десяти месяцев (плюс 0,6% к сентябрю). Оборот розничной торговли за этот период был на 5,3% меньше, чем годом ранее, но на 0,7% больше, чем в сентябре.

Падение доходов населения негативно влияет на агроотрасль, хотя отдельные сектора (например, сахар и консервы), напротив, видят рост спроса, говорит начальник Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Дарья Снитко. «Полагаю, на базовые показатели спроса в натуральном выражении — потребление крупных групп товаров: мяса в целом, овощей, хлеба, кондитерских изделий — эти изменения сильно не влияют, просто покупатели переходят из высоких ценовых сегментов в эконом-сегмент, — рассуждает эксперт. — А вот на важные тенденции агрорынка, такие как развитие производства органической и фермерской продукции, функциональных продуктов, спортивного и диетического питания, увеличение ассортимента товаров падение доходов влияет крайне негативно, поскольку увеличение спроса в этих нишах замедляется». Тем не менее, поскольку рынки постепенно стабилизируются, а перспективы экспорта и роста спроса внутри страны становятся более определенными, в 2017-м в отрасли может возобновиться инвестиционный бум, добавляет эксперт.

Гендиректор «» (крупнейший производитель риса в стране) Юрий Белов считает, что экономическая ситуация в следующем году будет аналогична нынешней, в частности потребительский спрос останется примерно на существующем уровне. «Поэтому мы собираемся заниматься оптимизацией производственных процессов и улучшением операционной эффективности, — делится Белов. — Будем работать над снижением себестоимости продукции за счет развития собственного семеноводства, более эффективного использования земли, стандартизации производственного процесса, углубленного анализа почв». Кроме того, «» продолжит развивать овощное направление, инвестировать в суперинтенсивные сады, в выращивание и производство риса. «Если на рынке появятся интересные активы по адекватным ценам — будем приобретать, но пока конкретных предложений нет», — добавляет он.

Гендиректор «» (один из ведущих игроков на рынках свинины, сахара и масложировой продукции Максим Басов ожидает, что в 2017-м потребительский спрос будет стагнировать. Тем не менее, холдинг планирует увеличить производство потребительской продукции и экспорт. «В следующем году мы сделаем рекордные инвестиции, крупнейшими направлениями которых будут свиноводство в Приморье и Тамбовской области, сахарное производство — в Курской, масложировой бизнес — в Самарской области. Также во всех регионах работы будем вкладывать в развитие сельхозбизнеса», — рассказал он «».

Еще один лидер продовольственного рынка — холдинг «Эссен Продакшн» (в частности, выпускает майонез, кетчуп и другие товары под брендом «Махеевъ», занимая 17% российского рынка соусной продукции) — тоже столкнулся с влиянием снижения покупательской способности. Одно из направлений бизнеса группы — производство кондитерских изделий, она выпускает до 22 тыс. т продукции в год. Если года четыре назад, когда «Эссен Продакшн» начинала работу в этом сегменте, цена в 300-400 руб./кг конфет была нормальной, то сейчас дороже 120-150 руб./кг почти невозможно продать, отмечает первый замгендиректора холдинга Александр Цыпленков. «Люди отказываются от дорогих конфет, переходят на печенье и т. п. продукцию», — говорит он. При этом в секторе ограничены возможности для уменьшения себестоимости, поскольку большая доля используемого сырья ввозится из-за рубежа, и его цена привязана к курсам валют. Например, хороший миндаль можно купить только в Калифорнии, но при его стоимости 1,2 тыс. руб./кг цена конфет получается «неподъемной», сетует топ-менеджер.

Однако холдинг тоже планирует инвестировать в развитие бизнеса: в начале 2017 года на кондитерской фабрике группы будет запущена новая линия мощностью 7 т/сутки. Инвестиции оцениваются в 500 млн руб. Нивелировать падение спроса внутри страны компании помогает экспорт, так, в 2015 году она поставила за рубеж 3,5 тыс. т продукции или около 15% от общего объема продаж. «Все страны, которые покупают наши майонез и кетчуп берут и кондитерские изделия. Много закупают государства бывшего Союза, есть поставки в Израиль, Германию, другие страны дальнего зарубежья, заходим и смотрим на рынки Египта, ОАЭ, Китая, — перечисляет Цыпленков. — Последний, например, не захотел брать наши майонез и кетчуп, но заинтересовался джемами, повидлом и конфетами». Несмотря на падение покупательской способности населения, в этом году «Эссен Продакшн» рассчитывает увеличить выручку на 20% до 50 млрд руб., в том числе свыше 20 млрд руб. даст производственное направление, около 30 млрд руб. — торговое (у холдинга есть сеть из 138 магазинов разных форматов в Приволжском федеральном округе).

Загрузка...