Инвесторов потянуло к морю

Как развивается производство мидий и устриц в России и что мешает этому бизнесу

За последние несколько лет в России появилась и активно развивается новая отрасль марикультуры, которая специализируется на выращивании морских деликатесов — мидий и устриц. Отечественное производство моллюсков показывает стабильный рост на протяжении пяти лет. Очевидно, что у отрасли большие перспективы развития. Есть доступ к акваториям 13 морей, из которых половина пригодна для этого бизнеса, большой рынок сбыта и рост популярности морских деликатесов на внутреннем и внешнем рынках. При этом первоначальные инвестиции в аквафермы могут не превышать 30-40 млн руб., а первый урожай можно собрать в среднем уже через два года.   Именно поэтому российские бизнесмены начали активно присматриваться к этому направлению. Но препятствием для инвесторов становятся административные сложности и чрезмерный надзор. 

Марикультура стала перспективной отраслью сельского хозяйства после того, как Россия в ответ на санкции стран Запада и США ввела продовольственное эмбарго. До августа 2014 года мидий и устриц поставляли из-за рубежа — в основном из стран Евросоюза, и почти не культивировали внутри страны. Когда европейские морепродукты вместе с другим продовольствием стали запрещенным для ввоза в Россию товаром, специализированные морские фермы стали появляться в Краснодарском крае, Крыму и Приморье. Государство поддерживало развитие новой отрасли: после вступления в 2015 году в силу закона об аквакультуре в России начали распределять новые рыбоводные участки, а аквафермерам выделять субсидии. 

В год введения санкций в России, по данным Росрыболовства, произвели всего 2 т устриц — в Краснодарском крае. Мидий в небольшом объеме — около 94 т — выращивали в Приморье, но о промышленном производстве речь не шла. Уже по итогам 2015 года общее производство двустворчатых моллюсков удалось нарастить почти в четыре раза — до 375 т. В следующем году показатель достиг 634 т: на аквакультурных фермах было выращено 418 т мидий и 216 т устриц. 

К 2017 году отечественное производство уже превысило объемы импорта. В тот год отечественные аквафермы увеличили производство мидий и устриц до 1,7 тыс. т. А импорт этих моллюсков, по данным ФТС, составил около 1,4 тыс. т. Устриц Россия завозила главным образом из Туниса и Новой Зеландии,  а основными поставщиками мидий были Новая Зеландия, Китай и Чили. 

Расцвет отечественной марикультуры продолжился и в следующие годы. В 2019-м урожай устриц достиг уже 3,3 тыс. т, мидий — 1,9 тыс. т. Быстрее всего развитие сектора шло в Крыму, где этому виду деятельности благоприятствует климат и особый минеральный состав воды. Крупный кластер появился в акватории озере Донузлав на черноморском побережье Крыма. Здесь находится крупнейшая мидийно-устричная ферма «Крымские морепродукты», в прошлом году вырастившая более полумиллиона устриц и около 20 т мидий. В районе Севастополя, где также активно развивается мидийно-устричное направление, крупнейший производитель — НИО «Марикультура». Два рыбоводных участка в районе бухты Ласпи в прошлом году получила компания «Энси Бэй»: на ее ферме выращивается около 2 млн устриц, которые достигнут товарного размера через полтора-два года. 

В последние годы перспективы развития марикультуры видят не только специализированные рыбоводные компании. Так, около трех лет назад один из крупнейших агрохолдингов страны — им. Н. И. Ткачева — приобрел три рыбоводных участка в Туапсинском районе Краснодарского края, в знаменитой «Голубой бухте». Компания занялась выращиванием мидий и устриц. И если первый урожай мидий не превышал и 2 т, то сейчас ставится задача выйти на проектную мощность в 25 т мидий и не менее 50 тыс. штук устриц в год. Все это свидетельствует о том, что даже крупные игроки, которые специализируются на традиционных секторах сельского хозяйства, начинают экспериментировать и диверсифицировать бизнес в сторону аква- и марикультуры.

Как будет развиваться отрасль марикультуры в этом году и удастся ли ей сохранить докризисные показатели, сказать пока сложно. Пандемия коронавируса и введенные из-за нее ограничения на работу общепита обрушили спрос на морские деликатесы. У марикультурных ферм несколько месяцев почти не было продаж, и их оборот просел. Небольшие поставки шли в Крыму, но итоги первого полугодия работы крымских акваферм появятся позже. Крымские фермеры надеются, что спрос начнет оживать с началом курортного сезона, когда потребность в моллюсках традиционно возрастает. 

В целом морские деликатесы востребованы в сегменте HoReCa, и рестораны выстраиваются в очередь за черноморскими морепродуктами. Конкуренция на этом рынке пока небольшая, а инвесторов кроме востребованности самого продукта могут привлекать не слишком длинные сроки окупаемости проектов. Коллекторы для мидий и садки для устриц устанавливаются прямо в море, природной кормовой базы Черного моря достаточно для разведения моллюсков в промышленных масштабах. Крупная ферма, которая планирует выращивать 2 тыс. т устриц, соберет первый урожай в 1 тыс. т уже через 2,5 года, а для выхода на полный объем производства ей потребуется в целом около пяти лет. Мидия растет быстрее: товарным морепродуктом она становится примерно за 14 месяцев.

Однако только начав развиваться, отрасль уже столкнулась с рядом проблем. В прошлом году бизнес марикультурных предприятий оказался под угрозой из-за чрезмерных требования Росприроднадзора: для размещения мидийных и устричных хозяйств в Черном море нужно пройти дорогостоящую экологическую экспертизу, хотя ущерб для экологии от таких ферм минимален. Если процедуру госэкпертизы не упростить, то некоторые предприятия могут закрыться — для решения этой проблемы требуется вмешательство государства. Кроме того, инвесторы, развивающие аквакультуру в Крыму, начинают сталкиваться с отказами властей в получении необходимых для производства земельных участков. 

Также развитие марикультуры в России сдерживается нехваткой посадочного материала. Отечественные производители зависят от поставок из-за рубежа: молодь устриц они закупают в основном в питомниках Франции. Мидии, в отличие от устриц, воспроизводятся в Черном море, но естественная репродуктивная база в последние годы истощилась: из-за растущего промышленного лова мидийные банки не успевают восстановиться, и популяция диких мидий начинает вымирать. Для устойчивого обеспечения потребностей черноморских марикультурных хозяйств необходимы отечественные питомники-репродукторы, где будет выращиваться молодь устриц и мидий. 

Расширить рынок сбыта и вывести потребление морских моллюсков за пределы дорогих ресторанов в больших городах помогла бы маркетинговая кампания по их популяризации. Такую кампанию запускали 10 лет назад чилийские производители, которые выходили со своими мидиями на российский рынок, и сейчас Чили — один из лидеров по поставкам. На решение этих проблем потребуется время и усилия, но затраты окупятся с появлением новой мощной отрасли, обладающей экспортным потенциалом.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. 

Загрузка...