Способ борьбы с картофельной нематодой

В настоящее время единственный способ борьбы с картофельной нематодой — очень токсичные химические препараты, использование которых часто бывает ограничено. Поэтому ученые из INECOL решили найти и разработать способы применения гриба-паразита этого вида нематоды, чтобы эффективно бороться с проблемой без применения химических препаратов.

По данным мексиканского Института экологии (INECOL), в отдельных частях Мексики картофельной нематодой заражено более 40% картофельных посевов. В среднем на картофельных фермах страны обнаружено до 6 тыс. цист картофельной нематоды на килограмм почвы. Тогда как, по информации Европейской организации защиты растений, максимальный уровень цист в почве не должен превышать 40 на килограмм, иначе значительная часть урожая будет потеряна.

Нематоды питаются микроэлементами, поглощаемыми корнями растений. В случае картофеля это приводит к уменьшению образования клубней. Вместо 8−10 клубней из-за нематод растение способно дать только 4−5, к тому же меньшего размера, чем обычно. Поэтому важно уменьшить концентрацию этого вредителя в почве.

В INECOL изучили горные районы происхождения картофеля (Мексика считается вторым после Перу центром происхождения этого растения) в поисках гриба-паразита нематоды. В 2005 году было найдено несколько потенциальных видов для дальнейших исследований. Из них был выбран один, уменьшающий популяцию нематод на 90% за два года.

В настоящий момент группа исследователей размножает этот вид вредителя нематод в биореакторе. По словам ученых, препарат может использоваться в любой стране, где есть картофельная нематода.
Источник: alphagalileo.org

Открыты законы передвижения нематод

Нематоды не перемещаются в почве беспорядочно, а прокладывают свой маршрут, ориентируясь на электрические поля, выяснили ученые отдела сельскохозяйственных исследований Министерства сельского хозяйства США (USDA). Нематоды являются паразитами многих насекомых-вредителей, что дает возможность использовать их для борьбы с этой проблемой.

Команда исследователей, возглавляемая энтомологом Дэвидом Шапиро-Иланом (David Shapiro-Ilan) и фитопатологом Кливом Боком (Clive Bock) обнаружили, что нематоду вида Steinernema carpocapsae привлекает электрический ток, пропускаемый через агар (препарат, получаемый из морских водорослей для размножения микроорганизмов) в чашке Петри. Основываясь на результатах этого опыта, ученые решили, что этот вид червей полагается на электричество или электрические поля для ориентирования в почве. В качестве гипотезы рассматривалось, что для этих же целей нематоды могут использовать магнитные поля.

Для проверки своего предположения ученые расположили магниты на противоположных сторонах чашки Петри с агаром и нематодами вида Steinernema carpocapsae. Один магнит был ориентирован на Северный полюс, а другой — на Южный. В результате было замечено движение нематод преимущественно к Южному полюсу.

Передвижение в ответ на действие магнитных полей называется магниторецепцией. Оно может быть важным помощником при поиске пищи у различных организмов.

Ученые также проверили реакцию движения на электричество и магнитные поля шести других видов нематод, убивающих насекомых, и обнаружили, что их перемещения также не были случайными. Черви перемещались группами в одном направлении. Это поведение похоже на передвижение других животных, например косяков рыб и стай волков.

Ученые заключили, что такая способность нематод может быть использована для борьбы с насекомыми-вредителями и разработки новых программ биокотроля.

Источник: журнал Agricultural Research