Спасибо! Вы подписаны на нашу рассылку!

Возврат к цензуре
Мария Лушникова
Агротехника и технологии
26 января 2011
Пару недель назад мне в руки попал преинтереснейший документ — «Методические рекомендации по освещению в печати весенних полевых работ 2010 года».

Бумага была рождена в недрах одного из областных Минсельхозов и разослана в региональные издания. На трех машинописных листах этого циркуляра пресс-секретарь ведомства поучал журналистов, как и о ком им следует писать статьи.

Так, настоятельно рекомендовалось не реже одного раза в неделю размещать материалы о передовиках весенних полевых работ. Начинаться каждый такой текст, по замыслу чиновников, должен был с информационного повода. Например, с такого: «Сегодня житель села ХХХ Василий Васильевич Васильев собственноручно [!] забороновал семь тысяч гектаров зяби!» Далее работники министерства рекомендовали переходить к рассказу о том, кто такой Василий Васильевич, и давали комичные советы по подготовке и размещению статьи. Казалось бы, можно просто посмеяться над глупой бумажкой и забыть. Но не получается. В конце «рекомендации» журналистов настойчиво просили все заявленные к печати материалы направлять в Минсельхоз. «Данная концепция едина для всех муниципальных СМИ нашей губернии», -приказывал документ, поясняя, что эта мера необходима для «формирования положительного имиджа агропромышленного комплекса региона». Получается, что министерство вместо того, чтобы поднимать отрасль, пускает пыль в глаза и трубит о «стахановских» подвигах. Я никогда в жизни не поверила бы в то, что в наше время такого рода «рекомендации» пишутся всерьез, если бы сама не столкнулась по работе с представителями подобных ведомств.

Однажды помощник одного крупного политика пригласил нас в Белый дом на встречу. Ему очень не нравилось, что наш журнал не хвалит чиновников. Давайте вы будете писать о нас только хорошо, предложил он и весело добавил: «Мы причесали все СМИ». В результате сотрудничество не состоялось. Как только молодой человек понял, что мы причесываем себя сами, сразу же потерял к нам интерес.

В другой раз мы позвонили в один крупный агрохолдинг взять интервью. PR-менеджер этой компании, который, как впоследствии выяснилось, ранее служил в Минсельхозе, с первой же минуты разговора стал интересоваться, какие у нас отношения с этим ведомством. Не поверив, что наш журнал никому не подчиняется, пиарщик, видимо, по старой министерской привычке попробовал на нас давить и даже угрожал. Конечно, часть изданий посмеется над «рекомендацией» чиновников. Но ведь остальные будут следовать указаниям, потому что их выполнение — негласное правило существования для большинства региональных СМИ. Будь иначе, подобный «шедевр» даже в мыслях чиновников не зародился бы. И тут возникает вопрос: до какой степени может дойти эта клиническая показуха и запугивание? А то во время интервью крестьяне нас часто спрашивают: «Вам какую цифру назвать? Реальную или ту, что надо?». Или, что еще хуже: «А на кого вы работаете? Вы не боитесь писать правду?»

Показать еще
Статьи по теме



Рекомендации
Реклама