Спасибо! Вы подписаны на нашу рассылку!
Вечная переподготовка
Ирина Фокша, Мария Лушникова
Агротехника и технологии
14 января 2014
Выживание российских хозяйств напрямую зависит от компетентности специалистов. Большинство компаний не смогут обойти это направление вниманием. В том числе и иностранные, которые уже начали вкладывать в переподготовку российских специалистов немалые средства.
журнал «Агротехника и технологии»
январь-февраль 2013
Вузовские программы уделяют чрезмерное внимание теоретической составляющей, упуская из вида обучение практическим навыкам

Повышение конкурентоспособности агропромышленного комплекса — крайне актуальная и непростая задача, решать которую должны высококвалифицированные специалисты. На пути к достижению этой цели есть несколько этапов, говорит вице-президент по корпоративным отношениям и связям с органами государственной власти компании PepsiCo (крупнейший промышленный переработчик картофеля и закупщик сырого молока в России) в России и СНГ Сергей Глушков.

В первую очередь это реорганизация аграрных университетов. Многие из них дают студентам знания, не отвечающие потребностям современного сельского хозяйства и по этой причине, вероятнее всего, будут интегрированы в более успешные ВУЗы отрасли. Во-вторых, это развитие государственно-частного партнерства в сфере образования. По мнению экспертов, любая государственная программа по развитию российского высшего образования без учета спроса на кадры и поддержки со стороны бизнеса будет неподъемной. Академическая наука должна поддерживаться государством, а прикладные исследования — бизнесом. Но если вузовскую реформу пока не спешат проводить, то государственно-частное партнерство в сфере образования набирает обороты с каждым годом.

Острый дефицит

Сельское хозяйство испытывает острую нехватку квалифицированных кадров. Например, в АПК Белгородской области, где занято более 50 тыс. человек, работников явно недостаточно: для расширения деятельности уже существующих проектов и запуска новых необходимо гораздо большее количество специалистов, говорит Лариса Митякина, помощник генерального директора по взаимодействию с образовательными учреждениями ГК «Агро-Белогорье». По ее словам, для агропрома особенно ценны работники, знакомые с современной техникой, генетикой животных, а также с методиками биологического земледелия, но именно этих знаний недостает выпускникам. Помимо прочего, студентам не хватает знаний о таких инновационных растениеводческих технологиях, как картирование урожайности полей или точное внесение минеральных удобрений, добавляет Александр Мосиенко, консультант по растениеводству компании «Консультант Агро» (Владимирская область; консультирование по животноводству, растениеводству и экономике).

Иными словами, неумение работать по современным методам говорит о несоответствии отечественного сельхозобразования потребностям работодателя. А ведь за последние 10-15 лет в сельском хозяйстве появилось огромное количество различных новых технологий, связанных как с усовершенствовавшимся процессом производства (например, современные ресурсосберегающие технологии в растениеводстве, минимальная и нулевая технологии возделывания), так и с появлением современных средств производства и сельхозтехники, отмечает Илья Царьков, региональный представитель компании Amazone по центральной России (Германия; производство сельхозтехники). И большинство этих зарубежных технологий успешно используются российскими аграриями.

Конечно, за такой небольшой промежуток времени российские вузы или средние специальные образовательные учреждения не смогли полностью изменить обучающие программы, заполнив их необходимой информацией, говорит Царьков. В связи с этим можно констатировать, что студенты обучаются по устаревающим учебным планам.

Проблемы образования

Но это еще не все сложности. Вузовские программы уделяют чрезмерное внимание теоретической составляющей, упуская из вида обучение практическим навыкам. Например, теоретической подготовки по специальностям агронома и зоотехника в аграрных вузах обычно более чем достаточно, считает Мосиенко. И даже несмотря на то, что количество компаний, готовых приглашать студентов к себе на стажировку, с каждым годом увеличивается, практическое обучение в вузах все еще проводится по остаточному принципу.

Чтобы изменить ситуацию, на базах университетов необходимо массовое создание учебно-опытных хозяйств, считает директор Фонда сельскохозяйственного обучения (Самара) Анатолий Цирулев. В некоторых университетах (например, в РГАУ-МСХА им. Тимирязева) такие поля уже есть. Другим вузам стоит перенять этот позитивный опыт, советует эксперт.

Но не только нехватка практики делает современное аграрное образование несовершенным. В неменьшей корректировке нуждаются и современные теоретические базы, которые необходимо обновить, добавив специализированных программ по ряду направлений. В животноводстве это, например, козоводство, индейководство, кролиководство, перечисляет Цирулев. Однако некоторые производители техники полагают, что выпускникам вузов недостает даже базовых знаний. Именно так считают, например, в компании CLAAS. Полученное молодежью образование не всегда соответствует ожиданиям компании, говорит руководитель отдела маркетинга Светлана Цветкова. Поэтому для молодых специалистов необходима послевузовская переподготовка в компании, в которой они собираются работать, убеждена она. По этой причине в CLAAS предпочитают брать на работу выпускников ВУЗов и доводить их уровень знаний до необходимого.

Кстати, что касается вовлечения в образовательный процесс компаний, то, по мнению Мосиенко, иностранные представители агробизнеса зачастую более расположены к сотрудничеству, чем российские. При этом нельзя сказать, что «наши» совсем не предпринимают активности: многие директора российских предприятий, желающие найти сотрудников с хорошим потенциалом, лично разъезжают по аграрным вузам и приглашают студентов на работу. Например, во Владимирской области директора предприятий ездят за работниками в Ивановскую сельскохозяйственную академию.

Переподготовка своими силами

Большинство компаний проводят обучение специалистов своими силами. Например, в Amazone потребность в переподготовке связана, в первую очередь, с постоянными изменениями модельного ряда машин. Поэтому периодическое повышение квалификации (обучение по продукту) необходимо для всех сотрудников компании. Организацией и проведением мероприятий по обучению персонала занимаются специалисты отдела «продукт-менеджмент» головного завода Amazone. Обучающие семинары могут носить как начальный характер (например для сотрудников, недавно преступивших к своим обязанностям), так и более углубленный (для продвинутых специалистов). Персонал компании CLAAS ежегодно проходит переподготовку по 15 различным направлениям. В программе начального курса технического обучения, который является обязательным для всех сотрудников, акцент делается на знании продуктов и их технических особенностей, рассказывает Цветкова. После первого этапа проводится специализированная подготовка по отраслям: для технического персонала, для персонала отдела продаж, для специалистов по маркетингу в области психологии и техники продаж. Однако в большинстве случаев компании стремятся взаимодействовать с вузами.

Учебно-производственный тандем

Сотрудничество иностранных компаний, производящих сельхозтехнику, семена и средства защиты растений, ведется с вузами очень давно. За последний год эта тенденция стала еще более явной, замечает Мосиенко. Ведь такое сотрудничество способствует преодолению разрыва между вузовским образованием и требованиями работодателя к специалистам. Например, компания Amazone взаимодействует с такими вузами, как МГАУ им. Горячкина, РГАУ-МСХА им. Тимирязева, Воронежский государственный аграрный университет, Челябинский государственный аграрный университет, Самарская государственная сельскохозяйственная академия, Алтайский государственный аграрный университет, перечисляет Царьков. Компания обеспечивает кафедры университетов и академий специальными стендами и макетами для учебного процесса, предоставляет информацию для составления методического материала для студентов, а также помогает в организации специальных классов для проведения занятий и пр. «Для нас очень важно, чтобы будущие аграрии были квалифицированы, обладали современными знаниями агробизнеса», — отмечает Царьков. А договора на прохождение практики, заключенные Amazone с ведущими вузами, позволяют компании подобрать наиболее подходящие для дальнейшей работы кадры.CLAAS также сотрудничает с высшими учебными заведениями, причем не только в России, но и в странах СНГ (например с НУБиП на Украине и БГАТУ в Белоруссии). В рамках этой работы проводятся информационные семинары для студентов и преподавателей с целью обмена информацией и опытом в области аграрных технологий, рассказывает руководитель обучения в компании Сергей Бутов. Помимо этого, для студентов проводятся олимпиады на знание сельхозтехники и сельского хозяйства. Победители олимпиад получают возможность стажироваться в компании CLAAS как в России, так и за рубежом. Такое сотрудничество является взаимовыгодным, потому что университеты для подготовки студентов нуждаются в современных технологиях, а компаниям необходимы образованные, грамотные специалисты, поясняет специалист. Программа компании PepsiCo по поддержке российского высшего образования в сельском хозяйстве стартовала в 2008 году и осуществлялась при поддержке Института международного образования. PepsiCo уже сотрудничала с такими вузами, как Донской государственный технический университет (ДГТУ), Кубанский государственный аграрный университет (КубГАУ), РГАУ-МСХА имени К. А. Тимирязева, Донской государственный аграрный университет (ДонГАУ), Ставропольский государственный аграрный университет (СтГАУ), Санкт-Петербургский государственный аграрный университет (СПбГАУ), перечисляет Глушков. Основной целью программы является создание условий для повышения качества образования в российских высших учебных заведениях по сельскохозяйственным специальностям. По словам Глушкова, за четыре года действия программы было выдано около 100 именных стипендий для поддержки студентов вузов-участников программы. Помимо этого, учебные классы и лаборатории были оснащены оборудованием, оказана поддержка в проведении семинаров, конференций и языковых курсов для преподавателей, а также осуществлена поддержка академической и научной мобильности, перечисляет специалист. С 2010 года в рамах программы на конкурсной основе осуществлялось выделение грантов на краткосрочную стажировку, участие в научных конференциях и семинарах для студентов, аспирантов и молодых преподавателей вузов, участвующих в программе. Всего было выделено более 30 грантов.

Одним из важных компонентов программы стало оснащение российских университетов современным оборудованием, необходимым для обеспечения учебного процесса. С этой целью с 2008 года на закупку оборудования было направлено более $150 тыс., констатирует Глушков. В дальнейшем планируется продление программы по этим же направлениям. Программа открыта для присоединения к нему новых университетов-партнеров, заинтересованных в качественно новом уровне подготовки квалифицированных кадров для российского сельского хозяйства.

Похожую работу с университетами проводит и российское подразделение John Deere (США; производство сельхозтехники, строительного и лесозаготовительного оборудования), продолжая развитие сотрудничества с профильными вузами страны в области обучения, стажировок, набора персонала, а также исследований и разработок. На данный момент компания уже установила рабочие взаимоотношения с Санкт-Петербургским государственным лесотехническим университетом им. С. М. Кирова, Московским автомобильно-дорожным государственным техническим университетом (МАДИ) и другими вузами, рассказывает Томас Пойнтнер, программный директор подразделения John Deere по взаимодействию с университетами в Европе, Африке и на Ближнем Востоке. По словам специалиста, John Deere имеет серьезные планы в отношении России, достичь которых возможно лишь вместе с университетами-партнерами. Сотрудничество с университетами заключается в предоставлении компанией сельхозтехники для учебно-практических целей, проведении презентаций для студентов, а также организации для них ряда российских и зарубежных стажировок, поясняет Пойнтер. Это способствует продвижению бренда John Deere среди студентов: они узнают не только технику, но и саму компанию.

Профтех специалисты

В некоторых областях России чиновники обратили внимание на образовательные учреждения, в которых получают среднее специальное образование. Так, в 2011 году Правительство Белгородской области приняло долгосрочную целевую программу «Развитие профессионального образования Белгородской области на 2011-2015 годы», которая предполагает привлечение к управлению профтехучилищами потенциальных работодателей. Первой включилась в реализацию этой программы ГК «Агро-Белогорье». Компания занимается возрождением сельскохозяйственных специальностей в профессиональном училище №23 (село Дмитриевка), которое с 2011-го года фактически стало одним из структурных подразделений холдинга. В 2012 году здесь было открыто шесть новых сельскохозяйственных специальностей, таких как мастер животноводства, переработчик скота и мяса, автомеханик, тракторист-машинист сельхозпроизводства, слесарь контрольно-измерительных приборов и автоматики и электромонтер по обслуживанию электрооборудования. Именно в специалистах таких профессий Белгородская область нуждается больше всего, говорит Митякина. В 2012 году первокурсниками ПУ стали 60 человек. После получения диплома они пополнят многотысячную команду «Агро-Белогорья». К 2012-2013 учебному году холдингом была осуществлена модернизация материально-технической базы училища: в учебных классах проведен ремонт, лаборатории обеспечены современным оборудованием и техникой. Все эти меры были необходимы, чтобы обеспечить практическую составляющую сельхозобразования. «Практике в училище вообще будет уделяться особенное внимание, — говорит Митякина. — Например, будущие мясопереработчики станут набивать руку в учебно-производственном цеху, где налажен выпуск готовой продукции, животноводы изучать системы кормления, осеменения и содержания животных, аналоги которых действуют на современных свиноводческих комплексах, трактористы практиковаться в зерновых компаниях, работая на современной технике». В модернизацию профучилища было вложено 50 млн руб. Инвестировали в этот проект в том числе немецкие и российские компании, поставляющие технику для предприятий агрохолдинга. Кстати, представители этих компаний наряду со штатными педагогами ведут занятия в ПУ, замечает Митякина.

Помимо этого, ресурсы, которыми на сегодняшний день обладает «Агро-Белогорье», позволяют повышать профессиональное мастерство сотрудников холдинга, а также и оказывать услуги по переподготовке специалистов для сторонних организаций. Первые такие группы уже прошли обучение на профильных курсах в стенах ПУ.

Серьезный подход

В компании «ЕвроХим» (Москва; производство минеральных удобрений) разработан особый подход к обучению персонала. Как и во многих компаниях, подготовка и переподготовка кадров осуществляется в собственных лицензированных учебных центрах, а приток молодых инженерных кадров обеспечивается путем осуществления партнерских программ с профильными вузами. Но помимо этого, в компании действует вертикаль развития кадров со школьной скамьи. «В условиях роста конкуренции за качественные трудовые ресурсы мы формируем вертикальную цепочку, включающую раннюю школьную профориентацию, получение целевого высшего образования, развитие собственных учебных центров и систему непрерывного повышения квалификации на предприятиях», — говорит начальник управления по работе с персоналом Александр Булан.

В городских школах, которые являются партнерами компании, дети уже с 7-го класса начинают заниматься на факультативных занятиях по химии, с 8-го класса проходят школьный курс химии параллельно с посещением углубленных факультативов. В 2005—2011 годах на средства компании в семи регионах была создана и оснащена средствами обучения и расходными материалами сеть из 29 школьных классов-лабораторий по химии, естественным наукам и экологии. Из выпускников, прошедших обучение в этих классах, на основе рекомендаций учителей, школьных олимпиад и приемных испытаний формируются группы целевого обучения в лучших химических вузах страны. Со 2-3 курса студенты начинают проходить практику на предприятиях и осваивать программы учебных центров компании.

Таким образом, после вуза на работу в «ЕвроХим» приходят молодые профессионалы, уже знакомые с компанией и людьми, с которыми будут работать. В среднем ежегодно на целевое обучение в вузы за счет компании поступают около 100 школьников, а около 150 молодых специалистов технических специальностей из профильных вузов трудоустраиваются на производственные предприятия компании, где повышают квалификацию в учебных центрах «ЕвроХим». «Работники, приходящие на наши предприятия после вузов, получают статус молодых специалистов, который действует три года и включает помощь профессиональных наставников, производственное обучение, пакет льгот и возможностей для карьерного роста», — рассказывает Булан. По его словам, в 2012 году помощь по программе адаптации и обучения молодых специалистов получили 360 человек. Более 100 из них приняли участие в ежегодном (уже шестом по счету) корпоративном учебно-практическом слете молодых работников. В целом же, за последние семь лет на работу в «ЕвроХим» было принято более 1 тыс. молодых специалистов. Компания не только содействует приобретению студентами практических навыков на производстве, но и организует совместно с вузами повышение квалификации учителей химии, математики, физики в общеобразовательных школах в городах присутствия производственных предприятий компании. Также начиная с 2011 года «ЕвроХим» совместно с химическим факультетом МГУ имени М. В. Ломоносова проводит учебно-методические семинары для учителей химии «Инновационная химия в средней школе».

Но самое серьезное внимание компания уделяет системе корпоративного обучения. «У нас действуют семь корпоративных лицензированных учебных центров. Ежегодно в них проходят обучение более 60% работников. В 2012-м году обучение прошли более 11 тыс. работников, из них около 7 тыс. рабочих», — приводит данные Булан. По словам специалиста, воспроизводство кадров в отечественной химической отрасли в ближайшие годы будет оставаться одним из приоритетных направлений деятельности компании.

А менеджеры кто?
Александр Мосиенко, консультант по растениеводству компании «Консультант Агро» (Владимирская область; консультирование по животноводству, растениеводству и экономике)
отмечает особенную нехватку хороших управленцев в АПК. Дефицит менеджеров связан в первую очередь со спецификой этой квалификации — специалист должен разбираться не только во всех технологических тонкостях, но и уметь оценить производственный процесс в целом с экономической точки зрения. Работа менеджера в сельском хозяйстве требует большого количества разнообразных знаний и навыков, которые негде получить.
Эта проблема существовала всегда, говорит специалист, но в последнее время стала особенно актуальной. Даже специалисты, проработавшие на предприятии 15−20 лет, не могут обучиться грамотному управлению производством, так как им не хватает базовых знаний. Поэтому работодатель в потенциальном работнике в первую очередь ценит наличие базовых знаний, которые способствуют пониманию процесса управления. В некоторых компаниях обучению и переподготовке менеджеров уделяют особенное внимание. Например, в компании «ЕвроХим» реализуется программа подготовки кадрового резерва, в которой участвуют более 250 ключевых руководителей и специалистов компании. В рамках программы за последние несколько лет 63 руководителя прошли обучение и получили степень МВА Кингстонской школы бизнеса (Великобритания) и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Р. Ф.
Показать еще
Статьи по теме


Рекомендации
Реклама