
Как оптимизация логистики агрохолдинга трансформирует агрорынок вокруг
В цикле статей эксперт консалтинговой компании LAMACON поэтапно раскрывает, как математическое моделирование помогает эффективнее управлять цепями поставок в АПК. В данном материале разберем, как трансформация цепи поставок агрохолдинга меняет не только внутренние процессы, но и влияет на партнеров — фермеров, транспортные компании и так далее. Тема колонки вдохновлена выступлением Константина Волошина, ныне IT-директора агрохолдинга «Белая Дача», на клиентской встрече LAMACON.
Напомним, в предыдущих материалах были рассмотрены оптимизация реализации готовой продукции, использования инфраструктуры и работы с сельхозкультурами.
Прозрачная среда
Когда речь заходит о социальной ответственности бизнеса, как правило, имеются в виду различные благотворительные акции, природоохранные инициативы и другие добрые дела. Однако организация максимально благоприятных условий для своих контрагентов, чтобы сотрудничество стало действительно взаимовыгодным, также зона ответственности бизнеса.
Один из ведущих производителей подсолнечного масла, как и многие другие крупные компании, столкнулся с проблемой низкой эффективности из-за хаоса в сезон сбора урожая подсолнечника. Проект по цифровизации, куда входило в том числе проектирование математического двойника, не только позволил сократить очереди на приемке с трех суток до 12 часов, но и стал катализатором для трансформации всей цепочки поставок и радикально изменил правила игры для всех ее участников.
Логистическая пробка длиной в трое суток
Агросезон в России — всегда цейтнот: когда поле готово к уборке, счет идет на часы. В разгар сезона уборки подсолнечника очередь у приемных пунктов агрохолдинга в буквальном смысле доходила до трех суток. Свою продукцию везли 3,5 тысячи поставщиков, у каждого — десятки базисов отгрузки. Простаивала техника, сырье теряло в качестве, а все участники цепочки — в доходе. Чтобы изменить ситуацию, повторяющуюся из года в год, в агрохолдинге решили, что теперь все процессы должны пойти по новому цифровому сценарию.
Для этого был разработан математический двойник реальной цепи поставок агрохолдинга, который должен был стать ядром системы логистического управления. Чтобы построить модель, которая корректно оцифрует логистическую сеть, менеджмент компании привлек команду консультантов LAMACON. Спроектированная модель позволяла тестировать любые сценарии «что, если»: от сноса элеваторов до изменения маршрутов и конфигурации автопарка.
Первый же эксперимент сразу показал ценность подхода. Руководство предложило убрать два элеватора, работа которых не приносила прибыли. Снесли объекты, конечно, только в виртуальном мире. И моделирование выявило неожиданный эффект: вместе с элеваторами исчезал не только обрабатываемый ими объем урожая, но и в два раза больший объем семечки сразу уходил конкурентам. Это стало поворотным моментом. Элеваторы не просто остались, их начали развивать, устранять узкие места и планировать их модернизацию. Модель стала безопасной «песочницей», где можно было перекраивать логистику, не теряя ни тонны семечки и ни рубля инвестиций.
Три уровня контроля: от нескольких лет до часов
В результате цифровой трансформации производитель масла выстроил три уровня планирования.
Стратегическое — помогает принимать инвестиционные решения: где строить собственные элеваторы, а какие мощности арендовать, нужно ли расширять свой автопарк и будет ли возможность утилизировать его не в сезон.
Тактическое — стало инструментом подготовки к ближайшему сезону: где «прокачать» сушилку, на каком элеваторе можно усилить прием «сырой» семечки и так далее.
Операционное — это ежедневное управление потоками в реальном времени.
В оперативном управлении были интегрированы сразу четыре системы: математический двойник цепи поставок, TMS (система управления транспортом), WMS (управление складом) и система прямой связи с фермерами. Каждый день система рассчитывала, откуда и куда отправить сырье, учитывая загрузку, расстояние, цену перевозки и свободные слоты разгрузки на каждом объекте.
Результаты попадали в TMS-систему, которая управляла автопарком из 250-300 собственных машин и порядка 750 автомобилей, нанимаемых в сезон. Водители четко знали свою загрузку и не застревали в очереди на элеваторы без работы.
Заявка фермера встраивалась в цепочку: он получал сообщение, какая машина заедет и когда. И главное, он был уверен, что это именно заранее оговоренная машина, потому что раньше нередки были случаи мошенничества, когда урожай уезжал в неизвестном направлении. Все эти гарантии позволили существенно повысить доверие фермеров.
Экономический эффект, который видят все
Эффект от проекта оказался многослойным. Моделирование улучшило не только внутренние процессы производителя масла, но и работу контрагентов: фермеров, перевозчиков, операторов хранения. Все участники начали получать больше — одни за счет увеличения оборота, другие — за счет предсказуемости, третьи — за счет снижения издержек.
С точки зрения экономического эффекта проект окупился за 9 месяцев и дальше начал приносить прибыль. Очереди с трех суток сократились до 12-20 часов. Фермеры могли заранее планировать вывоз урожая, комбайны не простаивали, лучшие партии уходили с поля сразу на переработку, минуя промежуточное хранение.
Перевозчики знали, что их машины не будут стоять без движения, и начали выполнять больше рейсов, зарабатывая на обороте, а не на простое. Это позволило им не включать в тариф риски простоя. Рынок перевозок ощутимо отреагировал: если в целом в тот год ставка за перевозку сельхозпродукции выросла на 7-9%, то там, где работал агрохолдинг, она даже снизилась на 2% благодаря предсказуемости загрузки.
Кто пожинает «цифровой» урожай
Моделирование дало агрохолдингу не просто контроль над собственной логистикой — оно стало инструментом управления всей экосистемой. Информация перестала быть разрозненной, а процессы — хаотичными.
Часто мощные инструменты цифровизации, такие, например, как создание двойников цепей поставок или другие технологии, могут быть недоступны небольшим компаниям-перевозчикам или фермерским хозяйствам. Однако опыт компании — производителя масла показывает, что, когда свои процессы оптимизирует крупный игрок, это положительно влияет на всех ее контрагентов. Именно этот мультипликативный эффект делает данный кейс потенциально интересным для всего агросектора.
Управление цепочкой поставок — это не только внутренняя эффективность, но и зона ответственности перед всеми, кто участвует в процессе. Пример применения математического моделирования цепей поставок показывает, что цифровизация помогает не только сократить расходы, но и выстроить рынок, в котором удобно работать всем — от фермера до трейдера.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.