ОЗК нашла Дерипаску

Журнал «Агроинвестор»

Журнал «Агроинвестор»

Компания будет развивать экспорт вместе с «Базэлом»

нашла партнеров для развития дальневосточного экспортного коридора. В строительстве там терминала мощностью 2,5 млн т/год и стоимостью 3,8 млрд руб. будут участвовать «Базэл» и «». Сейчас методом прямой перевалки из ДВФО можно отправлять максимум 1 млн т/год.

прорабатывает проекты размещения терминалов для экспорта зерна в портах Находка-Восточный и Ванино, объявил в июне на конференции Международного совета по зерну (IGC) гендиректор компании Сергей Левин. Проект создания терминала в порту Ванино совместно с компанией «Базовый элемент» предусматривает строительство портового элеватора емкостью 150 тыс. т и годовой мощностью 2,5 млн т, уточнил Левин. Проект, по расчетам , должен обойтись в 3,8 млрд руб. Это примерно 17% от общего объема требуемых инвестиций в развитие портовых перевалочных мощностей страны, которые компания оценивает в 22 млрд руб. до 2015 года.

Согласились

Соглашение о строительстве терминала «Базэл», и «» заключили в конце апреля, подтвердили представители «Базэла» и «». Названные параметры представитель «Базэла» назвал верными. Но в какой форме будет осуществляться финансирование и как распределятся доли инвесторов в проекте, он не сказал. Представитель сообщил, что проект будет реализовываться как государственно-частное партнерство. рассчитывает на долю не менее блокирующей. «Базэл» управляет портом Ванино, где будет размещаться терминал, и проект интересен с точки зрения развития порта, говорит представитель этой компании. В качестве основного трейдера, который будет выкупать зерно в Ванино, рассматривается японская корпорация Itochu, добавляет он.

Источник, близкий к одному из инвесторов терминала, отметил, что ключевым моментом реализации проекта является участие «Базэла», который сможет обеспечить обратную загрузку вагонов: входящая в холдинг UC Rusal будет перевозить из Ванино на свои алюминиевые заводы импортируемый глинозем. Без обратной загрузки экспорт зерна через Дальний Восток нерентабелен, объясняет он.

Плохо доходит

В Азии расположен и крупнейший в мире импортер зерна — Япония (в 2009 году, по данным национальной статистической службы, импортировала 26,01 млн т), и самые быстрорастущие рынки-импортеры (Китай, Южная Корея и др.), комментирует гендиректор ИКАРа Дмитрий Рылько. Но российское зерно до этих стран почти не доходит: в этом году, по его информации, в Японию поставлено 40 тыс. т зерна при общем прогнозе экспорта в 21 млн т. Экспортировать больше мешают высокие тарифы на перевозку и нехватка портовых мощностей: зерно так называемым методом прямой перевалки (с вагона на судно) отгружается через Владивостокский морской торговый порт (ВМТП; сейчас его мощности позволяют переваливать в год больше 1 млн т), а также контейнерами.

Строительство специализированного терминала для экспорта зерновых обсуждается много лет: еще в 2006 году Алексей Гордеев, занимавший тогда должность министра сельского хозяйства, заявлял, что Россия могла бы поставлять в Азию до 5 млн т/год сибирских зерновых, в том числе производимых в Новосибирской области и на Алтае. Но с тех пор терминал так и не был построен. Только в конце 2009 года ВМТП и «» заключили предварительное соглашение о строительстве терминала мощностью 1,5 млн т/год.

Что кроме Дальнего Востока

Более 80% роста экспорта зерна через мощности в Азово-черноморском бассейне, говорится в докладе Левина, необходимо обеспечить, развивая глубоководную перевалку. Для этого предполагается реконструировать Новороссийский КХП, где у ОЗК контроль, увеличив его мощности на 1,5 млн т/год за два года. Расчетный объем инвестиций — 2,5 млрд руб. Также планируется построить в ЮФО («вероятнее всего, в порту Тамань») зернотерминал стоимостью 10 млрд руб. — с портовым элеватором (250 тыс. т) и мощностями по обработке маршрутных поездов (до 60 вагонов), сказано в докладе. Через четыре года этот терминал должен выйти на перевалку 8 млн т/год — 5 млн т с железнодорожного и 3 млн т — с автотранспорта. Расчетный объем инвестиций в проект составит до 10 млрд руб.
Мелководную перевалку ОЗК предполагает развивать, реконструировав Ейский портовый элеватор (см. стр. 13) и строя речные терминалы на Волге и Дону общей мощностью до 1,5 млн т/год. Расчетная потребность в инвестициях — до 2,5 млрд руб. Также обсуждается строительство терминала в порту Усть-Луга мощностью до 6 млн т/год (3,8 млрд руб.).

Загрузка...
Агроинвестор

«Агроинвестор»