Икорное бремя. Головоломка государственного масштаба: китайская икра, осетроводы и «Честный знак»

Журнал «Агротехника и технологии»

Журнал «Агротехника и технологии»

В ноябре в Москве состоялся саммит осетроводов, посвящённый наиболее важным вопросам развития отрасли, прежде всего, связанным с государственным регулированием и корпоративными нормами ведения бизнеса, а также проходящим экспериментом по маркировке икры осетровых видов рыб. Как относятся производители икры к этому нововведению и решит ли внедрение «Честного знака» главную проблему отрасли — засилье фальсификата и нелегальных поставок из-за рубежа, журналу «Агротехника и Технологии» рассказали эксперты и участники рынка

После развала Советского Союза икре сильно не везло, рассказывает президент «Союза осетроводов» и учредитель крупнейшего в России осетроводческого предприятия «Рыботоварная фирма «Диана» Александр НОВИКОВ. Началось широкомасштабное браконьерство: на международный и на российский рынки хлынули огромные объёмы браконьерской икры. В конечном итоге это привело к уничтожению большинства осетровых стад в дикой природе, а сам бренд «русская икра» оказался не нужным и был попросту брошен на произвол судьбы.

Нелёгкий путь осетровой икры

Ни для кого не секрет, продолжает Александр Новиков, что только благодаря вмешательству президента Владимира Путина вылов осетровых в дикой природе был прекращён. Неудивительно, что после принятия моратория из всех магазинов пропала икра — она была браконьерской. На рынок потихоньку стала выходить икра аквакультурная. Путь этот для отечественных осетроводов был непростым, потому что как такового икорного осетроводства в стране не было. «Мы понабивали шишек, но в конечном итоге многим из тех, кто сегодня присутствует на этом рынке, не стыдно за свою продукцию перед покупателями», — говорит президент «Союза осетроводов».

Но прошло какое-то время, и всё вернулось на круги своя, констатирует эксперт: браконьерская икра стала легализовываться через осетровые хозяйства и под видом аквакультурной попадать на прилавки. Правда, постепенно её доля в легальных продажах начала падать по причине истощения запасов осетровых в дикой природе. Казалось бы, всё это должно было дать стимул для развития отрасли.

Легальный нелегальный рынок

Однако утверждать, что на горизонте безоблачно, будет явным преувеличением: на отрасль продолжают давить незаконный оборот, контрафакт и фальсификация. «Большинство наболевших вопросов связано с тем, что на рынке нашей страны (причём, на легальном — речь не идёт о чёрных рынках и продажах из-под полы, которых, к сожалению, тоже достаточно много, и бороться с этим осетроводы не могут) до сих пор продолжается фальсификация продукции, — сожалеет Александр Новиков. — Недобросовестные предприниматели ввозят из-за рубежа иностранную (в основном, китайскую) икру, расфасовывают и выдают за икру российского производства. Другими словами, выпускают фальсификат».

Это делается для того, чтобы выдать некачественный продукт за настоящий российский и заработать на этом обмане, говорит Новиков. По его словам, в страны Евросоюза, в Америку и Японию китайская икра поступает по цене около $420 / кг. В Россию же она отправляется по цене $230, а ввезённая нелегально вообще по $100 / кг. «Всё просто, — объясняет он: в те страны уходит качественный продукт, а нам идёт, как говорится, «на тебе Боже, что нам негоже». Почему она такая дешёвая там? Да потому что при выращивании осетровых там используют корма, которые существенно отличаются по качеству от наших — многие их компоненты у нас запрещены, поэтому по виду их икра не отличается от нашей, а вот по качеству…. После перефасовки эта продукция становится икрой российского производства. Граждане покупают её и удивляются: а что у вас икра такая странная, что у неё за запах, почему такая невкусная? А проблема в том, что это не наша икра. Хотя на ней написано, что наша».


Из-за вышеописанных проблем отечественные производители икры не могут похвастаться тем, что занимают большой объём рынка, ведь отрасль фактически не развивается. «Главная причина состоит в том, что на сегодняшний день рынок в крупных масштабах подпитывается нелегальной продукцией, которая приходит либо через браконьерский улов, либо путём нелегальных трансграничных поставок. И конечно, не стоит забывать о той продукции, которая приходит вполне легально, но по мановению волшебной палочки превращается в нашу “российскую” икру», — подытоживает Александр Новиков.

Ещё один способ мошенничества на рынке икры — это подмена дорогих видов более дешёвыми, то есть, обман потребителя: на упаковке может быть написано «белуга», а внутри — продукция, полученная от стерляди. Этот вопрос касается уже не только таможенных органов, но и СИТЕС — конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (разрешение CITES позволяет провозить животное или растение, а также его часть или производное через таможню).

Мнение Росрыболовства

При дальнейшем совершенствовании системы прослеживаемости мы придём к тому, что сведения о ремонтноматочном стаде станут составной частью ветеринарных или сопроводительных документов.

В последние два года Федеральная таможенная служба проявляет активный интерес к правонарушениям при экспорте осетровых видов рыб и импорте их в Российскую Федерацию. И со стороны административного органа, и со стороны научного органа СИТЕС мы оказываем консультативную помощь при проведении оперативных мероприятий. Также в 2023 году Таможенная служба приняла решение о создании собственного экспертного учреждения. На базе Росрыболовства проводилось рабочее совещание с представителями нашего подведомственного ВНИРО (Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии) и с представителями создаваемого экспертного учреждения, подведомственного Таможенной службе, в ходе которого мы обсуждали вопросы взаимодействия при проведении генетических экспертиз. Я думаю, было бы правильно в начале 2024 года инициировать совместное мероприятие наших подведомственных учреждений — Россельхознадзора, Таможенной службы, ведомств, которые занимаются оперативно-розыскной деятельностью, и обсудить процесс, происходящий при транзитном перемещении или при импорте продукции в нашу страну.

Со своей стороны мы выражали готовность к проведению генетических и молекулярных исследований, но, насколько мне известно, такие исследования единичны. Думаю, эту работу нужно более активно инициировать; Росрыболовство готово не только выступать площадкой для обсуждений, но и активно вовлекаться в работу.

Что же касается регистрации ремонтно-маточных стад, то, действительно, внесение изменений в закон обязало хозяйства, которые занимаются товарным выращиванием осетровых видов рыб, регистрировать ремонтно-маточные стада. Сейчас у нас зарегистрировано около 19 таких стад. Кроме того, есть компании, которые вовлечены в искусственное воспроизводство, они участвуют в компенсационных мероприятиях — их ремонтно-маточные стада были зарегистрированы раньше. Мы не будем обязывать их перерегистрировать стада, но новые компании просим соблюдать требования действующего законодательства.

Эта работа организована нашими территориальными управлениями. Их представители, приезжая на осеннюю бонитировку в хозяйства, где есть ремонтно-маточные стада, проводят регистрацию данных стад. Процедура несложная, и я думаю, что при дальнейшем совершенствовании системы прослеживаемости мы придём к тому, что сведения о ремонтно-маточном стаде станут составной частью ветеринарных или сопроводительных документов — в этом направлении мы работаем.

Сама процедура проводится следующим образом. В соответствии с приказом Минсельхоза России в территориальном управлении Росрыболовства создаётся комиссия, которая выезжает на осмотр ремонтного стада. Раньше это было привязано к осенней бонитировке и проводилось раз в год, но теперь данное положение имеет заявительный характер. Например, хозяйство создало ремонтно-маточное стадо и приглашает представителей терруправления. Комиссия выезжает, смотрит, взвешивает, сопоставляет, фиксирует. При этом необходимость проведения процедуры строится на принципах добросовестности. Потому что при попытках повысить уровень контроля или регулирования мы со стороны Минэкономразвития или экспертных сообществ видим противодействие возрастающему количеству административных барьеров и бюрократических препон для функционирования добропорядочных хозяйств, которых в нашей стране действительно больше.


По словам вице-президента «Союза осетроводов» Михаила Чебанова, в Росрыболовстве проходит обязательная сертификация всех маточных стад, от которых получена икра. Тем не менее, достоверность получаемых сведений необходимо проверять, советует Александр Новиков, уточняя, что есть предприятия, у которых плавает «десять рыбин», а икры они «производят» много. Призвать же к ответственности таких недобросовестных производителей очень сложно. «К сожалению, если компания не захотела регистрировать ремонтно-маточное стадо, призвать её к ответу будет сложно: на текущий момент никакой законодательной ответственности за отказ от прохождения этой процедуры не предусмотрено», — констатирует Георгий Черевко, заместитель начальника управления науки и аквакультуры Росрыболовства. 

«Что касается нашей компании, то у нас достаточно большой опыт отправки продукции за рубеж, — продолжает Александр Новиков. — Для отправки партии мы оформляем документы, которые сопровождают продукцию: разрешение российского административного органа СИТЕС. Далее сформированная партия поступает на таможню иностранного государства, где её, если она прибыла туда от нас впервые, могут просто не пропустить. А если и пропускают, то на условиях не реализации, а хранения: берут из этой партии образцы и сравнивают с тем, что заявлено в документах. Например, если указано «сибирский осётр», а у вас русский, то партию уничтожают».

Всё по-честному

Поэтапный ввод обязательной маркировки икры осетровых и лососёвых видов рыб начнётся с 1 апреля 2024 года. На первом этапе (с 1 апреля) производители икры должны зарегистрироваться в информационной системе мониторинга за оборотом товаров. На втором этапе (с 1 мая) они должны поставлять икру с уже нанесённым на упаковку кодом и отправлять информацию в систему мониторинга. Продукция будет отслеживаться с помощью средств маркировки системы «Честный знак».


Однако в России такой практики не существует вообще, сожалеет эксперт. «Никто не знает, что именно ввозят. Мы разговаривали с представителями российского отделения СИТЕС, так те говорят, что, когда заходит продукция, возможности взять пробы для генетического анализа нет», — делится Александр Новиков.

При этом никто точно не знает, сколько в России производят чёрной икры, продолжает эксперт. «В 2022 году в стране произвели 54 т икры — именно такое количество значится во всех документах. При этом в том же году в Россию ввезли 18,5 т китайской икры, но из этого объёма ни одной банки не было продано под китайским брендом. Тогда куда отнести эти 18,5 т? К 54 т или нет?», — вопрошает он.

Александр Новиков уверен: в отличие от коллег-рыбоводов, которые занимаются выращиванием красной икры лососевых, участникам рынка икорного осетроводства сегодня гордиться особенно нечем. Пока не будут убраны препоны, которые мешают развиваться отрасли, никто не будет вкладывать деньги в её развитие, ведь при нынешних условиях проще купить заграничную икру за пару сотен долларов и продать её за 40-50 тыс. руб.

Икра вслепую: чем плох китайский продукт

О проблеме «перелицовки» дешёвой китайской икры под российскую известно всему рынку. Но что не так с этими поставками? Дело в том, что в Китае полностью отсутствует прослеживаемость передвижений икры на рынке, объясняет президент «Союза осетроводов» и учредитель крупнейшего в России осетроводческого предприятия «Рыботоварная фирма «Диана» Александр Новиков. По его словам, маленькие компании не выходят на рынок. Они не торгуют икрой и у них нет разрешений, чтобы ввозить продукцию на территорию других стран, в том числе России. Поэтому они продают своих выращенных осетров крупным компаниям, а те уже получают из осетров икру и отправляют к нам. Чем эта рыба кормилась и в каких условиях содержалась, остаётся тайной.

К сожалению, никто не хочет раскрывать рецептуры кормов, которые используют на китайских предприятиях, сетует эксперт. «Мы знаем только то, что на сегодняшний день очень часто, практически во всех кормах, используются генно-модифицированные продукты — соевый шрот, рапсовое масло (его часто берут вместо рыбьего жира), — а также перьевая и костная мука, которые в кормах используют вместо рыбной муки. То есть, такое ощущение, что тех требований, которые в нашей стране для выращивания рыбы установлены достаточно жёстко, там просто нет. Конечно, за счёт этого корма становятся как минимум в два раза дешевле», — заключает Александр Новиков.


Впрочем, представители надзорных органов не вполне разделяют такую точку зрения. «Действительно, в 2022 году объёмы ввозимой икры достигали 18 т, но сегодня благодаря общим усилиям по ужесточению контроля импорт сократился втрое: в 2023 году из Китая поступило меньше 6 т икры, — возражает заместитель начальника управления государственного ветеринарного надзора Россельхознадзора Максим ЦУКАНОВ.

И всё же, признаёт он, сложности действительно есть, в том числе с тем, что китайская икра продаётся под видом отечественной. При этом представитель ведомства подчеркнул, что проблема имеет государственный масштаб. «Есть предприятия, которые икру просто-напросто переупаковывают и в нарушение технических регламентов указывают себя производителем. Когда начинаешь в этом разбираться, компания-переупаковщик прикрывается техническими условиями. Их ТУ зарегистрированы, утверждены, находятся в реестре и размещены на сайте Минпромторга. Полностью же все технические условия компания не раскрывает, ссылаясь на то, что это их интеллектуальная собственность. Конкретно эту проблему можно решить лишь поменяв сами технические условия. Но в идеале надо производить икру по утверждённому ГОСТу, который существует на эту продукцию», — полагает Максим Цуканов.

«Меркурий» и «Честный знак»

В системе маркировки «Честный знак» насчитывается уже 16 товарных групп (в том числе молочные продукты, упакованная вода, пиво и слабоалкогольные напитки). Теперь наступила очередь «икорной» сферы. Поэтапный ввод обязательной маркировки икры осетровых и лососёвых рыб будет проходить с 1 апреля 2024 года. В эксперименте примет участие множество предприятий.

Александр ДЕМЬЯНОВ, член совета директоров «Центра развития перспективных технологий», оператора системы «Честный знак» уверен: маркировка даёт отрасли возможность решить проблемы с нелегальным оборотом. «Мы это видим на примере других отраслей, например, молочной. После введения маркировки объём фальсификата снизился в 10 раз. Сейчас идёт активная работа по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности Россельхознадзора и Роспотребнадзора. Для тех товарных групп, где внедрена маркировка, у Роспотребнадзора появились дополнительные полномочия осуществлять контрольные мероприятия, осматривать продукцию, проводить различные закупки, чтобы проверить маркировку. И если она отсутствует, если с кодом проблемы, выполнять контроль более сложного уровня».

Однако заместитель начальника управления государственного ветеринарного надзора Россельхознадзора Максим Цуканов не вполне согласен с таким утверждением. Действительно, законодательно имеет полномочия приостановить деятельность недобросовестных предпринимателей, например, в системе «Меркурий», так, что те не смогут реализовывать свою продукцию, объясняет эксперт, но фактически ведомство получит право блокировки только когда докажет, что предприятие действительно что-то нарушило. Причина в том, что аналитический блок информационной системы «Меркурий» постоянно совершенствуется, отмечает чиновник, добавляя, что для внесения новых функций необходимо время.

Против экономики?

На мой взгляд, перекрыть поставки в Россию китайской икры при большой разнице в ценах за килограмм не получится, поэтому она так или иначе будет к нам поступать. Единственный вариант — сделать так, чтобы ценовая разница между нашей и их продукцией стремилась к нулю. Если мы возьмём экономические составляющие цены икры (затраты на корм, электроэнергию, зарплату), то увидим, что в Китае все эти параметры будут выше — зарплаты больше, электроэнергия дороже. Поэтому их цена — это вполне реальные цифры. Пытаться же запретить ввоз китайской икры административными методами не получится. Ведь на практике всё, что к нам заходит, контролируется таможней — и официальная часть, и закрытая.

Обязательную маркировку в нашей сфере вводят по примеру молочной отрасли. Однако напомню, что молочная отрасль находится на четвёртой, постиндустриальной стадии своего развития. Если же говорить об осетроводстве, то, в моём понимании, производство мяса осетра находится на второй стадии, а производство икры — на первой. Вводить жёсткое регулирование для отрасли, находящейся на первой стадии, неправильно, это поход против экономических законов. Это всё равно, что пытаться получить икру на первой стадии. Но при таком подходе икру вы не получите, а рыба, скорее всего, умрёт. Только когда осетроводство выйдет как минимум на третью стадию, когда рынок будет заполнен, и на нём сложится конкурентная среда — вот только тогда можно будет вводить жёсткие меры контроля. На данном же этапе ни сама отрасль, ни её техническая составляющая не готовы к жёсткому контролю. Приведу пример — тот же «Меркурий». Я выращиваю рыбу стерку, а в списках системы «Меркурий» этой рыбы просто нет. Таким образом, я вынужден продавать не стерку, а «рыбу осетровых видов» и вводить потребителя в заблуждение.

Ещё один простой пример. Если сейчас осетроводство начать жёстко регламентировать, это приведёт к монополизации рынка. У нас на рынке икры и так, по сути, работают 3-4 относительно крупных игрока — все остальные мелкие. И если раньше можно было, получив икру, просто продать её сырцом, то теперь выгоднее расфасовать — так сразу вырастает цена. Но если у меня на этой стадии развития производства будет целый ряд бюрократических препон, то я этого делать не буду. В этом случае я либо вообще откажусь от фасовки икры, либо буду это делать «в чёрную». То есть вместо того, чтобы уменьшить себестоимость икры, мы её благодаря введению маркировки увеличиваем, а, стало быть, делаем диаметрально противоположное тому, что необходимо.


Чтобы доказать, что предприятие что-то нарушило, продолжает он, нужно проверить реализацию и маркировку товара. И если в системе прослеживания будет отражено нарушение, кто-то должен будет принять в отношении данной продукции решение. «У Россельхознадзора полномочий выносить решения за нарушения в маркировке товара нет — этим распоряжается только . Поэтому дальше у нас начинается переписка: «Уважаемые коллеги, пожалуйста, примите к сведению, что выявлено то-то и то-то», — обращает внимание Максим Цуканов.

При этом ведомству всё-таки известны компании, к которым приходит икра из Китая (они должны указывать в системе и китайского производителя, и фасовщика, и распаковщика). Но если одни предприятия письменно подтвердили, что будут маркировать китайскую икру в соответствии с техническим регламентом, то другие наотрез отказываются, утверждая, что не только расфасовывают икру, но и вакуумируют. А если они к тому же ещё что-то в неё добавляют, то это уже не простая перефасовка, а производство, добавляет один из участников саммита.

По мнению экспертов, проблему засилья икорного контрафакта и фальсификата должны решать информационные системы мониторинга — «Меркурий» и «Честный знак». Икра, поставляемая недобросовестным производителем, должна быть изъята с рынка и уничтожена, а сам производитель заблокирован в системе.

Цели и поправки

Российское правительство создало законодательную базу, позволяющую не допускать в легальный оборот фальсификат и некачественную продукцию из осетровых видов рыб — как выращенную, так и полученную путём браконьерского промысла. Однако эта база требует доработки (что очевидно, поскольку сегодня не меньше четверти оборота на легальном рынке составляет фальсификат). Чтобы помочь разрешить эту ситуацию, участники саммита осетроводов предложили свои поправки к сегодняшним алгоритмам. Основные цели меморандума предлагают следующее:

— Привести функционал ФГИС «Меркурий» в соответствие с требованием Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части её маркировки», включив в него вместо операции «Производство» операцию «Упаковка продуктов на месте их изготовления». Это позволит не допустить на рынок продукцию со сфальсифицированными эВСД. Если факт недостоверности и фальсификации обнаружится, приостанавливать действие этих документов как недействительных, а продукцию изымать из оборота и уничтожать. Важно, что информация, вносимая в эВСД — основополагающая для оператора «Честного знака», и формирование недостоверных документов повлечёт за собой маркировку некачественного товара.

— Дополнительно усилить контроль введения в легальный оборот маточных стад осетровых видов рыб. Сегодняшним законодательством уже прописана обязанность регистрировать такие стада, но механизм проверки данных от владельцев ремонтно-маточных стад всё ещё не определён, и Минсельхозу необходимо конкретизировать его специальным подзаконным актом.

— Закрепить единообразие сопроводительных ветеринарных сертификатов, свидетельств и справок, в том числе для зарубежной икорной продукции. Внести в документы обязательные и унифицированные положения касательно информации об упаковке, весе продукции, датах изготовления/ вылова, источниках происхождения сырья, состоянии сырья (замороженное/охлажденное), виде осетровых и т. п.

— Повысить контроль административного СИТЕС при ввозе в РФ икорной продукции (в т. ч. из стран Таможенного Союза). Сформировать регламент действий федеральных органов и ответственных инстанций, которые контролируют ввозимую из-за рубежа продукцию осетровых видов рыб, чтобы те могли эффективно проверять соответствие биологического вида, из которого изготовлена продукция, с тем, что указан в сопроводительных документах.

— Включить в Технический регламент стран Таможенного союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции» (ТР ЕАЭС 040/2016) в части её маркировки (пункт 76) следующее: «В случае использования икры-сырца осетровых видов рыб, полученного не в месте приготовления икры, необходимо указывать “источник происхождения сырья” (страна и географическое место, в котором была выращена рыба, из которой получена икра-сырец)». Это нужно для обеспечения прослеживаемости икры осетровых при маркировке икорной продукции и предупреждения действий, которые могут ввести в заблуждение потребителей.

— Установить таможенные пошлины на ввоз икры осетровых рыб, если она поступает в Россию по ценам ниже тех, по которым экспортируется в страны Евросоюза и США, чтобы защитить отечественных производителей.


Комментируя это, Максим Цуканов делает упор на том, что нужно остановить само явление. «Заблокировать уполномоченное лицо несложно, — говорит он, — система за год блокирует 60 тыс. человек. Но у компаний, знающих, что они нарушают законодательство, зарегистрировано не одно уполномоченное лицо». В качестве примера эксперт приводит российское законодательство в области ветеринарной сертификации, которое позволяет компаниям регистрировать в системе сколько угодно новых уполномоченных лиц, при этом в случае нарушений блокируются именно они, но не сама площадка.

До 1 сентября 2023 года законодательство в части оформления ветеринарных сопроводительных документов (ВСД) предусматривало аннулирование уполномоченного лица за внесение заведомо ложных данных, причём, навсегда, подчёркивает Максим Цуканов.

Фактически, если человек, к которому поступила икра из Китая, указывал, что её происхождение — Российская Федерация, то есть вносил заведомо ложные данные, то его как уполномоченное лицо (при условии, что нарушение доказано документально) можно было навсегда аннулировать, рассказывает Цуканов. Но с 1 сентября это сделать уже стало невозможно, сожалеет он: «Если уполномоченное лицо что-то нарушает, мы можем лишь направить ему предупреждение, и только если он в течение 72 часов на него не отреагирует, имеем право аннулировать регистрацию. Если же он отреагировал сразу, то полномочий на это у нас нет».

Тотальный контроль

Дмитрий Хомяков, профессор кафедры общего земледелия и агроэкологии факультета почвоведения МГУ имени М.В. Ломоносова

На всём пути производства продукции АПК и её переработки аграрии постоянно сталкиваются с постоянно растущим числом государственных (федеральных) информационных систем (ФГИС), в которые они обязаны внести отчётные данные. Есть и негосударственные, и ведомственные ИС, но также обязательные для ведения хозяйственной деятельности: например: «Меркурий», «Сатурн», «Зерно», «Честный знак», ЕГАИС, Единая информационная система в сфере закупок (ЕИС, zakupki.gov.ru) при поставках продукции для государственных и муниципальных нужд, ФГИС «Платон» и так далее.

Комитет Государственной думы по аграрным вопросам 18.10.2023 провёл парламентские слушания на тему «Законодательное обеспечение развития животноводства в России». Представитель агропромышленного холдинга « Групп» (Удмуртская Республика) — предприятия с полным производственным циклом, где работают 13,5 тыс. человек, занимающего третье место по производству молока и четвёртое по производству куриного яйца в России — поделился своим видением текущей ситуации.

По словам IT-директора « Групп» Александра ПИСКАРЁВА, для оперативного электронного сопровождения деятельности текущих ФГИС компании требуется как минимум 12 высококвалифицированных IT-специалистов. Дело в том, пояснил специалист, что объёмы документации, например по молоку, составляют 3330 накладных в сутки, а поскольку специфика бизнес-процесса предусматривает отгрузку строго вечером, эти документы последовательно и оперативно должны быть отражены в системах. В большинстве ФГИС информация должна быть отображена быстро, без сбоев практически в реальном времени, сообщил Пискарёв, добавив, что всего в его компании в процессах, направленных на работу с различными государственными информационными системами, задействовано около 730 человек. Цифры впечатляют!


Кроме того, никто не отменял постоянного налогового мониторинга, детализацию учёта в системе «Честный знак», расширение требований по маркировке продукции другой товарной номенклатуры — макарон и прочего, подчеркнул IT-директор « Групп».

Но это ещё не всё. Скоро вступит в действие компонент «Хорриот», предназначенный для предоставления в ФГИС ВетИС информации об идентификации и учёте животных, о проведённых профилактических, диагностических (за исключением лабораторных исследований), лечебных и иных мероприятиях, об установлении или отмене ограничительных мероприятий (карантина).

Обязательные маркировка и учёт животных предусмотрены Федеральным законом от 28.06.2022 года № 221-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О ветеринарии» (далее — Закон № 221-ФЗ), вступившим в силу 01.09.2023 года. А постановление правительства от 05.04.2023 года № 550, устанавливающее порядок учёта животных, перечень видов, подлежащих индивидуальному или групповому учёту, случаев осуществления индивидуального или группового маркирования и учёта, а также сроков осуществления учёта, вступает в силу с 01.03.2024 года.

Для реализации Закона № 221-ФЗ также должны реализовываться ветеринарные правила Минсельхоза, устанавливающие порядок осуществления маркирования животных, типы и свойства используемых средств маркирования.

Помимо этого, существует соглашение, подписанное 01.06.2023 года Минтрансом России, рядом субъектов, компаний и ассоциаций, которое предполагает сотрудничество в сфере пассажирских перевозок, направленное на создание ГИС «Российский транспорт». Документ открыт для присоединения других регионов и участников рынка. Но для пользования этой системой потребуется уникальный QR-код на каждый рейс любого транспортного средства. При столь высокой нагрузке, которая ложится на компании в связи с необходимостью ведения электронного документооборота, есть сомнение в способности бизнеса успеть внести в системы все требуемые данные в установленные законом сроки. Ведь помимо веб-интерфейса и личного кабинета требуется осуществить интеграцию с внутренними учётными системами предприятия. Как правило, это 1С, но есть и другие продукты.

Кстати, уже существует так называемый универсальный передаточный документ (УПД), который даёт возможность объединить всю информацию из счёта-фактуры и документа первичного учёта. Компании и ИП используют его как первичный документ или как комбинацию счёта-фактуры и первичного документа. Он позволяет оформить поставку товаров, услуг или работ и передачу имущественных прав. То есть между юридическими лицами уже налажен электронный документооборот. А значит свыше двух третей полей, передаваемых в указанных выше ИС, уже, можно сказать, являются электронным УПД. Получается, предприятия попросту вынуждены дублировать информацию, не только в налоговые органы, но ещё и в различные ведомства, дважды выполняя одну и ту же задачу, но используя разные форматы.

В начале сентября 2023 года президент России Владимир ПУТИН поручил утвердить национальный проект по формированию экономики данных на период до 2030 года. Он должен предусматривать создание инфраструктуры вычисления и хранения данных с использованием отечественного оборудования, технологий и программного обеспечения, в том числе облачных платформ, центров обработки данных и вычислительных мощностей. Параметры национального проекта «Экономика данных» планируется утвердить до 01.06.2024 года.

Глава Минцифры Максут ШАДАЕВ заявил, что программу «Национальная экономика данных», которая в 2025 году должна заменить национальную программу «Цифровая экономика», утвердят в 2024 году. По его словам, задачи, которые ставились перед «Цифровой экономикой», достигнуты (в неё входили девять федеральных проектов, среди которых «Кадры для цифровой экономики», «Информационная безопасность», «Искусственный интеллект»). Новая программа станет более глобальной, затронет регионы и госкомпании. Она будет решать научные и прикладные задачи, связанные с беспилотниками, умным транспортом, видеонаблюдением и другими сферами. Кроме того, есть необходимость «в сверхкороткие сроки» организовать производство базовых станций 4G и 5G.

Остаётся надеяться, что одним из реальных результатов масштабного проекта станет создание так называемых «озёр данных» или больших хранилищ информации для реального анализа и стратегического планирования. А деятельность бизнеса в сфере IT станет менее затратной и приведёт к снижению себестоимости продукции АПК.

Система верификации

Уже в скором времени участникам икорного рынка придётся работать сразу в двух информационных системах — ФГИС «Меркурий» и системе «Честный знак». Система «Меркурий» прошла долгий десятилетний путь от задумки до реализации, и всё-таки даже в этой разработке и сегодня выявляются «белые пятна» и раскрыты не все её возможности, считает Дмитрий МАРКОВ, организатор саммита осетроводов и генеральный директор компании «Креативные технологии». Систему «Честный знак» создали относительно недавно, процесс проверки временем её алгоритмов ещё не завершен. А это означает, что процесс освоения работы с системой «Честный знак» ну никак не может пройти быстрее и проще, чем ранее с системой «Меркурий».

По сути, система «Честный знак» - это инструмент верификации, говорит эксперт. Если некий продукт произвели на предприятии, которое нанесло на каждую упаковку специальный знак, то тем самым предприятие «расписалось», что товар произведён именно у них.

Контрафакт на рынке икры сегодня уже почти никто не делает «в подполье» - его производят на тех же предприятиях, которые официально выпускают продукцию, констатирует Дмитрий Марков. «Честный знак» внедрили в нескольких отраслях с целью изменения ситуации. Но помогло ли это изжить контрафакт на рынке? По словам эксперта, для полноценного контроля недостаточно, чтобы «у Роспотребнадзора появились дополнительные полномочия осуществлять контрольные мероприятия», необходимо, чтобы они реально осуществлялись на практике. Для формирования доказательной базы по фактам фальсификации необходима экспертиза хорошо оснащённых лабораторий, другими словами, нужны финансовые средства для осуществления действенного контроля.


Эксперимент по внедрению «Честного знака» в других отраслях — фармацевтике, табачном производстве, молочной отрасли — показал, что это стресс-тест даже для крупных предприятий, не говоря уже о малом бизнесе, продолжает эксперт. Так, например, когда на фармацевтических заводах в тестовом режиме внедрили оборудование для нанесения штрих-кода, линии смогли выпускать лекарства со скоростью в пять раз меньшей, чем ранее. Другой пример возникающих проблем — невозможность реализовать продукцию, если штрих-код был нарушен или не считывается по другой причине. Все такие нюансы желательно выявить до введения «обязательности» защитной маркировки, подчёркивает Дмитрий Марков. «Нет сомнения, что эксперимент закончится в установленные сроки, и все предприятия-производители икры, так или иначе, будут вынуждены принять систему “Честный знак”, только вот как и для чего использовать оставшееся время — ключевой вопрос для участников рынка», — полагает он.

«С апреля этот процесс станет обязательным, — напоминает Александр Новиков. — Поэтому очень важно, чтобы новые правила, которые должны будут соблюдать все участники рынка, не стали сюрпризом».

Безусловно, в любом эксперименте всегда будут определённые сложности, не отрицает он. «Пока мы видим, что в нашей отрасли с маркировкой будут и чисто технические проблемы: есть мелкая тара, на которую невозможно наклеить знаки идентификации, клеить их на всю продукцию придётся вручную (мы выпускаем продукцию мелкими сериями и в большом ассортименте), что повлечёт за собой постоянные дополнительные расходы. Правда, для нас, производителей, «Честный знак» обещает интересную возможность: с помощью системы маркировки мы сможем увидеть все остатки, которые есть в сетях и у всех продавцов нашей продукции. Впрочем, пока это всё. Не будем строить иллюзий: с апреля 2024 года маркировка станет обязательной. Можно, конечно, не участвовать в эксперименте, но я бы советовал всем внимательно следить за тем, что происходит и задавать вопросы, связанные с введением маркировки», — заключает Александр Новиков.

Мнение редакции может не совпадать с мнением экспертов статьи.

Загрузка...
Агротехника и технологии

«Агротехника и технологии»